Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 07:58, контрольная работа
Цель данной работы - изучение налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и предмет, метод Налогового права;
2. Определить систему Налогового права;
Способы воздействия обусловлены
самой природой финансовой деятельности
государства и муниципальных
образований (составной частью которой
выступают налоговые отношения)
Понятие метода налогового права ни в коей мере не следует связывать только с какой-то одной юридической особенностью: это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.
Методология налогового права
обусловлена регулируемыми
Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, командно-волевой), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ, однако содержание этой категории не раскрывается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), п. 3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Каких либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не устанавливается, что можно объяснить инертностью законодателя и его традиционными взглядами на регулирование публичных отраслей права императивными предписаниями.
Налоговый кодекс РФ не перечисляет
признаки метода властных предписаний
и не обозначает их сущности. Внутреннее
содержание властности регулирования
налоговых отношений
В процессе осуществления
государством налоговой деятельности
периодически возобновляются, повторяются
и моделируются фактические ситуации,
осуществляется реализация правового
статуса субъектов налогового права,
регулирование, охрана и изменение
общественных отношений налоговой
сферы. Волевой характер налоговой
деятельности детерминирован и тем,
что в процессе ее выполнения происходит
юридическая централизация
В налоговом праве метод властных предписаний является отражением финансово-правового императивного метода, поэтому несет все сущностные характеристики последнего. Применительно к сфере финансовой деятельности государства метод властных предписаний имеет следующие признаки.
1) преобладание в финансово-
2) метод властных предписаний
характеризуется как
3) конформизм финансово-правового регулирования, означающий необходимость для субъектов финансовых правоотношений действовать не по своей воле, а следовать предписаниям соответствующих актов органов государства;
4) неравенство субъектов
финансовых правоотношений, что
проявляется прежде всего в
обладании одних субъектов
Властное подчинение представляет
собой способность одной
Особенность отношений, основанных на властном подчинении, в отличие от гражданских состоит не только в том, что в них участвует в качестве стороны действующий от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что он проявляет присущие ему властные функции в данном конкретном правоотношении. В этой связи возникает вопрос: проявляется ли власть органов государства по отношению к добросовестным налогоплательщикам, т.е. в случае своевременной и полной уплаты организациями и физическими лицами причитающихся налогов, или метод властных предписаний действует только в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, когда императив, обязывание четко проявляются?
Налоговым правоотношениям
изначально присущ конформизм — необходимость
для субъектов следовать
В налоговых отношениях наиболее ярко метод властных предписаний проявляется в применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций. В данной ситуации признак властности заключается в возможности, предоставленной только одной стороне (налоговым органам), самостоятельно, не применяя судебную процедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства, а также добиваться выполнения другой стороной (налогоплательщиком) возложенных на нее обязанностей. Безусловно, налогоплательщики имеют право обжаловать неправомерные действия налоговых органов в суде, что не исключает первоначальной властности отношений.
Однако внесудебный порядок
привлечения к налоговой
Методы налогового права
как способы государственного воздействия
на общественные отношения не могут
оставаться неизменными с постоянно
одинаковым содержанием, они должны
изменять свою сущность в зависимости
от реформирования финансовых отношений,
а также форм взаимодействия частных
и публичных интересов
В современных условиях актуальность
приобретает метод
Безусловно, в силу специфики
налогового права названный метод
не является аналогом способа правового
регулирования гражданских
Сфера налоговых отношений
весьма специфична, и в первую очередь
тем, что в ней находят отражение
публичные и частные интересы,
следствием чего является законодательный
поиск оптимальных способов воздействия
на налоговые отношения. Тенденция
компромиссности регулирования
налоговых отношений отражает общемировой
процесс взаимопроникновения
Наличие самостоятельного предмета
(в рамках предмета финансового права)
и соответствующих методов
Следовательно, налоговое
право — это подотрасль финансового
права, нормы которой регулируют
императивным и диспозитивным методами
совокупность однородных имущественных
и связанных с ними неимущественных
общественных отношений, складывающихся
между государством, налогоплательщиками
и иными лицами по поводу установления,
введения и взимания налогов в
доход государства (муниципального
образования), осуществления налогового
контроля и привлечения к
2. Понятие налоговой системы
Автором первой научной модели налоговой системы является А. Смит. Изложенные им четыре правила (maxims) "в отношении налогов вообще" в сочетании с предложениями по системе налогов можно с полным правом рассматривать как первую научную модель налоговой системы.[2]
С тех пор практика налогообложения и научная мысль в сфере налогов ушли далеко вперед. Однако достигнуть определенности и прийти к единому понятию налоговой системы до настоящего времени ученые не смогли.
Согласно С.Г. Пепеляеву,
налоговая система - это совокупность
установленных в государстве
существенных условий налогообложения.
К существенным условиям С.Г. Пепеляев
относит: принципы налогообложения; порядок
установления и введения налогов; систему
налогов; порядок распределения
налоговых поступлений между
бюджетами различных уровней; права
и обязанности участников налоговых
отношений; формы и методы налогового
контроля; ответственность участников
налоговых отношений; способы защиты
прав и интересов участников налоговых
отношений. Понятие "налоговая система"
характеризует налоговый
А.В. Брызгалин дает определение
налоговой системы как