Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 07:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и предмет, метод Налогового права;
2. Определить систему Налогового права;

Вложенные файлы: 1 файл

КР Налоги.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Правовые отношения, возникающие  между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно НК РФ «законодательство о  налогах и сборах регулируют властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в  Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления  налогового контроля и привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Система налогов в нашей  стране преследует единую цель — формирование бюджетных средств и должна обеспечивать каждому гражданину Российской Федерации  независимо от места его проживания гарантированный Конституцией РФ минимум  социальных благ (ст. 39). Законодательство предусматривает и единую базу налогообложения  — доходы и имущество организаций  и физических лиц.

Сбор налогов и других платежей необходимо организовывать таким  образом, чтобы «каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в какой сумме он должен платить» (п. 6 ст. 3 НК РФ, часть первая). Только в этом случае налоговые платежи  обеспечивают необходимую долю валовой  национальной продукции (ВНП), предназначенную  для распределения. Однако взимание части доходов (прибыли) у организаций и физических лиц не должно превышать «налогового предела», чтобы не вызвать обострения социально-экономических противоречий в стране.

Взаимозависимость всех факторов налогообложения, обусловленная единством  цели и базы, требует централизованного  управления всеми аспектами этой проблемы (в частности, установления оптимального состава налогов и  сборов, величины ставок, порядка налогообложения).

Исходя из этого в основных началах налогообложения законодатель в первую очередь определил условия  последующего нормотворчества в  направлении ограничения иных налоговых  притязаний самого государства. С этой целью впервые было дано понятие  «налоговой системы», которое определено как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее  налогов), взимаемых в установленном  порядке» (ст. 2 Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.).

По нашему мнению, следует  согласиться с автором книги  «Российское налоговое право», который  пишет, что указанное понятие  не соответствует содержанию налоговой  системы. Оно подходит к понятию  системы налогов. А налоговая  система является более емким  и общим понятием. В его состав следует включить: налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных  нормативных актов; налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль; налоговых представителей, занимающихся расчетом и удерживанием в бюджет налогов с доходов налогоплательщиков; налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; результаты научных исследований в  сфере налогового обложения.

Указанное мнение автора книги  в дальнейшем подтвердилось в  ст. 2 НК РФ, в которой определено, что система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, «определяет  виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации». Объединение  налогов в систему связано  с необходимостью их классификации  по различным основаниям, а также  проведения исследований системы налогов  с анализом по факторам. Основные из них: удельный вес каждого вида налогов  в общей сумме поступлений, степень  централизации управления налогообложением в стране, индекс эффективности функционирования органов власти соответствующего уровня и др. В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ все налоги в зависимости  от их территориального уровня (уровня подчиненности) разделены на три  вида: федеральные, субъектов РФ и  местные.

Федеральные налоги устанавливаются  и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти и взимаются  на территории всей страны. Федеральные  налоги имеют следующие отличительные  особенности: они устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налогов, порядок зачисления в бюджет (или во внебюджетный фонд) определяется законами Российской Федерации. Сумма этих платежей может поступить в федеральный бюджет или в бюджеты другого уровня.

После введения в действие части второй НК РФ систему федеральных  налогов и сборов составят следующие  платежи, предусмотренные в ст. 13 части первой Налогового кодекса:

    • налог на добавленную стоимость,
    • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья,
    • налог на прибыль (доход) организаций,
    • налог на доходы от капитала,
    • подоходный налог с физических лиц,
    • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,
    • государственная пошлина,
    • таможенная пошлина и таможенные сборы,
    • налог на пользование недрами,
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
    • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,
    • сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
    • лесной налог,
    • водный налог,
    • экологический налог,
    • федеральные лицензионные сборы.

Налоги субъектов РФ (региональные) — это налоги республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, являющиеся для них обязательными. В зависимости от их особенностей эти платежи разделяются на три  группы. Первая группа устанавливается  федеральными законами и имеет практически  всю атрибутику федеральных налогов. Но конкретный порядок и сроки  взимания этих налогов, форма отчетности на территории региона могут отличаться от общепринятых. Органы власти регионов самостоятельно определяют следующие  элементы налогообложения: налоговые  льготы, порядок уплаты налогов, налоговую  ставку в пределах, установленных  НК РФ.

Вторая группа платежей называется факультативными налогами, которые  устанавливаются федеральными законами. Однако вводятся они органом представительной власти региона по его усмотрению и только после этого приобретают  обязательную силу.

В третью группу включаются налоги, устанавливаемые органами представительной власти региона по собственному усмотрению, но в соответствии с налоговым  законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Н К РФ существуют следующие региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество организаций,
  • налог на недвижимость,
  • дорожный налог,
  • транспортный налог,
  • налог с продаж,
  • налог на игорный бизнес,
  • региональные лицензионные сборы.

Местные налоги — это  налоги, которые в основном поступают  в местный бюджет. По отношению  к вышеуказанным налогам (федеральным  и региональным) они имеют некоторые  особенности. Часть этих налогов  устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается  на всей ее территории. Другая часть, не предусмотренная законодательными актами Российской Федерации, определяется законодательными актами республик  в составе Российской Федерации  или решениями органов государственной  власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов  и иных административно-территориальных  образований. Все элементы налогообложения  устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством  Российской Федерации, в частности  с НК РФ, частью первой.

Местные налоги и сборы  — самая многочисленная группа. Исчерпывающий перечень различного уровня налогов, сборов и других платежей закреплен законодательством РФ (их более 24 наименований). Некоторые  из них: земельный налог, налог на имущество физических лиц и регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, установлены законами РФ и взимаются  в обязательном порядке на территории всей страны.

Остальные факультативные налоги получают обязательную силу лишь после  принятия соответствующего решения  представительными органами местного управления.

В соответствии с Законом  РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 24 декабря 1991 г. и дополнений к нему органы государственной власти всех уровней  не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные  российским законодательством, как  и повышать ставки установленных  налогов, сборов и иных платежей. Это  положение закреплено в части  первой НК РФ, где в п. 5 ст. 12 сказано, что «не могут устанавливаться  региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, на территории Российской Федерации действует единая система налогов и сборов, основанная на принципе единства налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 1 НК РФ, часть первая). С введением законодательством РФ дополнительных налогов для субъектов РФ — налог с продаж и единый налог для определенных видов деятельности — не должны взиматься многие местные налоги и сборы, в общем количестве 16 платежей.

В НК РФ предусмотрены следующие  местные налоги и сборы (ст. 15):

  • земельный налог,
  • налог на имущество физических лиц,
  • налог на рекламу,
  • налог на наследование или дарение,
  • местные лицензионные сборы[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

По вопросу о месте  налогового права в системе права  в юридической науке сегодня  не существует единого мнения. Можно  выделить следующие основные концепции  места налогового права в системе  права:

- налоговое право является  частью бюджетного права как  крупного раздела финансового  права;

- налоговое право является  самостоятельным институтом финансового  права;

- налоговое право является  комплексным институтом, состоящим  из норм конституционного, финансового,  административного и финансового  права;

- налоговое право является  самостоятельной отраслью права.

Налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую  как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемая  в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как  средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В России действует трехуровневая система  налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

Важную особенность налоговой  системы Российской Федерации является то, что правом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством  РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых  платежей. Таким образом, органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать  свои собственные налоги. Схема налоговой  системы формируется на федеральном  уровне.

Введение налога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качестве элемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания и установление уровня бюджета, куда направляются суммы налога.

Однако введение налогов  не означает обязательное взимание их на определенной территории. Орган  представительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает введенный налог, может  посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал  в действительности, необходимо его  установить, т. е. определить все основные элементы закона о налоге.

Правом устанавливать  налоги своего уровня обладают также  органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления. Российская Федерация может устанавливать  лишь некоторые элементы данных налогов, такие, как предельная ставка налогов, особенности порядка уплаты налога и др. Однако иногда федеральные  органы власти берут на себя функцию  установления региональных и местных  налогов (например, в отношении налога на имущество физических лиц, земельного налога, регистрационного сбора с  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью).

Налоговая система включает в себя: установление прав и обязанностей налогоплательщиков, установление прав и обязанностей налоговых органов, установление объектов налогообложения, постановку на учет налогоплательщиков и присвоение им идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление структуры налоговых  органов и т. д.

Информация о работе Налоговая система РФ