Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:44, курсовая работа
Краткое описание
В перспективе налоговая система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Объектом курсовой работы является налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является косвенные (прямые) налоги, их порядок начисления и уплаты. Цель моей курсовой работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Плательщиками налогов на имущество
физических лиц являются граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства, имеющие на территории
Российской Федерации в собственности
имущество, признаваемое Законом Российской
Федерации «О налогах на имущество физических
лиц» объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое
объектом налогообложения, находится
в общей долевой собственности нескольких
физических лиц, налогоплательщиком в
отношении этого имущества признается
каждое из этих физических лиц соразмерно
его доле в этом имуществе.
Если имущество, признаваемое
объектом налогообложения, находится
в общей совместной собственности нескольких
физических лиц, они несут равную ответственность
по исполнению налогового обязательства.
При этом налогоплательщиком может быть
одно из этих лиц, определяемое по соглашению
между ними.
Налог на имущество физических
лиц исчисляется налоговым органом по
месту нахождения объектов налогообложения.
В случае, когда физическое лицо не проживает
по месту нахождения имущества, признаваемого
объектом налогообложения, налоговое
уведомление на уплату исчисленного налога
направляется налогоплательщику по адресу
его места жительства.
Налог исчисляется на основании
данных об их инвентаризационной стоимости
по состоянию на 1 января каждого года.
Если у налогоплательщика в
собственности имеется несколько объектов
налогообложения, и они находятся на территории
одного представительного органа местного
самоуправления, который установил по
всем объектам единую ставку налога, то
налог исчисляется с суммарной инвентаризационной
стоимости всех этих объектов. Если установлены
различные ставки налога в зависимости
от типа использования имущества, то налог
исчисляется с суммарной инвентаризационной
стоимости каждого типа объектов.
В соответствии с законодательством
члены жилищного, жилищно-строительного,
дачного, гаражного или иного потребительского
кооператива, другие лица, имеющие право
на паенакопления, полностью внесшие свой
паевой взнос за квартиру, дачу, гараж,
иное помещение, предоставленное кооперативом,
приобретают право собственности на указанное
имущество.
Физическое лицо уплачивает
налог на строения, помещения и сооружения
с месяца, в котором был полностью внесен
паевой взнос, а по новым строениям, помещениям
и сооружения - с начала года, следующего
за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
За строения и другое имущество,
находящееся в общей долевой собственности
нескольких граждан, налог уплачивается
каждым из этих граждан соразмерно его
доле в объектах. При переходе права собственности
в течение года от одного гражданина-налогоплательщика
к другому налог исчисляется и предъявляется
к уплате первоначальному владельцу с
1 января текущего года до начала того
месяца, в котором он утратил право собственности,
а каждому новому собственнику - с момента
вступления в право собственности до момента
отчуждения. Налог уплачивается независимо
от того, эксплуатируется или нет.
За вновь возведенные гражданами
строения, помещения и сооружения налог
уплачивается с начала года, следующего
за их возведением.
Налоговые органы вручают гражданам
платежные извещения на уплату налога
по месту их жительства не позднее 1 августа.
Уплата производится равными долями в
два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
По желанию плательщика налог может быть
уплачен в полной сумме по первому сроку
уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.
Глава 3. Анализ функционирования
налоговой системы.
3.1. Проблемы и ограничения развития
современной налоговой системы.
По мнению многих ученых и практиков,
современная налоговая система РФ, являясь
наиболее важным механизмом регулирования
экономики, не в полной мере соответствует
условиям рыночных отношений. Она является
сложной и запутанной как по исчислению
налогов, так и по документированию, составлению
отчетности и компьютеризации.
Множество льгот по видам налогов
для различных групп субъектов налога,
дополнений, поправок и изменений, вносимых
в законодательство, приводит к усложнению
обработки огромных потоков налоговой
информации, усложняет процесс сбора и
хранения информации, требует увеличения
штатного состава налоговых служащих
и иных контролирующих структур, увеличения
расходов на их содержание, закупку и обслуживание
аппаратуры, что требует больших затрат
на налоговое администрирование. Наряду
с низким уровнем социальной ответственности,
большое налоговое бремя является основным
мотивом ухода субъектов хозяйственной
деятельности от уплаты налогов и сборов.
По мере развития рыночных отношений
недостатки, присущие современной налоговой
системе РФ, приводят к несоответствию
происходящих в обществе и государстве
изменений, уходу субъектов налога от
уплаты или снижению налоговых платежей,
несвоевременности выплат или выплате
заработной платы через «черные кассы»,
углублению и расширению сети теневой
экономики.
Решение проблемы стимулирующего
влияния системы налогообложения на экономическую
деятельность предприятий, развитие производства
и экономическое развитие страны в целом
являются в настоящее время одной из первоочередных
задач государства.
Эффективность налогообложения
определяется соотношением налоговых
поступлений в бюджеты с общими затратами
на сбор налогов, в том числе и в отношении
к каждому конкретному налогу. Эффективное
налогообложение, можно обеспечить путем
гармоничного сочетания выбранного налогового
механизма с целями и задачами, которые
ставит перед собой государство при управлении
экономикой страны.
Существующая система налогообложения
недостаточно учитывает сезонный характер
производства и поступления финансовых
ресурсов в сельском хозяйстве.
Для налоговой системы Российской
Федерации характерно7:
Высокий уровень налогового
бремени, возложенный на предприятия.
Жалобы налогоплательщиков на тяжесть
налогового бремени – общее явление для
всех стран. Тем не менее, величина налога
– понятие относительное. Одна и та же
сумма для кого-то может быть незначительна,
а кого-то разорит. Если продукцию, цена
на которую включает налоги, покупают
и у предприятия остаются средства на
достойную зарплату персоналу и инвестирование
в развитие – соответственно, уровень
налогообложения для предприятия приемлем.
А если при этом налоги, уплаченные в бюджет,
обеспечивают достаточно высокий уровень
жизни тех, кто за счет них финансируется
(бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.),
значит, действующая налоговая система
эффективна для государства. Недостатки
системы налогообложения являются одной
из причин развития коррупции и теневого
сектора экономики.
Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС, а так же с заменой ЕСН8 страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.
Сложность процедур – одна
из коренных проблем практически всех
сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет
с приложениями – это несколько десятков
страниц текста и расчетов. Книги покупок
и продаж с троекратной записью
каждой продажи, налоговый учет, который
необходимо вести параллельно с бухгалтерским
учетом, оформление возмещения НДС за
экспорт – это далеко не полный перечень
проблем бухгалтера. Инструкция по составлению
годового бухгалтерского отчета содержит
600 страниц.
Следует также учесть и тот
факт, что многие нормативные документы
претерпевают постоянные изменения, что
негативно сказывается на качестве бухгалтерского
и налогового учета.
Не учтены сложные взаимосвязи
всех участников общественных отношений,
складывающихся в процессе установления
и взимания налогов.
Естественное и вполне объяснимое
желание большинства населения уменьшить
налоги вступает в противоречие с неотложными
нуждами финансирования хозяйства, решения
социальных вопросов, развития фундаментальной
науки.
Российская система налогообложения
плохо выполняет фискальную функцию и
почти не выполняет стимулирующую, распределительную
и социальную функции. Она не способствует
развитию производства, росту благосостояния
и снижению социального расслоения населения
Увеличение социальных взносов
с 26% до 34% определяет значительную налоговую
нагрузку на фонд оплаты труда работников,
и может привести к тотальному сокрытию
заработных плат, и привести к обратному
от запланированного, эффекту.
Большой проблемой является
налоговое администрирование налога на
добавленную стоимость, сложные методики
расчета, усложняют работу всем организациям.
Действующая в России налоговая
система вызывает множество нареканий
со стороны предпринимателей, экономистов,
депутатов, государственных чиновников,
журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Предметами для критики выступают:
излишне фискальный характер налоговой
системы; отсутствие должного стимулирования
отечественных производителей; чрезмерное
налогообложение прибыли (дохода); низкое
налогообложение имущества; высокое налогообложение
физических лиц при небольшой по сравнению
с западными странами оплате труда; низкое
налогообложение физических лиц, поскольку
в других странах оно выше; слишком жесткие
финансовые санкции к уклоняющимся от
уплаты налога; недостаточность принимаемых
мер по пресечению недоимок в бюджет; частые
изменения отдельных налогов; низкое налогообложение
природных ресурсов.
Обобщить и свести воедино все
эти точки зрения невозможно, хотя во многих
критических высказываниях и предложениях
содержится рациональные предложения.
России остро не хватает собственной научной
школы или нескольких школ в области налогообложения,
способных не только усовершенствовать
действующую налоговую систему, но предвидеть,
спрогнозировать все экономические и
социальные последствия от проведения
того или иного комплекса мероприятий.
3.2. Анализ структуры и динамики
налоговых доходов, поступивших в бюджетную
систему РФ.
Нижеприведенный анализ был
проведен на основании данных о поступлении
администрируемых ФНС России доходов
в бюджетную систему Российской Федерации.
Существенный ущерб бюджетная
система Российской Федерации несет в
результате продолжающегося уклонения
организаций от налогового учета и контроля.
По состоянию на 1 января 2009 года 1709 тыс.организаций
(33% от общего количества организаций состоящих
на учете в налоговых органах) не представляли
отчетность в налоговые органы или представляли
нулевую отчетность.
Всего в 2009 году (по предварительным
данным) в федеральный бюджет поступило
3 012 млрд. рублей администрируемых доходов,
что на 26% меньше, чем в 2008 году.
Показатели, заложенные на 2009
год в Федеральном законе «О федеральном
бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов» в части Федеральной Налоговой
Службой России, выполнены. Бюджет получил
дополнительно 402 млрд. рублей.
Таблица 1. Поступление
налоговых доходов в бюджетную систему
Российской Федерации в 2008-2009 гг. млрд.
рублей9
2008 год
2009 год
в процентах к 2008 году
Налоги и сборы в федеральный бюджет
(вкл. ЕСН)
4 078,7
3 012,4
73,9
Налог на прибыль организаций в федеральный
бюджет
761,1
195,4
25,7
Налог на доходы физических лиц в консолидированные
бюджеты субъектов РФ
1 665,6
1 665,0
100,0
Единый социальный налог в федеральный
бюджет
506,8
509,8
100,6
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации
998,4
1 176,6
117,9
Акцизы в федеральный бюджет
125,2
81,7
65,2
Налоги и сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
в федеральный бюджет
1 637,5
1 006,3
61,5
Рис. 1. Структура поступлений
администрируемых Федеральной Налоговой
Службой доходов в федеральный бюджет
по видам налогов в 2009г.
Платежи:
НДС
39%
НДПИ
33%
Остальные налоги и сборы
2%
Акцизы
3%
ЕСН
17%
Налог на прибыль
6%
Основная масса администрируемых
Федеральной Налоговой Службой России
доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями налог на добавленную стоимость
(39%), налога на добычу полезных ископаемых
(33%), единый социальный налог (17%) и налога
на прибыль (6%).