Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………….2-3
Глава 1. Сущность Налоговой системы государства.
1.1.Сущность налогов их функции и виды………………………..4-9
1.2.Налоговая система ее сущность и значение………………….10-15
1.3..Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы…………………………………...16-21
Глава 2. Совершенствование. Налоговая система РФ: проблемы и тенденции.
2.1.Принципы эффективного формирования налоговой системы и налогообложения РФ ………………………………………………22-26
2.2.Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……………………………………………………………………27-32
Заключение………………………………………………………….33-34
Список литературы…………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект по экономике.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение …………………………………………………………….2-3

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства.

1.1.Сущность  налогов их функции и виды………………………..4-9

1.2.Налоговая  система ее сущность и значение………………….10-15

1.3..Возможность  использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы…………………………………...16-21

Глава 2. Совершенствование. Налоговая система РФ: проблемы и тенденции.

2.1.Принципы  эффективного формирования налоговой  системы  и налогообложения РФ ………………………………………………22-26

2.2.Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……………………………………………………………………27-32

Заключение………………………………………………………….33-34

Список литературы…………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Налоговая система  — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы  и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Проблема налоговой  системы, на сегодняшний день,  одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга.

В России столь  сложной и запутанной, является проблема налоговых  отношений.  Она связана  с формированием финансовых ресурсов на разных  уровнях,  затрагивает  экономические  интересы  всех  налогоплательщиков,  зависит  от   социально-экономических  целей,  которые  ставит  перед  собой  общество,   определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.  Изучая модели  налоговых  систем  в  странах  с  развитой рыночной экономикой,  Россия  не  слепо  копирует  этот  опыт,  а  учитывает исторические особенности страны  и  формирует  налоговую  систему  в  тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Актуальность  этой темы в том, что Налоговая  система России ещё не усовершенствована полностью, и требует исправления недостатков, так же рядом изъянов, каждый из  которых  подлежит  анализу,  необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

     В экономической литературе  сложились две точки  зрения  на  процесс совершенствования налоговой системы в  России.  Одни  экономисты  предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание  новой:  другие  считают, что  сложившаяся  в  стране  трехуровневая  налоговая  система  должна  быть усовершенствована путем устранения недостатков.

Налоговая система  России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных  актов. В первую очередь изменения  должны быть направлены на активизацию  предпринимательства, стимулировать  индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.

Задачами  данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Второй задачей  является непосредственно анализ налоговой системы, принципы её формирования и совершенствования.

В этой работе раскрывается понятие налоговой системы, приводит принципы, в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые  системы, говорит о целевых установках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства.

1.1.Сущность  налогов их функции виды.

Налоги –  обязательные платежи физических и  юридических лиц в бюджет соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах  воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал  К. Маркс.1 В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий –

рынков сырья  и сбыта готовой продукции, казне  нужны были

дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы  государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты установленные законом.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения  и не носящий характер наказания  или компенсации обязательный безвозмездный  платеж. В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в  современных условиях большинство  налоговых выплат осуществляется в  денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности.

В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости  – национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства  и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в  процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1.   Обеспечение  финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2.   Государственное  регулирование экономики (регулирующая  функция).

3.   Поддержание  социального равновесия путем изменения

соотношения между  доходами отдельных социальных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними (социальная функция).

4.   Стимулирующая  функция

Основная функция  налогов – фискальная состоит  в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная  или перераспределительная функция налогов2. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.  Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Информация о работе Налоговая система государства