Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:20, реферат
В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения. Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.
1. НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЕГО ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения
В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения. Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.
Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ. 1
Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правонарушения.
Во-первых, противоправное деяние - налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением считается только деяния, предусмотренное законодателем о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, отказ предоставлять налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчеты и другие).
Во-вторых, виновность - налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение санкций. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.
В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).
В-четвертых, наказуемость деяния - совершение налогового деликта влечет для нарушителя негативные последствие в виде налоговых санкций. Наказуемость является
1Перевалов В.Д. Теория государства и права. - Москва, 2004.
формальным признаком, поскольку налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ.
Указанные признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности.
По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:
1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом 1
2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций 2
3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов 3
4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций 4
Определяя систему нарушений
- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- правонарушения против
- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения против системы
гарантий выполнения
1 (ст. 116-117 НК РФ)
2 (ст. 119-120 НК РФ)
3 (ст. 122, 123 НК РФ)
4 (ст. 125-129.1 НК РФ)
- правонарушения против
- правонарушения против
- правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета,
составления и представления
бухгалтерской и налоговой отче
- правонарушения против
Глава 16 НК РФ устанавливает меры ответственности только в отношении обязанных участников налоговых отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в конечном итоге несут обязанности перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые агенты, а также иные обязанные лица. Никаких специальных мер ответственности в отношении представителей государства НК РФ не установлено. Поэтому представляется, что анализ видов налоговых правонарушений следует осуществлять именно в тех рамках гл. 16 НК РФ, которые и определил законодатель.
Существуют режимы, образуемые нормами законодательства о налогах и сборах, которые в своей совокупности обусловлены необходимостью нормального и эффективного функционирования налоговой системы.
Во-первых, это режим общерегулятивный, состоящий из общерегулятивных норм, которые непосредственно регулируют взимание (исчисление и уплату) налогов и сборов.
Во-вторых, это обеспечительно-
В-третьих, это принудительно-
Очевидно, что действие общерегулятивных
и обеспечительно-
Особое место в системе мер
государственно-правового
Предназначение системы налоговых правонарушений - обеспечить надлежащее исполнение обязанными лицами возложенных на них обязанностей, то есть каждый, предусмотренный законом вид налогового правонарушения и соответствующая мера ответственности за его совершение, должны обеспечивать ту или иную обязанность обязанного лица. В противном случае, может сложиться ситуация, когда законодательством будет предусмотрена определенная обязанность, а обеспечительные меры ответственности за ее неисполнение будут не предусмотрены, что неизбежно повлечет для существующего правопорядка негативные последствия.
1.2. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и проступки.
В сфере налоговых
Среди оснований привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах можно выделить:
налоговые правонарушения;
нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).
В сфере налогообложения можно выделить три вида налоговых правонарушений:
1) налоговые правонарушения, ответственность
за совершение которых
2) административные
3) уголовные правонарушения (преступления)
в сфере налогообложения (
Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.
Под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные интересы государства, связанные с неуплатой (неперечислением) налоговых платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, характеризуются как чисто административные.
Некриминальные
налоговые правонарушения в области
налогов и сборов, совершенные должностными
лицами регулируется нормами КоАП РФ (ст.15.3,15.4,15.5,15.6,15.7,
Некриминальные налоговые правонарушения, совершаемые организациями, предпринимателями и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, регулируются нормами НК РФ и, в соответствии со ст. 106 НК РФ, носят наименование - налоговые правонарушения.
Данное
обстоятельство и является причиной
неоднозначного подхода как к
категории налоговой
Во-первых, одним из основных признаков, указывающих на однородность административных и налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования и однородность тех общественных отношений, для нормального и эффективного функционирования которых и предназначены данные меры ответственности.
Во-вторых, в теории административного
права обязательными признаками
административного
Одним из основных показателей степени и характера общественной опасности именно налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
В российском уголовном законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:
-уклонение от уплаты
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц 3
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации 4
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.
Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а иными актами отраслей права.
1 Калинина Л.А., Кузьмичева Г.А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. - М., 2000 Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений
2 (ст.194 УК РФ)
3 (ст.198 УК РФ)
4 (ст.199 УК РФ)
.Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.
Имеются существенные отличия и
по порядку привлечения к
Так же нельзя не учитывать, что и нормы гражданского законодательства, при нарушении законодательства о налогах и сборах, так же предусматривают санкции, призванные обеспечить соблюдение правопорядке в сфере гражданского оборота. Так, из положений п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ следует, что неисполнение налогоплательщиком - юридическим лицом своих обязанностей по уплате налогов, по ведению бухгалтерского учета, по составлению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и предоставлению, налоговым органам, необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, может выступить основанием для его ликвидации по иску налогового органа.
Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон и при неравенстве субъектов отношений, какая-либо ответственность не может иметь гражданско-правового характера. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.
Информация о работе Налоговое правонарушение и его юридическое значение