Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является на основании анализа Федерального бюджета за 2003и 2004 года выявить основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году.
Во-первых, потому что уже совсем скоро наступит 2005 год и всем хочется знать, какие планы и перспективы, изменения в экономической, социальной и политической сферах нам предстоят.
Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:
AD=C+I +G +X, (2) где,
AD – совокупный спрос;
С – потребительский спрос;
I – инвестиционный спрос (частные инвестиции);
G – спрос государства; X – чистый экспорт.
На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.
В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I. Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой T), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:
S + T= I + G (3)
Если преобразовать это уравнение, то получим
S - I = G – T (4)
Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.
Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.
Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики – росту доходов и ВВП.
При росте ВВП рост государственных расходов приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы. В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВД, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.
В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.
В ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, что снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых поступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера.
T, %
100
Источник: Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. с. 495
T- ставка налога;
R - налоговые поступления
Однако проблема состоит в том, что если это происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления налогов в бюджет могут и снизится.
Отметим также, что косвенные налоги в отличии от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс-дефлятор ВВП. / 11. с. 641- 647/
Бюджетный кодекс
Российской Федерации служит
целям финансового
К бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Президент
Российской Федерации издает
указы, Федеральные органы
Закон о бюджете принимается на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, вступает в силу со дня подписания, подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением. Определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом; установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет
и бюджеты государственных
внебюджетных фондов
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Российской Федерации
отсутствует четкая система
Бюджетный кодекс Российской федерации затрагивает следующие вопросы: регулирование доходов бюджета; собственные доходы бюджетов, штрафы и иные суммы принудительного изъятия; безвозмездные перечисления, финансовая помощь; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; виды доходов бюджетов, формирование доходов бюджетов; принципы бюджетной системы российской федерации, единства бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов, государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности. Основным источником доходов бюджета являются налоги. Все правовые аспекты по налогам закреплены в налоговом кодексе.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Налоги устанавливаются на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности одну тысячу рублей.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; ритуальные услуги.
Для индивидуальных предпринимателей перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности. Кроме того, законодательно закреплены и рассмотрены следующие вопросы.
Государственной поддержки студентов
и аспирантов образовательных учреждений
высшего профессионального образования,
развития российской науки, о распределении
средств, поступающих от продажи гражданам
и юридическим лицам земельных участков,
находящихся в государственной собственности,
или права их аренды.
Реализации Федеральной целевой программы "Жилище", в том числе Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Погашению государственного долга на выплату компенсации по вкладам (взносам) граждан в организациях государственного страхования, а также в части перечисления средств федерального бюджета.
Информация о работе Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты