Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании анализа Федерального бюджета за 2003и 2004 года выявить основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году.
Во-первых, потому что уже совсем скоро наступит 2005 год и всем хочется знать, какие планы и перспективы, изменения в экономической, социальной и политической сферах нам предстоят.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава ΙΙ. Анализ приоритетных задач и направлений бюджетной политики

2.1 Сравнительная характеристика  бюджетов 2002 – 2003 гг.

В 2002 году российская финансовая  система работала устойчиво и надежно. Бюджетная политика была ориентирована на четкое выполнение государством своих обязательств, в первую очередь по обеспечению продолжения структурных экономических реформ. Была запланирована профицитность федерального бюджета. В 2002 году доходная часть бюджета составляла около 2125,7 млрд. руб., расходная – 1947,4 млрд. руб. При благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре – цена на нефть 23,5 дол. за баррель – планировалось получить профицит федерального бюджета в размере 178,4 млрд. руб., из которых 68,6 млрд. руб. пошло на погашение государственного долга и109,8 млрд. руб. – на создание финансового резерва.

В 2003 году федеральный бюджет выплатил государственный долг, включая платежи по внешнему долгу в полном объеме.      Снижение государственного долга помимо сокращения расходов на его обслуживание является важной мерой повышения инвестиционной привлекательности России.

В 1998 году в России сложился чрезмерный государственный долг, который зависел от краткосрочных заимствований, и требовал постоянного погашения и новых заимствований, т.е. рефинансирования. В условиях ухудшения мировой конъюнктуры такое рефинансирование оказалось неисполнимым для России. Сегодня в России совершенно другая ситуация. Долги погашаются и даже в некоторых случаях с опережением графика, нет больших объемов краткосрочных долговых заимствований, которые могли бы вызвать обеспокоенность Правительства, населения, кредиторов. 

Когда-то страна получила скачек роста на основе последствий девальвации: импорт стал слишком дорогим. Экспорт – слишком выгодным, возрос спрос населения и хозяйствующих объектов на отечественную продукцию. Но по мере того, как этот фактор становится все менее значимым, усилия правительства направлены на снижение налогов. Облегчение правил открытия и ведения бизнеса. Начать свой бизнес в России стало значительно легче и дешевле.

Российская экономика в своем развитии уже перешла на новый этап – экономический рост стал стабильным. Стабильный экономический рост – это и постоянное улучшение уровня жизни.

Доходы населения выросли на 23-24%. Темпы инфляции снизились с 18,6% до15%. Россия в полном объеме выполнила свои обязательства по погашению внешней задолженности в 2002 году в строгом соответствии с графиком платежей.

В 2002 году сделаны важные шаги в проведении налоговой реформы. Налоговое бремя снизилось с 33,9% до 32,9% в ВВП. Снижение налоговой нагрузки позволяет вывести доходы из тени, стимулирует развитие производства, улучшает финансовое положение предприятий. Это, в свою очередь, обеспечивает расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. /7. с. 3-6/

Вместе с тем была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль. Эта льгота приводила к повторному учету одних и тех же затрат при определении налоговой базы и зачастую просто использовалась для ухода от налогообложения. Первый раз льгота вычиталась из прибыли в момент инвестирования, а второй раз – через амортизационные отчисления. С отменой этой льготы доля инвестиций по отношению к прибыли не снизилась. В 2002 году темп роста инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования составит не менее 106%. Реализация начавшихся правовых, структурных и институциональных преобразований в экономике, а также снижение налоговой нагрузки.

            Проведение профицитной бюджетной политики обеспечило сокращение темпов инфляции в условиях социального платежного баланса. Это позволило в условиях снижения налогового бремени повышать уровень бюджетных расходов.

Необходима максимальная защищенность от внешних воздействий и прежде всего, от мировых цен на российские экспортные товары. В условиях более высоких экспортных цен, формируется вторая часть бюджета – финансовый резерв.

Эта особенность формирования бюджета на 2002 год позволила наращивать бюджетные доходы на всех уровнях бюджетной системы, произвести важнейшую реформу налоговой системы, снизить налоговое бремя, улучшить собираемость налогов, в конечном счете, увеличить и стабилизировать наполнение бюджетов всех уровней, уверенно расплатится по внешним долгам и сократить долговое бремя в целом.

В2002 году Правительство провело дополнительную централизацию ряда доходов, прежде всего, налог на полезные ископаемые.

Надо отметить, что финансовая помощь субъектам Федерации – ведущий раздел федерального бюджета 2002 года. В 2002 году с учетом централизации доходов в Фонд финансовой  поддержке регионов было направлено около 265,5 млрд. руб. Централизация доходов в федеральном бюджете было направлено, прежде всего, на улучшение системы финансовой поддержки субъектов Федерации. В 2002 году сохранялась социальная направленность региональных бюджетов – 46% средств направлялось на финансирование учреждений социально-культурной сферы, 16% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 3% - на правоохранительную деятельность. 2% - на сельское хозяйство.

Важный вопрос – финансирования заработной платы с учетом ее повышения. Сохранить повышенную заработную плату по единой тарифной сетке, и ранее введенные надбавки. В 2002 году было профинансировано существенное увеличение пенсий. Обеспечено повышение денежного довольствия военнослужащих. Оклады по воинской должности увеличились в 2—2,4 раза.  В полном объеме обеспечивалась текущая выплата детских пособий гражданам, имеющим детей.

В 2002 году значительно увеличен объем средств, направляемых на предварительную компенсацию гарантированных сбережений граждан. По-прежнему сохраняются проблемы развития банковского сектора – недостаток ресурсной базы, высокие риски кредитования, непрозрачность деятельности банков.

В целях повышения надежности и устойчивости банковской системы принято решение о гарантировании банковских вкладов частных лиц в пределах 95 тыс. руб.

В целях повышения управляемости бюджетными средствами и целевого их расходования применялась система контроля над обязательствами. В течение 2002 года органы федерального казначейства осуществляли учет бюджетных обязательств бюджетных учреждений по коммунальным платежам.

В 2002 году практически была завершена работа по открытию бюджетным учреждениям лицевых счетов по учету средств. Полученных от предпринимательской деятельности. В органах федерального казначейства, а также создание и функционирование единого счета федерального казначейства.

Серьезное увеличение общих средних дефляторов, заложенных в бюджет 2002 года. Имеют все социальные отрасли – здравоохранение, образование (раздел «Образование» в федеральном бюджете возрастет на 60%), культура.

Бюджетная политика на 2003 год была определена с учетом ограничения расходов федерального бюджета в размере не превышающим 13% ВВП. Что характеризует Федеральный бюджет на 2003 год? Прежде всего – его социальная направленность.

В 2003 году было проведено финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения и образования, а также переход от единой тарифной сетки к отраслевой системе по оплате труда.

Приняты меры в области управления государственным долгом направленые на то, чтобы сгладить пик долговых платежей в 2003 году.

В 2003 году общие суммы выплат в счет погашения внешней задолженности составили 17,3 млрд. дол. На обслуживание внешнего долга направлено 220 млрд. руб., а на обслуживание внутреннего долга –57,5 млрд. руб.

Инфляция удержена в пределах 10-12%

Отличительной способностью бюджетной политики в 2003 году являлось формирование финансового резерва для целей обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2003 году и ограничение темпов инфляции.

В 2003 году приоритетными направлениями расходования бюджетных средств были национальная оборона, судебная система, наука и образование.

Доля расходов федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в общем объеме федерального бюджета составило 25,1%.

Объем ассигнований в 2003 году на судебную систему был предусмотрен в размере 25,5 млрд. руб., что на 27, 9% больше уровня 2002 года, что позволило реализовать меры по финансовому обеспечению проводимой реформы судебной власти.

Расходы на образование в 2003 году составили 97,6 млрд. руб.

  Был начат процесс формирования трехлетних бюджетов. Впервые подготовлен длительный среднесрочный финансовый план до 2005 года. Начиная с 2004 года, ежегодные бюджеты формируются в увязке со среднесрочными бюджетными показателями.

Важным аспектом в реализации бюджетной политики также является учет изменений в перераспределении  бюджетных полномочий между федерацией, регионами и муниципалитетами.

Политика сокращения налогового бремени вызывает снижение общих доходов расширенного Правительства в текущем году. С другой стороны, в части расходной политики не должны уменьшатся расходы в реальном выражении. То есть с учетом расширения налоговой базы, роста ВВП страны, объем собираемых налогов будет достаточным, чтобы не только не снижать финансирование основных направлений бюджетной политики, но и даже нарастить их на 2-4 процента в реальном выражении, то есть сверх инфляции.             

Нужно дифференцировать подход по субъектам Российской Федерации и создать механизмы, которые позволят субъектам Российской  Федерации самим осуществлять полномочия в области заработной платы.

Надо также отметить самую существенную статью увеличения социальных расходов – это значительное повышение пенсий, которые выплачиваются из бюджета.

Таким образом, этот бюджет несет в себе те приоритеты, которые сегодня оценивает и общество как свои приоритеты.

На основе анализов этих бюджетов можно сделать следующие выводы.

Федеральный бюджет формируется и исполняется с профицитом, обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры.

Сделанные ранее шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию.

Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию.

Продолжена реализация налоговой реформы. Обеспечивающей снижение налоговой нагрузки на экономику и повышение собираемости налогов.

Стало более ритмично осуществляться финансирование федерального бюджета.

Заметно возрос уровень заработной платы в бюджетной сфере. В 2003 году у работников бюджетных организаций и учреждений она вырасла еще на 33 процента.

Практически урегулирована задолженность государства по оборотным заказам прошлых лет.

Обеспечена увязка бюджетного процесса с работой по пересмотру уровня регулируемых тарифов естественных монополий.

Продолжается реформирование межбюджетных отношений. Улучшилось состояние бюджетов субъектов Российской Федерации

2.2 Основные направления  и ориентиры бюджетной политики  в 2004 г.

Закрепление достигнутых успехов в бюджетной политике невозможно обеспечить без решения ряда острых проблем.

Доходная база федерального бюджета в значительной степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов. В связи с этим высока зависимость финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры.

Налоговая система пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности. Проблемой остается сложность налогового учета.

Частота налоговых новаций и сроки принятия налоговых законов не позволяют ни предприятиям, ни налоговым органам заблаговременно подготовится к их применению.

Распределение бюджетных ассигнований в основном осуществляются исходя из сложившихся ранее пропорций, без четкой увязки с результативностью бюджетных расходов.

Устарел и требует серьезной модернизации порядок государственных закупок.

Крайне низким остается удельный вес закрепленных на долгосрочной основе источников доходов региональных и местных бюджетов.

Сохраняется неразграниченность расходных обязательств бюджетов разных уровней. Общий объем установленных законодательством расходных обязательств консолидированного бюджета Российской Федерации составило 6,5 трлн. Рублей, что почти в два раза превышает имеющиеся финансовые ресурсы.

Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.

Планы снижения налогового бремени, принятия новых обязательств, проведения структурных реформ в экономике должны быть увязаны с базовым прогнозом параметров бюджетной системы.

Продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени остается среди приоритетных задач бюджетной политики.

Приоритетной задачей 2004 годов явилось также формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты