Налогообложение населения в РФ и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в россии и за рубежом.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. Воплощение теоретических  положений (без существенной их корректировки) о налоге в правовом государстве  со стабильной социально ориентированной рыночной экономикой (налоговая система в таких условиях адекватна базису)

 

 

 

 

 

Рис. 2. Политическая надстройка в условиях тоталитарного управления страной и при господстве директивных (волюнтаристских) способов хозяйствования приспосабливает под себя (существенно искажая) смысл теорий рационального налогообложения, которые используются практикой в демократических государствах

 

Под налоговую реформу  должны быть подведены фундаментальные  экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов.

Неоднозначное определение  понятия налога как такового приводит к дебатам вокруг практических проблем налогообложения: о построении налоговой системы, структуре ее слагаемых, ее роли в хозяйственной жизни страны, о взаимодействии с ценообразованием, кредитованием, бюджетным и корпоративным финансированием, валютным регулированием, денежным обращением. Разумеется, это важнейшая сфера научно-практических исследований, но она является завершающим этапом фундаментальных исследований сущности налоговых отношений.

Современное российское налоговое законодательство трактует понятия "налог", "пошлина", "сбор", другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Эти понятия определены как "обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами", и как "форма финансового участия граждан, иных физических и юридических лиц в обеспечении доходной части бюджета всех уровней, решения общефедеральных, региональных и местных задач экономического и социального развития" [2, 3, 4]. Данная трактовка налога характеризует суть его видимых форм, в которых на практике используется объективная категория "налог".

Толкование налога лишь с позиций видимой формы предопределяет расширительное, а нередко и вольное определение границ налоговых правоотношений. Налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей. Эволюция налоговых форм подтвердила – такие налоговые конструкции в большинстве случаев сдерживали развитие экономики и не способствовали удовлетворению общественно необходимых потребностей. Поэтому так важно теоретико-методологическое познание категорий "налог" и "налогообложение", в ходе которого мы абстрагируемся до определенной степени от конкретных форм.

Философия налога – это  мировоззренческое учение о восприятии налога как осознанной общественной необходимости. Теория налогообложения формирует методологические основы налоговых отношений исходя из положений экономической теории о воспроизводстве, теории о государстве и его функциях.

Исследование налогообложения  не требует каких-либо особых информационных научных сведений, кроме тех, которые имеются в арсенале политической экономии. Весь вопрос в том, каким образом преломить эти знания в плоскости постижения экономической природы налоговых отношений. Одного знания о том, что эти отношения выражают специфическую сферу перераспределения стоимости при отчуждении части доходов собственников в общегосударственное пользование, явно недостаточно для того, чтобы на практике конструировать налоговый механизм, отвечающий следующим фундаментальным требованиям, которые предопределены глубинным сущностным содержанием экономических категорий "налог" и "налогообложение". Вот эти требования.

Налогообложение выражает смену форм собственности. Только тогда  форма принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой, когда часть стоимости в денежном выражении переходит из корпоративной или индивидуальной собственности в государственное пользование.

По своей экономической  природе оптимальное налогообложение  основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования  земли, недр, труда или капитала.

Вся система налогообложения должна быть детерминирована по отношению к базису. Она должна строиться в пределах вновь созданной стоимости. Налоговые отношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. Система налогообложения должна служить своего рода индикатором достигнутого или недостигнутого относительного паритета между общенациональными, корпоративными и личными экономическими интересами и не нарушать прав собственников.

Вся сумма обобществленных через налогообложение финансовых ресурсов должна быть использована исключительно на общенациональные нужды под строгим конституционным надзором.

Данные положения являются общей принципиальной установкой теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика.

Недостатки отечественной  налоговой системы заключаются  в том, что она включает наряду с налоговыми и такие формы  принудительного изъятия денежных средств, которые не имеют никакого отношения к налогу как объективной  категории. Подобное построение налоговой системы противоречит принципам налогообложения, и оно не реализует экономический потенциал налога как такового.

Налогообложение самым  непосредственным образом связано  с государственными расходами. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, все элементы которого напрямую связаны с вновь созданной стоимостью и перераспределяют ее с учетом сохранения паритета между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами. Следовательно, при соблюдении всех этих требований можно говорить о налогообложении как о системе, поскольку ее внутренние составляющие, а именно налоговые формы и способы управления ими взаимосвязаны и в своем единстве детерминированы базисом, составляют с ним единую экономическую систему. Данная зависимость представлена на рис. 5, 6.

Вышеназванные черты  системы налоговых отношений  как совокупности форм реализации на практике сущности категории "налог" подводят нас к определению экономико-правовой категории "налогообложение", т.е. процесса налоговых правоотношений, наделенных спецификой общественного предназначения в конкретном пространстве и во времени.

Налогообложение – это  определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Местоположение налогов  в общественной системе отношений

 

 

 

 

 

Рис. 4. Причинно-следственные зависимости базисных и надстроечных элементов, определяющих общественное развитие

Исследование эволюции системы налогообложения – это  рассмотрение конкретных налоговых форм, подведение итогов и формулирование вывода: насколько полно отвечали эти формы всему комплексу принципов налогообложения и заранее заданным в законодательстве целям. Система налогообложения в этом смысле исторически характеризовалась в качестве страховой защиты граждан [8].

Какие же выводы необходимо сделать при переосмыслении сущности налоговых категорий? Таковыми являются следующие основные выводы:

Налоги – обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно.

В налогах выражен  повсеместный охват доходов, групп  граждан, видов деятельности, типов  предприятий, отраслей, а также территорий.

Налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов.

Налоги, используемые для  пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

Последнее свойство налогов (налогообложения) наиболее значимо, ибо  оно обеспечивает наиболее рациональное налоговое воздействие на темпы и уровень развития производительных сил, создает условия для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

2. Структура налогообложения  в России

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил  Закон "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую  систему Государственная налоговая  служба РФ, которая входит в систему  центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Законом "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

Региональные налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Из местных налогов  общеобязательны только 3 – налог  на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в  условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5 % от стоимости услуг по рекламе.

Основные налоги, взимаемые  в России.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную  стоимость;

- федеральные платежи  за пользование природными ресурсами;

- акцизы на отдельные  группы и виды товаров;

- подоходный налог;

- налог на доходы банков;

- подоходный налог  с физических лиц;

- налог на доходы  от страховой деятельности;

- налоги – источники  образования дорожных фондов;

- налог на операции  с ценными бумагами;

- гербовый сбор;

- таможенная пошлина;

- государственная пошлина;

- отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения;

- налог с биржевой  деятельности;

 

Региональные налоги (республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных формирований):

- республиканские платежи  за пользование природными ресурсами;

- лесной налог;

- налог на имущество  предприятий;

- плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем;

 

Местные налоги:

- земельный налог;

- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- налог на имущество  физических лиц;

- сбор за право торговли;

- налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне;

- целевые сборы с  населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели;

- курортный сбор;

- налог на перепродажу  автомобилей и ЭВМ;

- налог на рекламу;

- лицензионный сбор  за право торговли вино-водочными  изделиями;

- сбор с владельцев  собак;

- сбор за выдачу  ордера на квартиру;

Информация о работе Налогообложение населения в РФ и за рубежом