Налог, как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия. Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Сущность налоговой системы России…………………………………….. 3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ……... 7
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..………... 14
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...
20
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы………………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Необходима дифференциация величины со­циальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов относительно уровня получа­емых налогоплательщиком доходов.

По нашему мнению, не следует облагать налогом доходы, полученные граж­данами в виде материальной помощи в связи со стихийными бедствиями, на
погребение и организацию похорон, лечение и отдых, при рождении детей, выходе на пенсию по инвалидности или по возрасту, потере имущества в результате грабежа и кражи, в связи с террористическими актами и другими чрезвычайными обстоятельствами. Указанную помощь может оказывать государство, работодатели, обществен­ные организации и граждане. Последние оказывают помощь из своих средств, которые уже были подвержены налогообложению, и в целях исключения двойного взимания следует эти доходы включить в перечень доходов, не подлежащих налогообложению [20, с. 21].

3. В целях поддержки и дальнейшего разви­тия малого предпринимательства следует освобо­дить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, НДС и других налогов и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы и целом за год.

4. Реформирование системы косвенного налого­обложения. В перспективе, по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому эконо­мическому росту и объективному процессу рас­ширения базы обложения НДС, целесообразно снижение базовой ставки российского НДС до 13-16% в соответствии с программой унифи­кации этого налога на территории Европы. Уже с 1 января 2004 года ставка НДС в России понижена до 18%.

В настоящее время постоянно муссируется вопрос о снижении ставки НДС до 13%. В этой связи предлагается снизить, начиная с 2007 года ставку НДС с 18 до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.

В документе отмечается, что увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд рублей.

Но Государственная Дума России и Министерство финансов настаивают на сохранении ставки в 18%.

Повышение акцизов до уровня, применяе­мого в странах ОЭСР, могло бы предоставить дополнительно доходы бюджету, дать возмож­ность активнее осуществлять политику снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий, ре­ализуя тем самым регулирующую и стимулирую­щую функции налоговой политики на государ­ственном уровне. Однако, учитывая низкие до­ходы населения, динамику роста акцизов следу­ет тесно связывать с динамикой платежеспособ­ного спроса.

Усиление косвенного налогообложения не должно идти чисто фискаль­ным путем, то есть ограничиваться копировани­ем опыта развивающихся стран, а максимально учитывать и другие, особенно производственно-стимулирующую, функции налогообложения.

Для России учет стимулирующей производст­во функции при усилении косвенного налогооб­ложения возможен по двум направлениям [13, с. 54].

Во-первых, само введение новых или увеличе­ние и изменение старых косвенных налогов должно проводиться с учетом возможности отри­цательного воздействия указанных изменений на производителя. При обнаружении подобного от­рицательного эффекта необходимо разрабаты­вать меры, способные элиминировать или хотя бы минимизировать этот эффект (вплоть до сни­жения тех косвенных налогов, особенно НДС и некоторых акцизов, чье отрицательное влияние на производителя проявляется и прямо через про­цесс переложения налогов в условиях кризиса и опосредованно - через слишком резкое снижение потребления). Так, например, применительно к НДС переход от начисления по моменту оплаты на момент поставок в современных условиях экономики России с ее дефицитом платежных средств, с широким распространением неплате­жей и бартера может усугубить проблемы пред­принимательства.

Во-вторых, необходимо учитывать позитив­ный опыт некоторых стран рыночной экономи­ки, также прибегавших на определенном этапе к усилению роли косвенных налогов (как, напри­мер, в период экономической реформы в Чили). Как показывает анализ, увеличение роли косвен­ных налогов может оказать серьезное и долго­временно положительное влияние лишь в том случае, когда полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства использу­ются для проведения в рамках активной промыш­ленной политики серьезных налоговых мер, сти­мулирующих экономический рост (вроде замет­ного снижения налога на прибыль и других форм налогообложения предпринимательства).

5. В связи с исследованием проблемы налога на имущество физических лиц необходимо отме­тить, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможности и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья, поэтому в современных ус­ловиях целесообразен отказ от оценки имуще­ства по инвентаризационной стоимости и при­нятие оценки по рыночной стоимости и по бо­лее высоким ставкам. При этом необходима разработка социально ориентированной системы дифференциации ставок налога на имущество, реально соотносимой с качеством и стоимостью облагаемой недвижимости [18, с. 2]. Это обусловлено теми же мо­тивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, могут и должны уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.

6. В обществе развивается, принимая все бо­лее четкие формы, система финансового феде­рализма, заключающаяся в распределении пол­номочий в области планирования, осуществле­ния и финансирования общественных задач.

Очевидна необходимость расширения собственной налоговой базы и четкое определение статуса в рамках системы финансового федерализма бюд­жетов органов территориального самоуп­равления. Что позволит им брать на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федераль­ный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической си­туации и стимулированием экономичес­кого роста на подведомственной террито­рии, содействуя, таким образом, прове­дению политики, соответствующей интересам региона.

Сейчас налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования [24, с. 11]. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и

Кроме того, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, включены, в частности, расходы, произведенные за пределами территории РФ, а также премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Также увеличен размер дохода, дающий право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 миллионов рублей в год), расширяется перечень расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы. Отменен налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.

Работа налоговых органов должна оцениваться не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям. В связи с этим предполагается в ближайшее время утвердить единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором будут содержаться конкретные сроки совершения налоговыми органами всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Коренным образом планируется улучшить информационную работу налоговых органов, создать подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность или снимаются с должности руководителем вышестоящего налогового органа.

Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на  соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Реформации этого периода в сфере налогов и сборов учитывали, прежде всего, сиюминут­ные интересы бюджета. Налоговый кодекс РФ, сформированный в целом в 1998 - 2000 годах, оказался нацелен, прежде всего, на реализацию фискальной функции налогообложения. Тем не менее после осуществления ряда реформации в рамках нового Налогового кодекса РФ, российская налоговая система су­щественно изменилась в сторону улучшения.

Кратко резюмируя эти изменения, можно выделить следующие:

- создание в России налоговой системы, структурно не отличающейся от налого­вых систем стран - членов ОЭСР;

- принятие наиболее низких среди индуст­риально развитых стран налоговых ставок на доходы физических лиц и прибыль пред­приятий (корпораций), значительное уп­рощение процедуры налоговых расчетов;

- существенное продвижение в направлении создания эффективной системы налого­вого администрирования;

- значительное увеличение налоговых по­ступлений.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации // Информационная система «Гарант».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Информационная система «Гарант».

3. Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая) // Информационная система «Гарант»

4. Федеральный закон от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (в ред. ФЗ с 21.07.1997 №121-ФЗ до 11.11.2003 №148-ФЗ) // Справочная система Консультант-Плюс – недействующая редакция.

5. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 415 с.

6. Налоги / Под ред. Д.Г.Черника М.: ЮНИТИ, 2005. – 444 с.

7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение  М.: Юрайт-Издат, 2005. – 635 с.

8. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник, № 5, 2001.  - с. 36.

9. Велетминский И. Налоговики подсчитывают доходы от эффекта «Юкоса» // Российская газета. – 18.10.2005. – с. 1.

10. Велетминский И. Сергей Шаталов отодвинул амнистию и назвал эффект от возможного снижения НДС «нулевым» // Российская газета. – 24.11.2005. – с. 3.

11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2005. – 350 с.

12. Давидовская И. Камеральная проверка хочет стать выездной И превратиться в особый вид властного инструмента административного контроля // Российская газета. – 22.11.2005. – с. 2.

13. Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России // Финансы и кредит. – 2004. - №23. – с.54.

14. Кашин В.С. О совершенствовании налоговой системы РФ // Налоговый вестник. – 2006. - №5. – с.14.

15. Лашкина Е. Вопросы без ответов // Российская газета. – 1.12.2005. – с. 4.

16. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Академия, 2005. – 233 с.

17. Минфин внес в правительство проект поправок в Налоговый кодекс РФ // Российская газета. – 20.05.2005. – с. 7.

18. О реформе налоговой системы России // БИКИ, 28.01.2006. – с.2.

19. Подоходный налог с физических лиц: комментарии, консультации, рекомендации // Вестник профсоюзов. – 2006. - №14. – с.13.

20. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических льгот: налоговые вычеты // Российский налоговый курьер. – 2005. - №16. – с.21.

21. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право. – М.: Эксмо-Пресс, 2005. – 367 с.

22. У налога на прибыль свои тонкости // Хозяин. – 2004. - №21. - с. 12.

23. Утверждены меры по снижению налоговой нагрузки и уменьшению административных барьеров // Российская газета. – 10.10.2005. – с. 3.

24. Шаталов С. Завершается реформа налоговой системы // Российская газета. – 6.09.2005. – с. 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Налог, как экономическая и правовая категория