Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

Развитие науки налогового права на современном этапе характеризуется пристальным вниманием ученых к его процессуальным аспектам (свидетельством тому служит ряд публикаций по данной проблематике в ведущих юридических изданиях). И это не случайно, ведь именно процессуальные нормы налогового права устраняют многие негативные явления в налоговой сфере. Предпосылками для выделения налогового процесса выступают как необходимость обеспечения реализации отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами по поводу взимания налогов и сборов, привлечения к налоговой ответственности, так и существование массива процессуальных норм, содержащихся в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ). Все это позволяет говорить о наличии развернутого процессуального налогового законодательства и специфических отношений, порождаемых этими нормами.

Содержание

Введение 3
Налоговый процесс 4
1. Понятие и специфика налогового процесса 4
2. Нормативно-правовое регулирование налогового процесса 9
3. Основные принципы налогового процесса 10
4. Участники налогового процесса 11
4.1. Налоговые органы 12
4.2. Налогоплательщики 13
4.3. Иные участники налогового процесса 14
4.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе 16
5. Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности 17
Заключение 21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Налоговый процесс.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Для наступления ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, незаконность действий причинителя вреда, причинную связь между этими элементами и вину причинителя вреда. При этом объем возмещения должен быть полным, т.е. истцу возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода26.

4.2. Налогоплательщики

Права налогоплательщиков закреплены в ст. 21 НК РФ. Перечень не является исчерпывающим, но налогоплательщики пользуются правами, предоставленными им законодательством о налогах и сборах. Права налогоплательщиков обеспечиваются обязанностями налоговых органов, поэтому их формулировки зачастую корреспондируют формулировкам обязанностей налогового органа. Например, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. В ходе производства налогового контроля налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов. Налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц (это право является основополагающим для производства по обжалованию актов и действий (бездействия) налоговых органов).

Обязанность платить законно установленные налоги является конституционной обязанностью налогоплательщика (ст. 57 Конституции РФ). К процессуальным обязанностям налогоплательщика относятся: постановка на учет; представление налоговых деклараций (что является основой проведения камеральной налоговой проверки); представление документов в случаях и порядке, установленным НК РФ (истребование документов у лиц, располагающих документами и информацией, согласно ст. 93.1 является формой налогового контроля); выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений.

НК РФ устанавливает ответственность  за нарушение налогоплательщиком его  процессуальных обязанностей: нарушение срока (ст. 116) или уклонение от постановки на учет (ст. 117), нарушение порядка регистрации игорного бизнеса (ст. 129.2), непредставление декларации (ст. 119). Подробно эти составы правонарушений будут рассмотрены в главах «Регистрационное производство» и «Исполнительное производство».

Права налогоплательщиков, установленные в НК РФ, должны обеспечиваться и защищаться. Отношения, складывающиеся в ходе реализации материальных норм налогового права, носят характер публично-правовых, или властеподчинения. Это объясняется фискальной функцией налога, закрепленной в ст. 8 НК РФ: налоги собираются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоговый орган – это субъект, наделенный властными полномочиями в целях реализации функций по контролю за исчислением и уплатой налогов. Налогоплательщик является лицом, несущим обязанность по правильному исчислению и уплате налогов. Следовательно, налоговый орган как властный субъект может злоупотреблять своими правами и не исполнять обязанности, желая собрать как можно больше сумм налогов27.

Права налогоплательщиков установлены материальными нормами права, но порядок их защиты относится к предмету процессуального права. В ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита. Налоговый процесс носит внесудебный характер: НК РФ регламентирует порядок обжалования актов налогового органа, действия и бездействие должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Если лицо исполняет  свои обязанности, предусмотренные  материальными нормами, то в охранительных нормах нет необходимости. Если же состоялось какое-либо правонарушение, или есть основания полагать, что оно может состояться, то необходимо восстановить существовавшее положение. Иными словами, охранительный механизм установлен процессуальными нормами28.

Таким образом, защита прав налогоплательщиков в рамках налогового процессуального права осуществляется следующими способами: путем предоставления возможности реализовывать заложенные правила поведения в нормах материального права; путем предоставления возможности налогоплательщику своими активными действиями осуществлять защиту своих прав, в частности путем подачи жалобы; путем регламентации прав налогоплательщиков при осуществлении отдельных производств.

4.3. Иные участники налогового процесса

В группу иных участников входят лица, способствующие осуществлению налогового процесса: эксперт, специалист, понятые, свидетель, переводчик.

Глава 14 НК РФ, посвященная  налоговому контролю, предусматривает  возможность проведения экспертизы и привлечения специалиста. Порядок осуществления данных процессуальных действий регулируется ст.ст. 95-96 НК РФ.

Эксперт может быть привлечен в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездной налоговой проверки. Следовательно, НК РФ закрепляет право, а не обязанность налогового органа проводить экспертизу29. При этом налоговое законодательство не содержит оснований для обязательного назначения экспертизы и оснований для назначения экспертизы судом по своей инициативе. Указывается лишь, что экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Привлечение эксперта возможно при осуществлении любой формы  налогового контроля, в том числе и при проведении камеральной налоговой проверки. При этом п. 3 и п. 6 ст.95 НК РФ устанавливают особый порядок привлечения эксперта при проведении налоговым органом выездной налоговой проверки. Заключение эксперта служит впоследствии доказательством в суде. Как и любое другое доказательство, экспертное заключение должно соответствовать ряду требований, чтобы быть принятым. НК РФ не указывает, при каких условиях заключение является допустимым доказательством. Такие условия вырабатываются судебно-арбитражной практикой.

В соответствии с п. 1 ст. 95 НК РФ эксперт привлекается на договорной основе. НК РФ прямо не указывает, кто является стороной в таком договоре – налоговый орган или какое-либо иное заинтересованное лицо. В Постановлении ФАС СКО от 23 июня 2004 г. № Ф08-2724/2004-1056А30 установлено, что только налоговый орган может заключать договор с организацией, которая проводит экспертизу, а также оплачивать проведение экспертизы. Заключение договора или оплата иным лицом является нарушением ст. 95 НК РФ и является основанием для отказа в принятии судом результатов экспертизы как доказательства доводов налогового органа. Ст. 95 НК РФ устанавливает права проверяемого лица и обязанность должностного лица налогового органа ознакомить проверяемое лицо с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права.

Ст. 96 НК РФ предусматривает  возможность привлечения специалиста для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью. Привлечение специалиста допускается лишь в той мере, в какой недостаточно собственных навыков, знаний, умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. При этом специалистом может быть как физическое лицо, так и организация, которая силами своих работников выполняет функции специалиста. Специалист должен быть не заинтересован в исходе дела. Специалист, равно как и эксперт, – это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками. Отличие специалиста от эксперта заключается в том, что специалист не составляет заключение. Экспертное заключение формирует доказательственную базу. Специалист, в отличие от эксперта, исследований не проводит, заключений не дает, а лишь содействует проведению налогового контроля.

Переводчик – это специалист, обладающий специальными языковыми знаниями и умениями. В соответствии со ст. 97 НК РФ переводчик приглашается на договорной основе для участия в осуществлении налогового контроля. При этом переводчик должен быть не заинтересован в исходе дела и владеть языком, знание которого необходимо для перевода.

Эксперт, специалист и  переводчик составляют одну группу процессуальных лиц: они обладают специальными знаниями и навыками. Их задача – содействовать осуществлению налогового процесса, в частности, налогового контроля. Участие понятых – это одна из гарантий прав лица, в отношении которого производится то или иное процессуальное действие. НК РФ устанавливает необходимость вызова понятых при осуществлении  двух  форм  налогового  контроля:  осмотра  (п.  3  ст.  92  НК  РФ)  и выемки (п. 3 ст. 94 НК РФ). Также согласно п. 7 ст. 77 НК РФ присутствие понятых обязательно при аресте имущества налогоплательщика-организации. Целью присутствия понятых является недопущение произвола налоговых органов как субъектов, наделенных властными полномочиями. Понятые подтверждают соответствие зафиксированных в протоколе данных тому, что было на самом деле произведено должностными лицами налоговых органов в их присутствии. Вызов понятых является не правом, а обязанностью налогового органа31.

Согласно п. 2 ст. 98 НК РФ понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, за исключением должностных лиц налоговых органов.

В соответствии с п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом показания свидетеля обязательно должны быть оформлены протоколом, чтобы они отвечали признакам достоверности. Только оформленные в соответствии с общими требованиями к протоколу, установленными ст. 99 НК РФ, протоколы допроса свидетелей являются надлежащими доказательствами по делу.

В качестве свидетелей не могут допрашиваться: лица, которые не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (малолетний возраст, физические или психические недостатки); лица, которые получили информацию, относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, аудитор)32.

Перед получением показаний  должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности  за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Ответственность установлена ст. 128 НК РФ.

4.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе

 Органы внутренних  дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Также указанные органы должны обеспечить принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (ст. 5 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ органы внутренних дел участвуют  вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках только при наличии запроса налогового органа. Следовательно, органы внутренних дел не могут самостоятельно инициировать и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля, в том числе и выездные налоговые проверки. Они не наделены правами и обязанностями в налоговом процессе, а лишь способствуют проведению налогового контроля. Однако органы внутренних дел могут обмениваться информацией с налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах, о налоговых преступлениях и др. Более того, органы внутренних дел могут косвенно участвовать в различных производствах налогового процесса, что находит отражение в судебной практике33.

Налоговый орган не может ссылаться на результаты экспертизы, проводимой органами внутренних дел, однако ее заключение может служить поводом для проведения налоговыми органами собственных мероприятий34. Свидетельские показания, полученные в рамках оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел, не будут служить доказательством в налоговом процессе. Налоговый орган не может ссылаться на свидетельские показания, полученные сотрудниками органов внутренних дел. Но на их основе налоговый орган может провести мероприятия налогового контроля, а также опросить данного свидетеля в рамках процедуры, установленной НК.

Таким образом, органы внутренних дел не являются субъектами налогового процесса, однако при определенных обстоятельствах они либо их материалы косвенно участвуют в налоговом процессе.

5. Основные  стадии налогового процесса: основания выделения и особенности

Процессуальные нормы, образующие налоговый процесс, можно  подразделить на нормы общей и особенной части налогового процесса. В общую часть могут быть включены нормы, регулирующие общие принципы осуществления налогового процесса, процессуальный статус участников налоговых правоотношений и т.д. Особенную часть налогового процесса составят нормы, регулирующие отдельные стадии налогового процесса, – налоговые производства, под которыми следует понимать определяемый характером и спецификой подлежащего защите материального права или охраняемого законом интереса процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения индивидуально конкретных дел. Конкретное дело, подлежащее рассмотрению в рамках одного налогового производства, не может быть рассмотрено в рамках другого производства35.

Налоговый процесс (как  любая процессуальная деятельность) носит стадийный характер, причем каждая стадия имеет результативный характер и оформляется процессуальным решением. Как указывает КС РФ, "привлечение к ответственности включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений, субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделенных правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой - лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности"36.

А.В. Демин утверждает, что налоговый процесс развивается  в рамках трех стадий: 1) налоговый контроль; 2) производство по делам о налоговых правонарушениях, осуществляемое налоговыми органами; 3) судопроизводство по искам налоговых органов о взыскании налоговой санкции.

Информация о работе Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности