Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:28, контрольная работа
Развитие науки налогового права на современном этапе характеризуется пристальным вниманием ученых к его процессуальным аспектам (свидетельством тому служит ряд публикаций по данной проблематике в ведущих юридических изданиях). И это не случайно, ведь именно процессуальные нормы налогового права устраняют многие негативные явления в налоговой сфере. Предпосылками для выделения налогового процесса выступают как необходимость обеспечения реализации отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами по поводу взимания налогов и сборов, привлечения к налоговой ответственности, так и существование массива процессуальных норм, содержащихся в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ). Все это позволяет говорить о наличии развернутого процессуального налогового законодательства и специфических отношений, порождаемых этими нормами.
Введение 3
Налоговый процесс 4
1. Понятие и специфика налогового процесса 4
2. Нормативно-правовое регулирование налогового процесса 9
3. Основные принципы налогового процесса 10
4. Участники налогового процесса 11
4.1. Налоговые органы 12
4.2. Налогоплательщики 13
4.3. Иные участники налогового процесса 14
4.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе 16
5. Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности 17
Заключение 21
Список использованной литературы
М.В. Давыдова и А.И. Пантелеев выделяют четыре стадии: 1) производство по налоговому контролю; 2) производство по делам о налоговых правонарушениях; 3) производство по обжалованию актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц; 4) обеспечительное производство.
А.Н. Козырин в своем пособии «Налоговый процесс»37 выделяет шесть стадий. Так, исходя из норм материального права, на реализацию которых направлены охранительные правоотношения, выделяет следующие виды производств: 1) производство по налоговому контролю; 3) производство по делам о налоговых правонарушениях; 3) производство по жалобам и спорам в сфере налогообложения. Автор также указывает на то, что неоднозначно решается вопрос об отнесении исполнительного производства к налоговому процессу, поскольку исполнительное производство в той части, в которой оно регулирует порядок добровольного исполнения налоговой обязанности является, разновидностью материальной процедуры. В части же принудительного исполнения налоговой обязанности и обеспечительного производства – относится к процессуальным процедурам, т.е. является частью налогового процесса. Интересно отметить, что А.Н. Козырин рассматривает также здесь и правотворческие процедуры - производство по принятию актов в сфере налогообложения, и материальные процедуры - регистрационное производство в сфере налогообложения.
Как мы видим, некоторые исследователи считают, что сфера налогового процесса охватывает более широкий спектр общественных отношений, нежели три основные стадии: 1) налоговый контроль; 2) производство по делам о налоговых правонарушениях, осуществляемое налоговыми органами; 3) судопроизводство по искам налоговых органов о взыскании налоговой санкции.
Теперь необходимо выделить основания, по которым чаще всего происходит выделение отдельных производств в налоговом процессуальном праве. Следует уяснить цели и задачи каждого производства. Также критерием классификации налоговых производств является характер индивидуально-конкретных дел. В данном случае под характером индивидуально-конкретных дел понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел38.
Безусловно, главное свойство любого процесса - достижение предусмотренного законом юридического результата. В налоговом процессе каждое производство, пытаясь достигнуть вышеназванной цели, решает попутно и другие задачи.
Охранительное правоотношение
является основой разграничения
материального и процессуальног
Основная цель процессуального права - разрешить аномалию в праве. Но, как уже было отмечено выше, процессуальное право начинает действовать не только тогда, когда появилась аномалия, но и для ее предотвращения. Таким образом, в налоговом процессе можно выделить производства, которые нужны как для решения аномалии, так и для ее предотвращения, предупреждения. Примером первого случая может служить производство по делам о налоговых правонарушениях, а примером второго случая - производство по налоговому контролю39.
Целью производства по налоговому контролю является предотвращение возможной аномалии, а также ее выявление, если таковая уже случилась.
Каждое дело, которое
разбирается в порядке
Также необходимо сказать, что у спорных правоотношений существует разная природа. Каждое спорное правоотношение появляется при конкретных условиях и имеет свою специфику. Этим также объясняются разные правила рассмотрения индивидуально-конкретных дел.
Таким образом, налоговый процесс входит в структуру налогового права и отражает специфику отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и возникающих из деликтных отношений или тесно связанных с ними. К последним мы относим налогово-контрольное производство, направленное на проверку правильности исчисления и уплаты налогов (сборов) и выявление допущенных нарушений, что служит основанием привлечения к ответственности. Деликтный характер непосредственно проявляется в блоке норм касательно правонарушения и ответственности, а также обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (основанием чему являются нарушения со стороны публичного субъекта).
Думается, что необоснованно включение в налоговый процесс исключительно отношений, связанных с привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, поскольку и обжалование, и налогово-контрольные мероприятия предполагают совершение определенных действий процессуального характера. Статьи 137 - 142 НК РФ о порядке обжалования содержат целый ряд процессуальных норм, в том числе о судебном обжаловании актов налоговых органов или деяний должностных лиц физическими лицами, или организациями, или индивидуальными предпринимателями.
Что касается налогового
контроля, то данная деятельность также
обусловлена необходимостью проведения процессуальных действий,
в т.ч. при участии таких лиц, как эксперт,
специалист, переводчик и т.п., называемые
"процессуальными лицами", обязанными
оказывать содействие налоговым органам
в проведении мероприятий налогового
контроля40. Кроме того, в главу НК РФ о налоговом
контроле законодателем включен ряд норм
о производстве по налоговому делу (в частности,
ст. ст. 101, 101.1, 104, 105), что также может подтверждать
обоснованность включения в налоговый
процесс помимо норм об ответственности
и тесно связанных с ними норм о налоговом
контроле. У некоторых авторов взаимодействие
налогоплательщиков и должностных лиц
налоговых органов при проведении мероприятий
налогового контроля составляет единственное
содержание "процессуальной части налогового
права"41. Интересный подход предложил А.В. Новиков,
пришедший к выводу о тождестве функций
налогового контроля и досудебного производства
и указывающий на то, что "попытка их
разграничить может иметь условный характер,
так как все ключевые элементы процесса
привлечения правонарушителей-
Не менее важны и отношения, которые регулируются в рамках обеспечительного производства. Ведь по своей сути основная цель регулирования данных отношений - недопущение нарушения права публичного субъекта (государства или муниципального образования) на часть имущества частных субъектов, реализация которого происходит по средствам уплаты налога.
Следует также остановиться на порядке расположения в процессе отдельных видов производств.
В некоторых процессуальных отраслях прослеживается четкое построение системы производств (гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право). Так, по ГПК РФ можно четко проследить место нахождения каждого вида производств в определенном порядке, в частности в Кодексе сначала стоят нормы, посвященные разбирательству в суде первой инстанции, производству в суде второй инстанции и т.д. Но некоторые производства могут располагаться "параллельно" друг другу, примером чего могут служить исковое и неисковое производства. Аналогичный порядок можно наблюдать и в уголовном процессуальном праве. Несколько иная ситуация сложилась в административном процессуальном праве. Здесь опять следует учитывать понимание административного процесса в широком или узком смысле. Рассматривая позицию сторонников широкого подхода, к которым, в частности, можно отнести В.Д. Сорокина, можно сделать вывод, что нахождение того или иного вида производства является несущественным вопросом. В качестве примера можно привести лицензионное производство и производство по делам об административных правонарушениях, их расположение по отношению друг к другу является несущественным.
На наш взгляд, в налоговом процессуальном праве сложилась несколько иная ситуация. Место нахождения отдельных видов производств является несущественным по отношению друг к другу, другие же должны находиться в определенной последовательности.
На наш взгляд, отдельные производства в налоговом процессуальном праве следует рассматривать в следующем порядке: 1. Производство по налоговому контролю; 2. Производство по делам о налоговых правонарушениях; 3. Производство по обжалованию актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц; 4. Обеспечительное производство.
Итак, анализ представленных позиций различных специалистов в области налогового права показывает, что, к сожалению, на сегодняшний день научной доктрине не удалось выработать единый подход к пониманию понятия и сущности налогового процесса. С одной стороны, как положительное явление в науке финансового права в целом следует рассматривать появление ряда новых работ, посвященных вопросам налогового процесса, повышение внимания к данной проблематике. С другой стороны, полярность мнений ученых по определению содержания понятия налогового процесса и его места в системе финансового и налогового права затрудняет дальнейшее активное развитие в одном направлении налогового процессуального права, а, следовательно, совершенствование соответствующих норм и систематизацию законодательства.
Анализ налогового законодательства и практики свидетельствует о том, что налоговый процесс уже существует как явление и обладает как всеми общими признаками, присущими юридическому процессу, так и специальными, которые отличают его от иных процессов. К их числу можно отнести предмет и метод налогового процесса, субъектов налогово-процессуальных правоотношений, порядок распределения прав и обязанностей между ними. Исследование данных вопросов представляется актуальным и немаловажным, учитывая, во-первых, необходимость существования и применения процессуальных форм, с помощью которых реализуется материальное право, во-вторых, значение законодательного регулирования порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, самым непосредственным образом связанной с обеспечением экономической стабильности и устойчивости государства.
На наш взгляд, налоговый процесс - это властная, правоприменительная деятельность налоговых органов и судов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, рассмотрению налоговых споров и привлечению участников налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения. Совокупность налогово-правовых норм, регулирующих порядок выявления, пресечения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о налоговых правонарушениях, составляет институт налогово-процессуального права.
С учетом этого представляется
возможным определить налоговый
процесс как разновидность правореализующе-
Налоговый процесс выступает
необходимым элементом
Наиболее важными характерными чертами налогового процесса выступают следующие: налоговый процесс отличается динамическим характером, т.е. представляет собой развернутую во времени деятельность. Налоговый процесс представляет собой систему последовательно совершаемых юридически значимых действий, связанных ближайшей целью.
Элементами налогового процесса выступают: налоговый правотворческий процесс, налоговый правоохранительный процесс, производства и процедуры. Осуществление налогового процесса всегда происходит с обязательным участием властного субъекта. Налоговый процесс обладает юридической природой, поскольку налоговые процессуальные отношения всегда подвергаются правовой регламентации.
Участниками налогового процесса являются: налоговые органы как субъекты, наделенные властными полномочиями; налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты как лица, несущие обязанность по правильному исчислению, уплате и удержанию налогов; иные участники, к которым относятся т.н. «процессуальные лица»: эксперт, специалист, переводчик и др.
Налоговый процесс носит стадийный характер, причем каждая стадия имеет результативный характер и оформляется процессуальным решением. Налоговый процесс развивается в рамках трех стадий: 1) налоговый контроль; 2) производство по делам о налоговых правонарушениях, осуществляемое налоговыми органами; 3) судопроизводство по искам налоговых органов о взыскании налоговой санкции. Однако, некоторые исследователи считают, что сфера налогового процесса охватывает более широкий спектр общественных отношений.
Нормативно-правовые акты:
Информация о работе Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности