Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:41, реферат
Актуальность темы обусловлена следующими фактами: Пенсионная система любой страны - один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В России пенсионные фонды в конце ХХ века претерпели изменение. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы, и это происходит с большими трудностями. Поэтому изучение этой проблемы имеет огромное значение для развития России. Организационно-правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, проводимыми налоговой политикой и политикой в области доходов, демографической ситуацией, развитостью финансовых, в том числе и страховых институтов, принятием обществом конкретной модели пенсионного обеспечения.
Введение
1. История развития негосударственных пенсионных фондов
2. Международная практика развития пенсионного обеспечения
3. Негосударственные пенсионные фонды
4. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов
5. Преимущества негосударственных пенсионных фондов
6. Порядок заполнения налоговой декларации
7. Судебная практика
Заключение
Яндекс.Директ
Все о НДС.
Бесплатный сборник Порядок
исчисления, образцы
заполнения декларации,
спорные ситуации.О декларации·Счет-
0 0 0 0 0 0 0 Негосударственные пенсионные фондыПенсионная система страны как один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. Особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов, примеры международной практики. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Страница: 1 2 Получается, что в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь «в частности» - не считая всех остальных доходов, перечисленных в статьях 249 и 250 НК РФ. Такая формулировка звучит нелогично. Далее, согласно пункту 8 статьи 280 и пункту 2 статьи 274 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24%, определяется отдельно. Никаких исключений из данного правила для НПФ не сделано. И, наконец, третий спорный момент. Кодекс требует от НПФ определить «положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования». Причем расчетный доход нужно определять «с учетом времени фактического размещения» и «при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам». Таким образом, фонд должен рассчитать, сколько резервов у него размещено в каждый конкретный момент. Ведь только обладая этой информацией, можно начислить на сумму этих резервов ставку рефинансирования «с учетом времени фактического размещения». Однако в статье 295 НК РФ не приведена методика такого расчета. Значит, НПФ должен разработать ее самостоятельно. Но в то же время действующее законодательство содержит несколько определений понятия «пенсионные резервы». Как уже было сказано выше, один из самых сложных вопросов - это расчет доходов от размещения пенсионных резервов с учетом ставки рефинансирования. Налоговое законодательство не содержит определения понятия «пенсионные резервы». Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ мы вправе «обратиться за разъяснениями» к другим отраслям права, но вместо одного мы найдем три различных определения пенсионных резервов. Например, в статье 3 Закона о НПФ пенсионные резервы определены как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий». В бухучете размещенные резервы фонда отражаются по дебету счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (если они размещены через управляющую компанию) либо по дебету счетов 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. д. (если часть резервов НПФ размещает самостоятельно). В то же время в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету пенсионные резервы определяются как сумма средств, учтенная в пассиве баланса фонда по статье «Резервы предстоящих расходов и платежей». Например, в «Отчете о финансовом положении фонда» (форма НПФ-Ф, утвержденная приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России от 21.06.2000 № 47) сумма пенсионных резервов приравнивается к строке 650 пассива баланса фонда («Резервы предстоящих расходов и платежей»). По кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» отражается сумма резервов, сформированная в соответствии с уставом и решениями руководящих органов фонда. Реальная сумма размещенных резервов может отличаться от суммы, учтенной на счете 96. Ведь на практике по целому ряду причин не все суммы, которые фактически являются размещенными пенсионными резервами, сразу учитываются на счете 96. Например, доход, полученный от размещения пенсионных резервов, который не менее чем на 85% должен быть использован на увеличение этих резервов, до решения руководства фонда о распределении этих сумм нужно отражать по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». НПФ обязаны вести отдельный учет операций по размещению резервов. Поэтому сумма размещенных резервов может быть взята из бухучета (остатки по счетам 58, 01 и др. за минусом дебиторской задолженности и остатков по счетам 51, 52 и т. п.). Поступления в НПФ -- это вклады учредителей, пенсионные взносы, доход от размещения пенсионных резервов и ИОУД, а также целевые взносы вкладчиков, благотворительные взносы и другие законные поступления. Таким образом, это понятие включает как средства, предназначаемые для накапливания в интересах клиентов НПФ, так и средства, которые фонд может использовать для финансирования своего собственного существования. Статистика поступлений в НПФ представляет определенный интерес для анализа. К сожалению, имеющиеся данные не позволяют полностью определить объем поступлений, поскольку они не включают вклады учредителей НПФ, а также доход, получаемый от инвестирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ (хотя эти средства составляют заметную долю активов НПФ). В таблице представлены основные источники поступлений в НПФ РФ. Основные статьи поступлений в НПФ с 2005 по 01.07. 2008 гг. (млн. руб.)
Из таблицы заметно, что объем поступлений НПФ значительно меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза, как это было в 2007 г., то сокращаются за три месяца 2008 г. Рассмотрим структуру доходов, чтобы определить наиболее важные источники пополнения средств НПФ. Структура доходов НПФ за 2005-2008 гг. (%)
Заметно, что в структуре поступлений основными источниками являются пенсионные взносы и инвестиционный доход. Как видно, структура доходов НПФ изменяется в основном в части инвестиционного дохода и пенсионных взносов, как было сказано, это связано с переоценкой инвестиционных портфелей. Доля же остальных статей практически не менялась, единственное -- в 2008 году произошло увеличение доли благотворительных взносов. Так как одной из основных статей доходов НПФ является инвестиционный доход, то представляет интерес структура инвестиционного портфеля НПФ. Структура инвестиционного портфеля НПФ на 01.07.2008 г. (%)
Расходы НПФ - это, прежде всего, выплата пенсий, а также возврат денег вкладчикам при расторжении договоров. Кроме того, расходов требует само функционирование фондов как организаций. Если выплата пенсий и выкупных сумм производится из пенсионных резервов, то перечень возможных источников для текущего финансирования деятельности НПФ значительно шире. Закон “О негосударственных пенсионных фондах” (ст. 17) перечисляет следующие возможные источники формирования “имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда”: - совокупный вклад учредителей (вклад учредителя); - целевые взносы вкладчиков; - часть дохода фонда от размещения пенсионных резервов; - часть сумм пенсионных взносов (если это предусмотрено правилами фонда и пенсионным договором, в размере не свыше У/о суммы взноса); - доход фонда от использования (в том числе размещения) имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; - благотворительные взносы и другие законные поступления. На протяжении последних пяти лет НПФ развивались, увеличилось количество участников, соответственно росли поступления в фонды, и поэтому объемы расходования средств НПФ также увеличиваются. Основные статьи расходов НПФ за 2005-2008 гг. (млн руб.)
Объем расходов НПФ за пять прошедших лет вырос практически в восемь раз, это говорит о том, что фонды расширяются и процесс этот будет продолжаться. Если рост пенсионных выплат свидетельствует о повышении зрелости пенсионной системы и в конечном счете должен приветствоваться, то высокие темпы роста операционных издержек вызывают скорее тревогу. Здесь могут действовать три группы факторов. Во-первых, объективно растут некоторые компоненты издержек: зарплаты сотрудников, арендная плата, расходы на оплату услуг аудиторов и актуариев, на участие в разнообразных конференциях и семинарах, и т.п. Во-вторых, часть издержек по мере развития НПФ (и укрепления их финансового положения, если таковое происходит) может переводиться из скрытой формы в явную: например, учредитель, ранее предоставлявший помещение “своему” НПФ бесплатно, решает взимать с него арендную плату. Наконец, в-третьих, при недостаточном контроле со стороны учредителей менеджеры некоторых фондов могут искусственно раздувать издержки ради повышения комфортности своего собственного труда или “перекачивания” части ресурсов фонда в свою пользу (в том числе в подконтрольные им фирмы). Для того чтобы выяснить основные направления расходования средств НПФ приведем структуру его расходов. Структура расходов НПФ за 2005-2008 гг. (%)
Как видно из приведенных данных, от четверти до трети расходов НПФ приходится на “обеспечение уставной деятельности” (а если к ним приплюсовать “другие расходы”, то их суммарная доля составляет 35-45%), остальное - на саму пенсионную деятельность: выплату пенсий и возврат выкупных сумм. Если сравнить эти расходы с привлекаемыми пенсионными взносами, они в среднем составляют 9-10%, что тоже много. Но это цена, которую платят создатели и первые участники системы за то, чтобы в России появилось нормальное негосударственное пенсионное обеспечение. Отношение расходов на обеспечение уставной деятельности к собранным пенсионным взносам за 2003-2007 гг.
Можно отметить также, что растет не только абсолютный размер операционных расходов фондов, но и удельные издержки в расчете на одного участника. Это говорит о том, что система НПФ в целом пока не достигла “индустриального” уровня развития, когда будет сказываться эффект экономии на масштабе, а находится скорее на “ремесленном” уровне, с трудом приспосабливаясь к необходимости обслуживать все больше и больше людей. Кстати, подключение НПФ к системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), скорее всего, на первых порах вызовет рост удельных издержек фондов (по сравнению с удельными издержками по добровольному пенсионному обеспечению). Расходы на обеспечение деятельности фонда в расчете на 1 участника за 2003-2007 гг.
Во всяком случае, это верно для мелких фондов. Будущее - за теми структурами, которые сумеют радикально снизить издержки на обслуживание клиентов. Таким образом, можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды в последние несколько лет демонстрируют устойчивый рост. Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации. Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Однако роль НПФ в масштабах экономики России, к сожалению, пока достаточно скромна. Доля пенсионных резервов в ВВП составит по итогам 2007 г. не более 0,7%. Система негосударственного пенсионного обеспечения в России, во-первых, молода, во-вторых, стабильно развивается. О молодости системы свидетельствует устойчивое и усиливающееся превышение пенсионных резервов над выплатными суммами. На стабильность и нормальный финансовый менеджмент в системе указывает, в частности, тот факт, что при почти значительных темпах роста активов и пенсионных резервов НПФ сумма неинвестированных средств практически не меняется. При этом система отличается сильной неоднородностью. Большинство фондов располагают достаточно скромными пенсионными резервами: только у 10 НПФ пенсионные резервы на 1 июля 2007 г. превышали 30 млн долл., еще у 16 НПФ они составляли от 10 до 30 млн долл. С другой стороны, 194 фонда, или более 2/3 от общего числа, не располагали даже 1 млн. долларов Пенсионные взносы в НПФ могут делать как юридические лица (обычно это работодатели, платящие за своих работников), так и физические лица, выступающие “вкладчиками в свою пользу”. От предприятий поступает на порядок больше средств, чем от граждан. Исследование показало, что размер выплачиваемой дополнительной пенсии очень мал и не может являться единственным источником доходов пенсионеров. Но в то же время дополнительная пенсия может быть хорошей прибавкой к государственному пенсионному обеспечению. 5. Преимущества негосударственных пенсионных фондовГлавное преимущество негосударственного пенсионного фонда в том, что он предлагает схемы дополнительного пенсионного обеспечения, которые позволяют влиять на величину будущей пенсии. Для работодателей негосударственные пенсионные фонды - это возможность существенно оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты, одновременно решая вопрос стимулирования персонала. Для работников - это возможность получить дополнительные пенсионные выплаты. Вклады, уплаченные в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников или самими работниками, аккумулируются и инвестируются в доходные активы. При такой системе по достижении пенсионного возраста участники НПФ будут получать пенсию значительно большую, чем может дать государство. Среди других преимуществ: государственное регулирование. Все аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов регламентирует Закон “ О негосударственных пенсионных фондах”. Существует жесткая система контроля над всеми аспектами деятельности негосударственного пенсионного фонда со стороны; информационная прозрачность. Администратор фонда раз в год бесплатно подает каждому участнику пенсионного фонда выписку из его индивидуального пенсионного счета про состояние принадлежащих участнику пенсионных активов; система защиты пенсионных накоплений. Раздельный учет и хранение активов пенсионного фонда между администратором, компанией по управлению активами и банком-хранителем позволяют максимально снизить риски инвестирования; существенным преимуществом являются налоговые льготы. В частности, сумма пенсионных взносов исключается из налогооблагаемого дохода физического лица, инвестиционный доход от управления пенсионными активами не облагается налогом и т.д. Главные принципы негосударственного пенсионного обеспечения: законодательное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов; добровольное создание негосударственных пенсионных фондов юридическими и физическими лицами; добровольное участие граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения и выбор вида пенсионных выплат; добровольное принятие решения работодателем относительно внесения пенсионных взносов за участников; экономическая заинтересованность работодателя в осуществлении пенсионных взносов в пользу своих работников; равенство прав и возможностей всем работникам работодателя - плательщика в сфере негосударственного пенсионного обеспечения; раздельный учет и хранение активов пенсионного фонда и активов его основателей, работодателей - плательщиков, администратора, компаний по управлению активами с целью сделать банкротство фонда невозможным; целевое и эффективное использование средств фонда; государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, их администраторов и компаний по управлению активами.6. Порядок заполнения налоговой декларацииДекларация заполняется шариковой или перьевой ручкой с чернилами черного либо синего цвета, на пишущей машине или с использованием компьютера. Декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все значения стоимостных показателей Декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля. В каждой строке и соответствующей ей графе Декларации указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо отдельных показателей, предусмотренных Декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк. Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и проставить подписи должностных лиц организации, подписавших Декларацию, заверив их печатью организации с указанием даты исправления. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства. В верхней части каждой страницы Декларации указывается идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) организации в порядке, определенном в Разделе III «Порядок заполнения Титульного листа (Листа 01) Декларации», а также указывается порядковый номер страницы. Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. Налогоплательщики представляют Декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (пункт 3 статьи 289 НК). Декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками, в том числе уплачивающими авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК). Срок представления Декларации, а также срок уплаты налога, приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного или праздничного дня. Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде. Прежде чем приступить к заполнению декларации по налогу на прибыль, бухгалтер НПФ должен разделить доходы на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов необходимо разбить еще на пять частей: - от размещения резервов в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке; - от размещения резервов в ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке; - в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам; - дивиденды; - от прочих инвестиций. Затем при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль бухгалтер НПФ должен: 1. Определить общую сумму дохода от размещения пенсионных резервов по каждому из пяти видов доходов (стр. 010). 2. Определить величину размещенных пенсионных резервов в отчетном периоде (стр. 100) и рассчитать доход, который мог быть получен, если бы рентабельность вложений равнялась ставке рефинансирования (стр. 110). 3. Поделить доход, рассчитанный по ставке рефинансирования, между видами вложений. Такое распределение должно быть пропорционально удельному весу каждого вида вложений в общей сумме дохода от размещения пенсионных резервов (стр. 010). 4. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер прямых расходов, которые связаны с получением этих доходов (стр. 170, 180 и 190). К прямым относятся прежде всего расходы на приобретение ценных бумаг и других объектов инвестиций. 5. Определить удельный вес каждого вида прямых расходов в общей сумме прямых расходов фонда, связанных с размещением пенсионных резервов. 6. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер косвенных расходов, которые на них приходятся (стр. 200-230). Для этого величину косвенных расходов типа оплаты доверительного управляющего или спецдепозитария следует разделить пропорционально удельным весам прямых расходов, связанных с указанными тремя направлениями вложений. Допустим, прямые расходы фонда по ценным бумагам, обращающимся и не обращающимся на организованном рынке, а также по прочим вложениям делились в пропорции 40%/40%/10%. Значит, точно так же необходимо разделить и косвенные расходы. 7. Определить по всем видам доходов от размещения пенсионных резервов размер отчислений на покрытие расходов по содержанию фонда. Они могут составлять до 15% от дохода, полученного от размещения резервов. Для этого общую сумму таких отчислений по данным бухгалтерского учета необходимо разделить пропорционально удельным весам каждого из пяти видов доходов в общей сумме дохода, полученного от размещения пенсионных резервов. 8. Вычислить по всем видам доходов, кроме дивидендов, отдельную налоговую базу. Для дивидендов такой расчет не производится, поскольку они облагаются налогом у источника. Налоговую базу по остальным доходам надо рассчитывать как фактически полученный доход минус расходы (прямые и косвенные), отчисления на содержание фонда и расчетный доход по ставке рефинансирования. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам расходы не вычитаются, так как их нет. Полученные сальдо доходов и расходов (если они окажутся положительными) будут облагаться налогом на прибыль. 7. Судебная практика 1. В настоящее время существует множество судебных споров по государственным и негосударственным пенсионным фондам. Большинство из них случается из-за неверного расчета сумм взносов для зачисления их в бюджет. Для примера рассмотрим некоторые из них.
Заключение Роль НФП в системе социальной защиты многообразна. Имея двойственную природу социально-финансовых институтов, они играют двоякую роль, Как социальные институты, они способствуют более полному удовлетворению потребностей пенсионеров, снижению социальной напряженности к обществе. Как финансовые институты, они играют важную макроэкономическую роль, способствуя увеличению доли фонда накопления в национальном доходе, формируют мощный внебюджетный лоток инвестиций в национальную экономику. На основании этого было дано определение негосударственным пенсионным фондам как экономической категории. В процессе исследования, рассмотрены основные формы участия негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения населения России. Их анализ дает представление о характерных чертах выстраиваемой пенсионной системы с участием НПФ, а также помогает определить социально-экономическую роль этого института. В ходе анализа становления негосударственного пенсионного обеспечения отмечено, что в нашей стране в настоящее время имеются определенные трудности для успешной работы НПФ: население утратило доверие к государству и ко всем новым финансовым институтам; работодатели не обладают достаточными свободными средствами и не имеют стимулов работы с негосударственными пенсионными фондами; отсутствует развитый, стабильный, предсказуемый финансовый рынок; не созданы условия для безопасного ведения бизнеса и др. Вместе с тем, это перспективный социально-финансовый институт, и по мере создания нормальных условий для его функционирования его роль в экономической и социальной сферах будет возрастать. Необходимо приложить максимум усилий к обеспечению условий для нормального функционирования этот института. В частности, важно проводить мероприятия по разъяснению населению роли и функций НПФ в системе пенсионного обеспечения; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности НПФ, в том числе, по их участию в обязательном пенсионном страховании населения и при создании обязательных профессиональных пенсионных систем; обеспечить благоприятный налоговый климат для субъектов негосударственного пенсионного обеспечения с целью привлечения работодателей к участию в создании корпоративных пенсионных программ и др. Вышесказанное позволяет считать, что основная цель исследования -- анализ и обоснование места и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования Российской Федерации достигнута |