Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение ...................................................…... ………………………………… 3
Глава I.ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. . . . . . . . . …. 5
1.1 Понятие трудового стажа в сфере социального обеспечения. . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения . . . . . . . . … 13
Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ вИДОВ ТРУДОВОГО СТАЖА……………....19
2.1 Страховой стаж .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..19
2.2Специальный трудовой стаж................………………………………………….22
2.3 Непрерывный трудовой стаж…………………………………………………...25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . .29
Список использованной литературы …………………….……..…..…….. .31
- Постановление СМ СССР
от 12 августа 1983 г. N 784 "О суммировании
периодов сезонной работы при
исчислении непрерывного
- Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»;
- Постановление СМ РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»;
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"8
- Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 Об утверждении. переченя сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год,9
В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств:
- Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия».
- Постановление Минтруда
РФ от 24 июня 1994 г. N 50 "Об утверждении
Порядка установления стажа
- Постановление Минтруда РФ и ПФР от 3 июля 1997 г. NN 35/44 "О формах документов индивидуального (Персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению";
- Письмо Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ от 21 мая 2002 г. N 04-07/04/1402 По вопросам применения в современных условиях Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13.04.73 г. №252 и др.
1.2 Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 - 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в нашей стране проживают в настоящий момент свыше 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Проблема пенсионной
системы РФ состоит в разрыве
общественного сознания и реалий
экономической и социальной жизни
страны. Например, до сих пор большинство
населения считают, что пенсии финансирует
государство, в то время как начиная
с 1991 г. государство перестало играть
роль основного донора пенсионного
обеспечения. Так, если в период до 1991
г. государство дотировало более
чем на 70% пенсионную систему из бюджетов,
то сейчас эта доля составляет всего
6 - 8% от общего объема пенсионных выплат.
Право российских граждан на пенсионное
обеспечение по достижении соответствующего
возраста гарантировано Конституцией
РФ (ст. 7, п. 2 ст. 39).
В настоящее время трудовая пенсия по
старости в России состоит из трех частей:
базовой (гарантируется государством,
и ее размер устанавливается законодательно
в виде фиксированной суммы), страховой
(дифференцированная часть, зависит от
результатов труда конкретного человека)
и накопительной (образуется только у
граждан 1967 г. рождения и моложе). Средний
размер трудовой пенсии по старости за
2008 г. увеличился на 953 рубля и на конец
2008 г. составил 4902 рубля.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые
виды пенсий:
- по старости (по возрасту);
- по инвалидности;
- социальная;
- за выслугу лет.
Современные
пенсионные реформы предполагают создание
так называемых накопительных пенсионных
систем. При такой системе взносы,
аккумулирующиеся в пенсионной системе
за счет платежей работника и его
работодателя, не расходуются на выплаты
сегодняшним пенсионерам, а накапливаются,
инвестируются и приносят доход
до тех пор, пока плательщик не выходит
на пенсию. Все сбережения плательщика
и весь его инвестиционный доход,
полученный на эти сбережения, являются
его личной собственностью, которая
и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не
зависит ни от государства, ни от молодого
поколения. В этом случае не может быть
пенсионной уравниловки, в то же время
экономика получает огромные ресурсы
для долгосрочных вложений.
Основные принципы, по которым все большее
число стран переходит с распределительной
системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе
существует прямая связь между тем, сколько
человек зарабатывал, и тем, какой будет
размер его пенсии. Деньги на пенсионных
счетах - собственность граждан, а не государства,
поэтому надежность пенсионного обеспечения
в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня
такая, что на одного человека преклонного
возраста постепенно приходится все меньшее
число работающих;
в) накопительная система повышает норму
сбережений в стране, что очень важно для
ускорения экономического роста, тем более
что основной фактор, определяющий низкий
уровень пенсий в Российской Федерации,
- состояние экономики и производительности
труда.
Однако при нехватке финансовых ресурсов
внутри пенсионной системы происходит
процесс перераспределения от получателей
максимальных пенсий к получателям минимальных.
Как следствие, снижается зависимость
размера пенсии от продолжительности
стажа и среднего заработка. Это еще более
снижает заинтересованность в уплате
страховых взносов. В результате ухудшается
финансовое положение пенсионной системы.
В этих условиях поддержка минимального
размера пенсии приводит к уменьшению
максимального, граждане считают несправедливым
назначение почти одинаковой пенсии при
разном вкладе людей в развитие экономики,
это приводит к ухудшению уплаты страховых
взносов, и цикл повторяется.. Трудовой
стаж или вклад при ее определении имеет
несущественное значение. Последние даже
шесть лет после начала работы новой пенсионной
системы, где была выделена базовая пенсия
и страховая часть, базовая пенсия составляла
примерно 38%, а страховая соответственно
62%. Сегодня базовая составляет примерно
49%, а страховая - 51%. То есть страховая часть
в силу недостатков формирования для нее
налоговой базы быстро теряет смысл, который
в нее был заложен в 2002 г.
Согласно актуарному расчету ПФР при сохранении
нынешнего положения в пенсионной системе
к 2015 г. недостаток средств распределительной
составляющей системы обязательного пенсионного
страхования возрастет в 6 раз по сравнению
с бюджетом 2005 г.; сохранится тенденция
дальнейшего снижения жизненного уровня
пенсионеров, получающих трудовую пенсию,
которая выразится, в частности, в снижении
коэффициента замещения трудовой пенсии до
уровня 20,1% от средней зарплаты, т.е. практически
в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф
снизится до 15% от фонда заработной платы
против 19% в 2005 г. Опыт промышленно развитых
стран свидетельствует о том, что на пенсионное
обеспечение они расходуют 10 - 20% ВВП. Например,
сегодня расходы на государственные пенсии
составляют: в Германии - 16,8%; Франции -
17%; Австрии - 18%; Италии - 20%
Необходимость проведения
пенсионной реформы в нашей стране
общепризнана. Нынешняя пенсионная система
не удовлетворяет многих: пенсионеров
- из-за явно низкого размера пенсий;
работодателей - вследствие непомерно
высоких страховых взносов в
ПФ РФ; власть - по причине недовольства
значительной части населения низким
прожиточным уровнем пенсионеров; регионы
- поскольку одни из них - доноры должны
в существенной мере делиться с другими,
а последние считают, что выделяемые им
дотации слишком малы.
Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии
на выплату пособий по временной нетрудоспособности
и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря
на недостатки законодательства о пенсионном
обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний
день продолжает оставаться основным
способом обеспечения своего существования
после прекращения активной трудовой
деятельности.
Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным
законом, предложившим легальную дефиницию
социального партнерства, которое представляет
собой систему взаимоотношений между
работниками (представителями работников),
работодателями (представителями работодателей),
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, направленную
на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей в вопросах
регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений11
Рассмотрение трудового
стажа в современном праве
социального обеспечения
Правовое государство
базируется на социальном партнерстве.
Будучи социальным государством, РФ призвана
направлять свою политику на обеспечение
условий для достойной жизни
и свободного развития человека. Обеспечение
условий для реализации гражданами
социальных, социально-трудовых прав является
одним из принципов деятельности
правового демократического социального
государства.
К положительным тенденциям развития
социального обеспечения России можно
отнести такое событие, как появление
в 2008 г. новой категории пенсионеров - отставные
военнослужащие, а также госслужащие,
которые после выхода на пенсию работали
и за которых выплачивались страховые
взносы. Они получили законные права на
назначение страховой части трудовой
пенсии или ее доли.
В России в настоящее время
Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ вИДОВ ТРУДОВОГО СТАЖА.
2.1 Страховой стаж
С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ»12, установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – «страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).
C учётом страхового стажа подсчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера, который используется для исчисления трудовых страховых пенсий (по желанию пенсионера) и увеличения пенсии в связи с ростом оплаты труда. 13 Согласно статье 7 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страхового стажа и 20 лет - для женщин. Страховой стаж необходим также и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Более короткое определение страхового
стажа дается в Законе «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного законодательства»,
где под страховым стажем понимается
суммарная продолжительность
Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.14
В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стаж включаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности,
указанные в подпункте "а" настоящего
пункта, выполнявшиеся застрахованными
лицами за пределами Российской Федерации,
в случаях, предусмотренных
Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по
государственному социальному
3) период ухода одного из
4) период получения пособия по
безработице, период участия в
оплачиваемых общественных
5) период содержания под стражей
лиц, необоснованно
6) период ухода, осуществляемого
трудоспособным лицом за
Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
2.2 Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации». 15
В обновленном законодательстве Законе
«О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном
пенсионном обеспечении в РФ»
и Законе «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах