Процесс налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:44, реферат

Краткое описание

Налоговое планирование - составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом. Таким образом, планирование налогов можно и нужно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиций конкретного хозяйствующего субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое планирование (понедельник).docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс налогового планирования на макроэкономическом уровне не является механическим определением размера предстоящих поступлений в бюджеты соответствующих органов власти. Это процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Планирование налоговых поступлений - сложная и ответственная работа, требующая серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, экономических и политических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в области налогового законодательства. Только в этом случае возможно реально оценить размеры поступлений налогов в предстоящий период и обеспечить на этой основе своевременное и качественное составление и утверждение бюджетов всех уровней.

Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и др. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.

Таким образом, планирование налогов на макроуровне представляет собой сложный процесс последовательных и одновременно осуществляемых взаимодействующих мер по решению задачи обоснованного расчета размера налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня на заданный период времени.

Непременным элементом налогового планирования является экономический анализ поступлений налогов, как в целом, так и по их отдельным видам. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов и их динамика. Более важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что для каждого налога существуют свои, особенные элементы налогооблагаемой базы и ее определяющих показателей, но отдельные элементы налогооблагаемой базы присущи сразу двум или нескольким видам налогов.

Процесс налогового планирования базируется на пофак-торном анализе динамики и тенденций налогооблагаемой базы в целом и отдельных элементов, ее составляющих.

Налоговое планирование хозяйствующих субъектов (или планирование на микроуровне) является частью финансового планирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования на микроуровне обоснована требованиями рыночной конкуренции и вызванным ею стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению его расходов и сбережению заработанного дохода для дальнейшего расширения коммерческой деятельности и решения стратегических задач развития производства. Ведь в конечном счете для всех экономических субъектов налоги являются составной частью внешних издержек и направлены на уменьшение доходов. Поэтому для предприятия особенно важно обладать информацией о том, какие налоги оказывают наибольшее негативное влияние на результаты его финансовой деятельности. Предприятию также важно обеспечить взаимное перекрытие баз обложения отдельных налогов с целью минимизации суммарного налогообложения своей хозяйственной деятельности.

Процесс налогового планирования для предприятий-налогоплательщиков представляет собой важнейшую процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей или перспективной деятельности предприятия. Оно важно для принятия решений в области его инвестиционной и научно-технической политики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта и проведения других принципиальных мер. Особенно важно это в условиях функционирования таких экономик, где налоговые платежи составляют значимую часть финансов налогоплательщика, когда недостаточно предсказуема налоговая политика государства и местных законодательных органов.

Поэтому для налогоплательщика необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях оптимизировать свои обязательные платежи в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Таким образом, налоговое планирование на микроуровне представляет собой организацию деятельности экономического субъекта, направленную на максимальную минимизацию (или оптимизацию) его налогообложения строго в соответствии с действующим законодательством.

Понятие "налоговое планирование" следует отличать от другого близкого, но не идентичного понятия "уклонение от уплаты налога". Цель использования налогоплательщиком обоих понятий одна - уменьшение сумм уплачиваемых им налогов государству. Поэтому эти способы минимизации (оптимизации) налоговых обязательств появились фактически с появлением налогового права.

В отличие от налогового планирования уклонение от уплаты налогов представляет собой уменьшение налогоплательщиком своих налоговых обязательств незаконным путем. Уклонение от уплаты налогов осуществляется налогоплательщиком путем сокрытия дохода или иного объекта налогообложения, непредставления документов, необходимых для исчисления налога, или представления некачественных документов, незаконного получения налоговых льгот и других преференций и осуществления других противоречащих закону действий.

Нередко в экономической литературе можно встретить третье понятие "обход налогов". Под этим термином понимают, как правило, положение, в котором хозяйствующий субъект или физическое лицо не являются налогоплательщиками (в силу того, что их деятельность или их доходы не подлежат налогообложению или же они не стоят на учете в налоговых органах), а также целенаправленное использование метода обложения, формы исчисления и уплаты налога, способа получения дохода, обуславливающих минимальную величину налоговой суммы. Думается, что введение третьего понятия является лишним. В данном случае действия налогоплательщика направлены также на минимизацию своих налоговых обязательств. При этом данные действия могут как противоречить, так и не противоречить действующему законодательству. Поэтому указанные действия, исходя из их соответствия закону, следует квалифицировать или как налоговое планирование, или как уклонение от уплаты налога.

Вместе с тем действующее российское налоговое законодательство не дает четкого и недвусмысленного определения отличия законной минимизации (или оптимизации) налогообложения от уклонения от уплаты налога. Естественно, что подобные вопросы не возникают, когда речь идет о сокрытии в бухгалтерских документах объекта налогообложения, дохода или неправильного применения налоговых льгот и других видов налогового укрывательства. Речь идет о тех многочисленных проблемах, которые возникают в случаях применения налогоплательщиком так называемых "седых схем", когда не нарушена ни одна статья российского законодательства, но в итоге налогоплательщик получает налоговые преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, не применяющими подобных схем.

В экономике России действует огромное количество подобных схем. В частности, наиболее распространенная - это создание мелких, зависимых организаций, в которых благодаря занижению цен на покупаемую ими продукцию аккумулируется огромная прибыль, с которой налог уплачивается по льготной ставке.

В других случаях огромные доходы таких мелких компаний формируются за счет платы за якобы оказанные услуги головной компании, относимой последней на издержки производства и обращения. В результате уменьшается размер уплачиваемого головной компанией налога на прибыль, но и зависимая от нее мелкая компания также не платит налог на прибыль вследствие того, что практически весь полученный доход направляется на плату труда отдельных сотрудников этой фирмы, являющихся, как правило, акционерами головной компании. Огромный "эффект" достигается в этом случае и по минимизации единого социального налога, так как эти огромные суммы оплаты труда позволяют применять минимальную ставку налога.

Существует также множество других, не выходящих за рамки закона схем, позволяющих существенно уменьшить налоговые обязательства. Применение подобных схем получило название "агрессивное использование налогового законодательства". Думается, что в Налоговом кодексе необходимо ввести положение, согласно которому любая сделка или схема, не имеющая никакого иного экономического смысла, кроме уменьшения налоговых обязательств, должна быть признана уклонением от налогов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Есть и еще один, более рациональный, но одновременно и сложнореализуемый способ решения данной проблемы. Суть его состоит в том, чтобы прописать в части первой Кодекса все возможные схемы, которые следует считать уклонением от уплаты налога. Любые другие, не включенные в Кодекс виды сделок и схем до их практического применения должны быть согласованы с налоговыми органами. В противном случае они также должны относиться к категории уклонения от уплаты налогов. Это сделает более прозрачными отношения между государством и налогоплательщиком. Данное предложение не является чем-то исключительным, подобные положения имеют место в налоговом законодательстве ряда стран, в частности в Германии.

Вместе с тем следует отметить, что при планировании налогов на микроуровне должны соблюдаться принципы, которые отличают налоговое планирование от уклонения от уплаты налогов.

Одновременно с четким соответствием действующему законодательству важным принципом налогового планирования экономического субъекта является соблюдение определенных экономических требований. В первую очередь, основой налогового планирования на микроуровне должна быть экономическая целесообразность. Отсутствие экономической целесообразности при планировании налогов может привести к отрицательным последствиям для дальнейшей деятельности предприятия и перекрыть все выгоды минимизации налогообложения.

Процесс налогового планирования на микроуровне разделяется на два последовательных и взаимосвязанных этапа.

Первый этап налогового планирования носит характер ожидаемого. На данном этапе хозяйствующий субъект осуществляет действия, направленные на получение результата - минимизацию налоговых обязательств в перспективе.

На этом этапе принимается решение о наиболее выгодном с позиции налогообложения местонахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации, а также об использовании "налоговых оазисов" - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и "налоговых убежищ" - законно или незаконно специализирующихся предприятий и организаций. Здесь решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежания двойного налогообложения и с учетом других возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Этот же этап включает в себя выбор организационно-правовой формы предприятий, способов реорганизации экономических субъектов с целью создания или ликвидации групп предприятий, вида хозяйственной деятельности, профиля предпринимательской деятельности, методов ведения бухгалтерского учета и некоторые другие аспекты.

Первый этап, по существу, представляет собой стратегическое налоговое планирование на микроуровне. Именно здесь вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта - выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на данном этапе решений в значительной степени будет зависеть объем налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, размер полученных льгот и преференций. В дальнейшем у хозяйствующего субъекта возможности для налогового маневрирования будут ограничены направлениями принятой налоговой стратегии.

Н а втором этапе, носящем характер реализованного, хозяйствующий субъект совершает действия на получение текущего результата налогового планирования. На данном этапе используются с учетом итогов первого этапа возможности налогового и иного законодательства для непосредственной минимизации налоговых обязательств - налоговые льготы, учетная и амортизационная политика, пробелы в действующем законодательстве. Здесь действия экономического субъекта непосредственно направлены на оказание целенаправленного воздействия для выгодного, в первую очередь ему, отражения финансовых результатов своей деятельности в целях минимизации (оптимизации) налогообложения.

При указанном налоговом планировании решаются текущие задачи конкретного периода деятельности хозяйствующего субъекта. Здесь непосредственно уточняются варианты зачета обязательных платежей, устранения двойного налогообложения, разделения годового отчета, включения статей в актив и пассив баланса, оценки имущества и задолженности. Тактическое налоговое планирование представляет собой процесс организации расчета конкретных видов налогов на очередной финансовый год или среднесрочную перспективу с использованием всех предусмотренных законодательством возможностей для оптимизации их размера.

При планировании налогов на микроуровне в зависимости от решений, принятых хозяйствующим субъектом на ожидаемом этапе, дополнительно могут применяться такие методы расчета, как имитационный метод, динамический и статистический методы минимизации, расчет налогов по частям и некоторые другие.

Под оптимизацией понимается не только минимизация платежей, но и правильное разнесение их по срокам платежа. Наиболее удобным является перенос налоговых платежей на дату соответствующих поступлений на счет предприятия. Поэтому большинство предприятий предпочитает кассовый метод бухгалтерского учета, при котором момент реализации продукции (а значит, и налоговых обязательств) наступает при поступлении платежа на счет предприятия. Этот метод бухгалтерского учета позволяет налогоплательщику манипулировать (контролировать) величиной облагаемого дохода. Экономический субъект имеет возможность влиять на сроки исполнения налоговых обязательств посредством замедления или ускорения поступления средств на его счет. Однако для некоторых предприятий более удобен метод учета по отгрузке товара.

Кроме двух основных способов ведения бухгалтерского учета предприятия - по поступлению платежей (кассовый метод) и по отгрузке (иногда называется методом счетов-фактур) - учетная политика предприятия может иметь и другие аспекты: методические, организационные и технические.

Информация о работе Процесс налогового планирования