Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа
На основании этого целью данной работы является: - анализ налоговой политики в Российской Федерации и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
проанализировать налоговую политику ведущих зарубежных стран,
определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,
описать систему органов государственной власти Российской Федерации,
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
1. Налоговое правоотношение
1.1. Понятие и элементы налогового правоотношения...........................5
1.2. Объекты правоотношений..........................................................6
1.3. Государственные органы как субъекты налоговых правоотношений…7
2. Полномочия органов власти Российской Федерации
2.1. Полномочия законодательных органов власти..............................12
2.2. Полномочия исполнительныъх органов власти.............................13
3. Распределение полномочий по регулированию налоговых отношений между уровнями власти
3.1. Полномочия федеральных органов власти...................................15
3.2. Полномочия региональных органов власти..................................16
3.3. Полномочия местных органов власти........................................ .17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. Налоговое правоотношение
1.1. Понятие и элементы
налогового правоотношения.....
1.2. Объекты правоотношений........
1.3. Государственные органы как субъекты налоговых правоотношений…7
2. Полномочия органов власти Российской Федерации
2.1. Полномочия законодательных
органов власти................
2.2. Полномочия исполнительныъх органов
власти........................
3. Распределение полномочий по
регулированию налоговых
3.1. Полномочия федеральных органов власти........................
3.2. Полномочия региональных органов
власти........................
3.3. Полномочия местных органов власти........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна. Разработанность. Тема налогового реформирования остро дискутируема в обществе. Обсуждаются вопросы, связанные с принятием второй части Налогового кодекса, с проблемой снижения налогового бремени с производителя, вопросы подачи деклараций и налогового контроля и еще масса вопросов, также существует масса публикаций по этим вопросам, но при этом налоговая политика в ней затрагивается лишь в скользь, как что-то необходимое, но не в первую очередь.
При этом хотелось бы отметить недостаточную разработанность вопросов налоговой политики и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.
На основании этого целью данной работы является: - анализ налоговой политики в Российской Федерации и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
участвующих в налоговых отношениях.
Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов власти Российской Федерации. Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы органов исполнительной власти Российской Федерации и конкретизации их полномочий.
Налоговые правоотношения - вид финансового правоотношения, т.
в. общественное финансовое отношение,
урегулированное нормами подотрасли (раздела)
финансового права - налоговым правом,
- субъекты которого наделяются определенными
правами и обязанностями, возникающими
с связи с взиманием налогов.
Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются
в связи с юридическими фактами - конкретными
жизненными обстоятельствами, событиями.
По последствиям, которые вызывают юридические
факты в налоговых правоотношениях, они
делятся на правообразующие (индивидуальные
акты - налоговые декларации), правоизменяющиеся
(рождение ребенка, отсутствие прибыли
и т. п.) и правопрекращающиеся (прекращение
деятельности, приносящей доход).
Основным содержанием налогового правоотношения
является одностороннее обязательство
плательщика внести в бюджет определенную
сумму денежных средств в установленный
срок. Юридическим содержанием налоговых
правоотношений является возможность
взыскания определенных денежных средств
уполномоченными государством налоговыми
органами и необходимость внесения этих
сумм обязанными по закону субъектами
- налогоплательщиками.
Налоговое правоотношение, как и любое
другое правоотношение, состоит из следующих
элементов: субъектов, объекта и содержания.
В налоговых правоотношениях участвуют
различные субъекты: налогоплательщики
(юридические и физические лица), органы
Министерства РФ по налогам и сборам, кредитные
организации. В налоговых отношениях в
определенных случаях участвую и другие
субъекты, например работодатели (юридические
лица и предприниматели, действующие без
образования юридического лица), которые
перечисляют налоги с заработной платы
своих сотрудников.
1.2. Объекты правоотношений
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает
данное правоотношение, - обязательный
безвозмездный платеж (взнос), размер которого
определяется в соответствии с установленными
налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения,
как и любого другого правоотношения,
раскрывается через права и обязанности
субъектов правоотношения. Российским
законодательством предусматриваются
факты, наступление которых влечет за
собой прекращение налогового правоотношения.
Налоговая система базируется
на соответствующих
- объект налога - это имущество или доход, подлежащие
обложению, измеримые количественно, которые
служат базой для исчисления налога;
- субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое
или юридическое лицо, которое обязано
в соответствии с законодательством уплатить
налог;
- источник налога, то есть доход, из которого выплачивается
налог;
- ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы
объекта налога. Ставка определяется либо
в виде твердой ставки, либо в виде процента
и называется налоговой квотой;
- налоговая льгота — полное или частичное освобождение
плательщика от налога;
- срок уплаты налога – т.е. срок, в который должен быть уплачен
налог и который оговаривается в законодательстве,
а за его нарушение, не зависимо от вины
налогоплательщика, взимается пени в зависимости
от просроченного срока.
1.3. Государственные органы как субъекты налоговых правоотношений
Законодательством предусматривается
обязательное участие государства
в налоговых правоотношениях
в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная
налоговая служба и ее территориальные
подразделения. В случаях, предусмотренных
Налоговым Кодексом Российской Федерации,
полномочиями налоговых органов обладают
таможенные органы и финансовые органы.
Налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Осуществляя свои функции, налоговые,
таможенные органы и финансовые органы
взаимодействуют в пределах, установленных
законодательством о налогах и сборах.
Налоговые органы составляют
единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и сборов,
иных обязательных платежей в случаях,
предусмотренных законодательством. В
указанную систему входят федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области налогов и сборов, и его территориальные
органы.
Налоговые органы осуществляют
свои функции и взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами посредством реализации
полномочий, предусмотренных НК и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Переход к рыночным
отношениям в экономике, изменения в области
ценообразования и планирования, возникновение
таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные
товарищества и общества, приватизация
объектов государственной и муниципальной
собственности, превращение налогов в
основной источник государственных доходов
и т. д. обусловили необходимость появления
новых органов, осуществляющих финансовый
контроль, и новых форм его проведения.
В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной
налоговой службе РСФСР» при Министерстве
финансов РСФСР была создана единая система
контроля за соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей, установленных законодательством.
Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г.
было утверждено Положение о Государственной
налоговой службе Российской Федерации,
которым было предусмотрено, что органы
Государственной налоговой службы РФ
составляют единую централизованную систему
контроля за соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с Положением о Государственной
налоговой службе Российской Федерации
единая централизованная система органов
Государственной налоговой службы РФ
состояла из центрального республиканского
(Российской Федерации) органа государственного
управления Указом Президента РФ от 23
декабря 1998 г. Государственная налоговая
служба РФ была преобразована в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной
власти» Министерство было преобразовано
в Федеральную налоговую службу, которая
находится в ведении Министерства финансов
РФ. Главной задачей Федеральной налоговой
службы является осуществление контроля
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты и внебюджетные
фонды государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством
РФ, субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в пределах
их компетенции. Федеральная налоговая
служба, осуществляя свою главную задачу,
выполняет следующие функции:
- проводит непосредственно и организует
работу государственных налоговых инспекций
по осуществлению контроля за соблюдением
законодательства о налогах и других платежах
в бюджет;
- производит в министерствах и ведомствах,
на предприятиях, в учреждениях и организациях,
основанных на любых формах собственности,
и у граждан проверки денежных документов,
регистров бухгалтерского учета планов,
смет, деклараций и иных документов, связанных
с исчислением и уплатой налогов и других
платежей в бюджет;
- организует работу государственных налоговых
инспекций по учету, оценке и реализации
конфискованного, бесхозяйного имущества,
имущества, перешедшего по праву наследования
к государству, и кладов;
- осуществляет возврат излишне взысканных
и уплаченных налогов и других обязательных
платежей в бюджет через кредитные организации;
- анализирует отчетные, статистические
данные и результаты проверок на местах,
подготавливает на их основе предложения
о разработке инструктивных методических
указаний и других документов по применению
законодательных актов о налогах и иных
платежах в бюджет и другие функции.
Региональные органы Федеральной налоговой
службы в субъектах Российской Федерации
осуществляют функции, предусмотренные
законодательством для государственных
налоговых инспекций по районам, городам
без районного деления и районам в городах.
Среди важнейших функций можно назвать
следующие:
- осуществление контроля за соблюдением
законодательства о налогах и других платежах
в бюджет и во внебюджетные государственные
фонды;
- обеспечение своевременного и полного
учета плательщиков налогов и других платежей
в бюджет, правильности начисления платежей
гражданами РФ, иностранными гражданами
и лицами без гражданства, а также поступления
этих платежей в соответствующий бюджет;
- контроль за своевременностью представления
плательщиками бухгалтерских отчетов
и балансов, налоговых расчетов, отчетов,
деклараций и других документов, связанных
с исчислением и уплатой платежей в бюджет,
а также проверка достоверности этих документов
в части правильности определения прибыли,
дохода, иных объектов обложения и исчисления
налога и других платежей в бюджет;
- передача правоохранительным органам
материалов по фактам нарушений, за которые
предусмотрена уголовная ответственность;
- предъявление в суд и в арбитражный суд
соответствующих исков, в частности, исков
о признании сделок недействительными
и взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам (речь идет
о сделках, совершенных с целью, противоречащей
основам правопорядка и нравственности
(ст. 169 ГК РФ);
- приостановление операций предприятий,
учреждений, организаций и граждан по
расчетным и другим счетам в кредитных
организациях в случаях непредставления
(или отказа представить) бухгалтерских
отчетов, балансов, расчетов, деклараций
и других документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов и иных обязательных
платежей в бюджет.
Правоохранительные органы, в том числе
органы Министерства внутренних дел РФ,
обязаны оказывать практическую помощь
работникам государственных налоговых
инспекций при исполнении ими служебных
обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных
законом мер по привлечению к ответственности
лиц, насильственным образом препятствующих
выполнению работниками налоговых инспекций
своих должностных функций.
Налоговая инспекция имеет право применять
к предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам определенные законодательством
финансовые санкции.
Проверки предприятий, учреждений и организаций
оформляются актами, в которых отражаются
выявленные нарушения законодательства
о налогах и других платежах в бюджет,
факты невыполнения требований должностных
лиц государственных налоговых инспекций,
а также даются указания об устранении
выявленных нарушений и о внесении причитающихся
сумм в бюджет. Акт подписывается должностными
лицами Федеральной налоговой службы,
другими участниками проверок и руководителями
и главными (старшими) бухгалтерами проверяемых
предприятий, учреждений, организаций.
В случае несогласия с фактами, указанными
в акте, руководители и главные (старшие)
бухгалтеры обязаны подписать акт и сделать
запись о возражениях, прилагая одновременно
письменные пояснения и документы, подтверждающие
эти возражения.
2.1.
Полномочия законодательных
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.