Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение положения о содержании налогового контроля, его специфике, механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, разработка конкретных рекомендации по повышению эффективности налогового контроля.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Изучить сущность и экономическое содержание налогового контроля, особое внимание при этом уделить проблемам совершенствования контрольных функций в деятельности налоговых органов.
2. Рассмотреть формы и методы налогового контроля.
3. Охарактеризовать и описать виды налоговых проверок.
4. Изучить действующие формы и методы налогового контроля.
5. Определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание налогового контроля, его специфика и
принципы организации…………………………………………………………..5
2. Формы и методы налогового контроля……………………………….…….10
2.1. Методы налогового контроля……………………………………………....10
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения…………………...21
3. Пути совершенствования налогового контроля…………………………….30
Заключение………………………………………………………………….........35
Библиографический список……………………………………………………..37
Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности, данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком
Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.
На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового контроля будет возрастать роль предварительного и текущего контроля, связанного с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.
Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия (рис.1).
Рис. 1 Методы осуществления налогового контроля
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием налоговой дисциплины объекта контроля.
Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности, связанных с получением дохода и исчисления налогов и опирается на более широкий круг деятельности, что и отличает его от наблюдения. При обследовании используются такие приемы, как опрос, анкетирование, инвентаризация, осмотр конкретных объектов, осмотр места хранения денежных средств, контрольная закупка. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля.
Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений налогового законодательства. Данный метод используется на всех стадиях контрольной работы налоговой инспекции. Анализ проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки и т. д.
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, связанных с исчислением ее налоговых обязательств, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать и организация экспресс - проверок в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверки позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае, если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.
При осуществлении налогового контроля работники налоговых инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости опечатывать складские помещения. Проверять в кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность документов, связанных с операциями налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.
Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на: сплошной и выборочный. [9, c.204]
Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль - предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.
По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.
Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определен в налоговом законодательстве. Так согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.
В зависимости от неизбежности для налогоплательщика, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный.
По общему правилу налоговый контроль не является обязательным. Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго в случаях, если:
- налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и сборов;
- последняя проверка не выявила нарушений законодательства о налогах и сборах;
- увеличение размера имущества организаций имеет документальное подтверждение;
- отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождения средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.
Тем не менее, в отдельных случаях налоговый контроль неизбежен. Например, обязательный налоговый контроль имеет место в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.
В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим.
Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др. Документальный и фактический налоговый контроль тесно связаны между собой.
По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, осуществляемым Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных.[6, с.29]
Выбор метода контроля зависит от ряда факторов, общего состояния контрольной работы в регионе, уровня развития информационно-аналитического обеспечения, состояния расчетов конкретных налогоплательщиков с бюджетом, результатов предыдущих проверок и др.
Основным методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.
Документальная проверка юридических лиц осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включают в первую очередь предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия для выяснения причин убытков и объявления их банкротами.
Документальная проверка может длиться, как правило, не более 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.
Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных регистров применяют сплошной или выборочный метод.
Сплошной метод характеризуется проверкой всех документов, в том числе записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются, как правило, кассовые и банковские операции. Расчеты же с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, а также др. участники деятельности предприятия проверяют сплошным методом в случаях, указанных в программе.
Выборочный метод – это метод, при котором проверяют часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В тех случаях, когда выборочной проверкой будут установлены серьезные нарушения, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным методом с обязательным изъятием документов, свидетельствующих о скрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения и о злоупотреблениях, в порядке, предусмотренном Инструкцией Министерства финансов РФ от 26 июля 1991 г. №16\176 «О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан».
Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога подразделяются на:
- комплексную проверку, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов. В ходе данной проверки ревизируются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств. Для обеспечения проведения комплексной проверки план координируется с отделом налогообложения физических лиц, отделом местных налогов, прочих сборов и внебюджетных фондов.
- тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.
Категории документальных проверок налогоплательщиков можно подразделить в зависимости от места проведения проверки: на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.
Проведению проверки без выхода в организацию обязательно должна предшествовать докладная на имя начальника налогового органа с мотивированным обоснованием этой необходимости. Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию. [7, с.88]
В ходе документальных проверок сотрудники налоговой инспекции для осуществления контроля над соблюдением налогового законодательства используют в работе определенные приемы.
Анализ нарушений налогового законодательства показывает, что они в большей части связаны с подлогами в первичных и иных бухгалтерских документах. Выявить их можно путем специального исследования данных учета. Подлоги в документах внешне обнаруживаются в таких формах, как противоречия в содержании отдельного документа, нескольких взаимосвязанных документов, а также отклонения от обычного порядка движения ценностей.
Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования.
При исследовании отдельного документа могут применяться формальная, арифметическая и нормативная проверка.
Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок.
При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали. Этот метод позволяет проверить правильность подсчета стоимости продукции путем умножения цены на количество суммы начислений заработной платы - путем умножения расценки на количество произведенного товара. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п. Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.