Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Понятие о личности в психологии. Источники развития и структура личности Проблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Наряду с этим следует отметить, что эффективность правоохранительной деятельности существенно зависит от учета психологических особенностей личности каждого правонарушителя, динамики и факторов ее развития, а также от способностей и профессионально-психологической подготовленности работников органов правопорядка.
3) по содержанию
в зависимости от объекта
4) по интенсивности
эмоциональных проявлений - эмоциональная
уравновешенность, эмоциональная импульсивность,
эмоциональная лабильность (
5) по форме
проявления - настроение, аффект, стресс,
страсть. Настроение - равнодействующая
многих эмоций, отличается длительностью,
устойчивостью, образует как
Аффект - переживания,
протекающие кратковременно, бурно,
внешне выраженные в определенных моторных
актах и имеющие определенные
внешние причины и поводы для
возникновения (например, угроза пьяного
супруга в отношении жены в
присутствии несовершеннолетней дочери
и демонстрация им топора в руке привела
к тому, что дочь наносит кухонным ножом
удар в грудь отца и убивает его. Здесь
можно предполагать есть все основания
для констатации состояния сильного душевного
волнения или физиологического аффекта).
При аффекте наблюдается явление "сужения
сознания" у человека, то есть резкого
снижения уровня самоконтроля и волевой
регуляции. Состояние сильного душевного
волнения или аффекта учитываются в уголовном
законе (см. ст. ст. 107, 113 УК РФ) при квалификации
преступлений и назначении наказания.
Страсть - сильные
и продолжительные эмоции, целенаправленные
на определенный объект (например, страсть
к накопительству) или на другого
человека, выражающиеся в проявлении
любви, привязанности и т. д.
Стресс (стрессовое
состояние) - чаще всего под ним
понимаются отрицательные переживания,
связанные с наличием стресс-фактора
(неопределенность ситуации, опасность,
ответственность, дефицит информации
и т. п. ). Отрицательные переживания,
с которым связан стресс вызывают
у человека напряженность, депрессивные
явления, негативно влияют на состояние
здоровья и продуктивность деятельности.
Поэтому каждый психологически грамотный
человек должен уметь управлять стрессом
и снимать отрицательные эмоциональные
переживания. В конце настоящего учебного
пособия приводятся психологические рекомендации
по управлению своим поведением и стрессом.
Каждый человек
может быть счастлив, умея управлять
своими эмоциями. Ученые Гарвардского
университета в США в результате
многолетнего эксперимента и наблюдения
за большой группой выпускников университета
сформулировали универсальный "рецепт
счастья", состоящий в следующем: необходимо
воспитывать у себя умение встречать беду,
никогда не впадать в озлобленность, не
винить других, не накапливать примеры
несправедливости судьбы, не стимулировать
бодрость, но и не превращаться в нытика,
досаждающего всем жалобами на жизнь.
Нельзя относиться к неприятностям пассивно.
Стремление к их преодолению само по себе
содержит противоядие от депрессии. Реакция
взрослого человека на конфликт, на трудную
ситуацию всегда должна быть осмысленной
и взвешенной. Нельзя поддаваться первому
импульсу. Короче говоря, путь к эмоциональному
комфорту и счастью очень прост - это прагматическое
и реалистическое отношение к жизни. Воля
- психическое явление, проявляющееся
в способностях индивида к сознательному
выбору действий, связанных с преодолением
внешних и внутренних препятствий и достижением
поставленной цели. Волевое действие состоит
из ряда взаимосвязанных этапов: определение
цели и стремление ее достичь - осознание
возможностей для достижения цели - появление
мотивов, подкрепляющих или отрицающих
эти возможности - борьба мотивов и выбор
- принятие одной из возможностей для достижения
цели - осуществление принятого решения.
Существуют простые и сложные волевые
действия. В простом волевом акте побуждение
к действию, практически, автоматически
переходит в самодействие. Сложному волевому
действию присущи все конкретные этапы,
обозначенные выше. Психическими компонентами
воли являются цель, мотив, выбор решения,
волевое усилие по достижению поставленной
цели. Волевые действия личности зависят
от наличия у индивида разнообразных волевых
качеств: целеустремленности, настойчивости,
выдержки, решительности, инициативности,
самостоятельности, организованности,
дисциплинированности, смелости, исполнительности
и др.
3. Индивидуально
- типологические особенности
В психологии, когда
говорят об индивидуально-типологических
характеристиках личности, обычно подразумевают
такие явления как темперамент, характер
и способности. Темперамент - это свойство
личности, характеризующее динамику протекания
психических процессов и деятельности.
Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий
врач Гиппократ (У - IУ вв. до н. э. ). Он понимал
под ним свойство, определяющее индивидуальные
различия людей и зависящее от пропорций
4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"),
лимфы (по гречески "флегма"), желчи
(по гречески "холе") и черной желчи
(по гречески "мелана холе"). Преобладание
одной из жидкостей соответствовало определенному
темпераменту. Название типов темперамента
сохранились до наших дней (сангвиник,
флегматик, холерик, меланхолик). В то же
время следует учитывать, что образование
темпераментов в современной психологии
объясняют совершенно по-другому. Доказано,
что в основе каждого типа темперамента
находятся особенности нервной системы
человека, свойства этой нервной системы.
Экспериментально
были выделены следующие свойства нервной
системы человека: сила, проявляющаяся
в выносливости, работоспособности нервной
системы и определенным образом характеризующая
процессы возбуждения и торможения (поэтому
выделяют сильный и слабый типы нервной
системы); уравновешенность, характеризующая
оптимальное соотношение процессов возбуждения
и торможения; подвижность, заключающаяся
в характеристике скорости движения нервных
процессов по коре головного мозга. Выдающийся
отечественный психофизиолог И. П. Павлов
показал, что каждому типу темперамента
соответствует свое сочетание свойств
нервной системы: флегматик - сильный,
уравновешенный, инертный тип нервной
системы;
сангвиник - сильный,
уравновешенный, подвижный тип нервной
системы; холерик - сильный, неуравновешенный,
подвижный тип нервной системы;
меланхолик - слабый тип нервной
системы.
К основным психологическим
характеристикам темперамента относятся:
а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая
картину того, какая наименьшая сила
внешних воздействий вызывает психические
реакции личности и какова скорость
этого реагирования;
б) реактивность,
показывающая степень и интенсивность
непроизвольных реакций индивида на
внутренние и внешние раздражители
(критику, угрозу и т. д. ); в) активность,
характеризующая степень
г) соотношение
реактивности и активности, раскрывающее
картину того, от чего зависит деятельность
личности - от случайных внешних
и внутренних обстоятельств, настроений,
случайных событий или от сознательно
поставленных целей, жизненных стремлений,
планов и т. д. ;
д) темп реакций,
характеризующий скорость действий,
движений, быстроту речи, ума, находчивость
и т. д. ;
е) экстравертированность;
ж)
интровертированность;
з) пластичность,
характеризующая легкость адаптации
человека к новым и неожиданным
ситуациям, гибкость поведения;
и) ригидность, показывающая
склонность индивида к косному поведению,
устоявшимся привычкам и
Точные и краткие
характеристики дает различным типам
темперамента выдающийся отечественный
психолог Б. М. Теплов:
Холерик- человек
быстрый, иногда даже порывистый, с
сильными быстро загорающимися чувствами,
ярко отражающимися в речи, мимике,
жестах; нередко - вспыльчивый, склонный
к бурным эмоциональным вспышкам;
Сангвиник- человек
быстрый, подвижный, дающий эмоциональный
отклик на все впечатления; чувства
его непосредственно отражаются
во внешнем поведении, но они не сильны
и легко сменяют одно другое.
Меланхолик- человек,
отличающийся сравнительно малым разнообразием
эмоциональных переживаний, но большой
силой и длительностью их; он откликается
далеко не на все, но когда откликается,
то переживает сильно, хотя мало выражает
во вне свои чувства;
Флегматик- человек
медлительный, уравновешенный и спокойный,
которого нелегко эмоционально задеть
и невозможно вывести из себя; чувства
его никак не проявляются во вне.
(Теплов Б. М. Психология - М. :ОГИЗ - Госполитиздат,
1946). В заключение следует отметить,
что темперамент относится к так называемым
генотипическим свойствам личности, полностью
зависит от наследственности и в течение
жизни не изменяется. Характер - это свойство
личности, выражающееся в ее отношениях
к окружающему миру, к обществу, к деятельности,
к самому себе, к другим людям, к вещам
и предметам. Характер включает в себя
устойчивые черты личности, которые с
содержательной стороны описывают ее
поведение и деятельность. Поэтому в психологии
часто под характером понимают совокупность
индивидуально-своеобразных черт, которые
проявляются в типичных для данной личности
способах деятельности, обнаруживаются
в этих типичных обстоятельствах и выражают
отношения личности к этим обстоятельствам.
Отношения человека и характерологические
черты (свойства, качества) формируются
в течение жизни и поэтому характер является
приобретенным личностным образованием.
Важное значение имеют характерологические
качества (черты, свойства), обнаруживаемые
человеком в различных видах отношений
к окружающему миру: в отношении к обществу
(идейный или безидейный, активно участвующий
в политике или аполитичный и т. п. );
в отношении
к деятельности (деятельный или бездеятельный,
трудолюбивый или ленивый и т.
д. );
в отношении
к другим людям (альтруист или
эгоист, общительный или замкнутый и т.
д. );
в отношении
к себе (имеющий адекватную или
неадекватную самооценку, уверенный
или самонадеянный и т. д. );
в
отношении к вещам (добрый или
жадный и т. д. ).
Для характеристики
индивидуальных различий людей способности
как психическое явление представляют
несомненный интерес. Идея различий индивидов
на основе их способностей развивалась
еще в древности. Древнегреческий ученый-философ
Платон (423 - 348 г. г. до н. э. ) писал: "....
Чтобы все граждане жили согласно надобно
внушать им, что все они - братья, но не
все способны к одним и тем же обязанностям;
потому что люди по своим способностям
весьма различны: одни рождены для управления,
другие - для воспомоществования, иные
- для земледелия и ремесленничества"
(Платон Соч. т. III - СПб, 1863, с. 143). В его высказывании
видно, что, наряду с мыслью о влиянии способностей
на различия людей, признается факт их
врожденности. В современной психологии
более мощно представлена идея о врожденности
задатков, их влияния на развитие способностей,
которые, в решающей мере, определяются
участием человека в конкретной деятельности.
Способности - индивидуально-психологическое
образование личности, определяющее динамику,
быстроту и легкость овладения деятельностью,
а также эффективность ее осуществления.
Доказано, что способности проявляются
в деятельности и представляют возможность
овладения ею.
К задаткам относят
морфологические и
Проявления способностей
связано, во-первых, с наличием склонности,
эмоционально положительного отношения
к данной деятельности, во-вторых, в
демонстрации индивидом относительно
высокой по сравнению с другими
людьми продуктивности труда, в достижении
больших успехов в деятельности, и, в-третьих,
в легкости освоения и выполнения деятельности.
Всегда задача отличия более способных
людей от менее способных была актуальна.
Существует такая старинная быль. У одного
купца служили два мальчика из одной деревни
и одного возраста, Петя и Ваня. Пете купец
платил в месяц один рубль, в Ване - три
рубля. Естественно, что купцу задали вопрос,
почему он так несправедливо оплачивает
труд. На этот вопрос купец ответил: "Посмотрите
как они работают! " Подозвал к себе
Петю и сказал ему: " Видишь обоз, сбегай
узнай, что там везут! " Петя сбегал и
говорит: "Везут рыбу". Тогда купец
дает ему второе задание: "Сбегай и узнай,
куда везут продавать рыбу! " Петя сбегал,
прибежал назад и говорит: "Рыбу везут
в соседнюю деревню". Купец дает третье
задание: "Сбегай и узнай, по какой цене
собираются продавать рыбу". Петя сбегал
и говорит: "Просят по 10 копеек за килограмм".
После этого купец просит найти и прислать
к нему Ваню. Когда Ваня пришел, купец ему
говорит: "Видишь обоз, сбегай узнай,
что там везут! : "Ваня сбегал, прибежал
назад и говорит купцу: "Везут рыбу в
соседнюю деревню, по цене 10 копеек за
килограмм, я договорился купить у них
оптом по 8 копеек за килограмм и продавцы
уже поворачивают лошадей к нашей усадьбе".
После этого купец сказал присутствующим
взрослым людям: "Видели, как они работают,
вот поэтому я плачу Ване в три раза больше
Пети". Эта быль иллюстрирует различия
в проявлении человеческих способностей.
В психологии выделяют
общие и специальные
Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важной характеристикой способностей является их направленность. Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют для приготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступных сообществ.