Способы уплаты налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Механизм налогообложения подразумевает принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и сборов, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты.
Целью данной работы является рассмотрение основных способов уплаты налогов, а именно , рассмотрим:
общие положения механизма налогообложения и уплаты налогов и сборов и основные способы уплаты налогов.

Содержание

Введение
Глава 1. Общее понятие налогов и обязанности их уплаты.
1.1. Понятие налога
1.2. Обязательства по уплате налогов
Глава 2. Способы уплаты налогов
§ 1.1 Уплата налога по декларации
§ 1.2. Уплата налога у источника дохода (фискальным агентом)
§ 1.3. Кадастровый способ уплаты налога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 64.40 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение 
Глава 1. Общее понятие налогов и обязанности их уплаты.

1.1. Понятие налога 
1.2. Обязательства по уплате налогов 
Глава 2. Способы уплаты налогов 
§ 1.1 Уплата налога по декларации 
§ 1.2. Уплата налога у источника дохода (фискальным агентом) 
§ 1.3. Кадастровый способ уплаты налога 
Заключение 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, которая зависит от степени развития демократических форм государства. 
        Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. У государства нет других приемлемых методов обеспечить себе доход в условиях рынка. 
       В целом налоговая система - сложный и эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальных экономик в условиях современной НТР и интернационализации хозяйственной жизни. Однако для налоговой политики государства (которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности - операций Центрального банка на открытом рынке. 
        Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;  
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;  
5) формы и методы налогового контроля; 
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. 
       Налоговый механизм  - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Механизм налогообложения подразумевает принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и сборов, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты. 
        Целью данной работы является рассмотрение основных  способов уплаты налогов,  а именно ,  рассмотрим:

общие положения  механизма налогообложения и  уплаты налогов и сборов и основные        способы уплаты налогов. 
        Работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее понятие налогов и обязанности их уплаты.

 

1.1 Понятие налога.

 

 

Основные положения о  налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы1. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной сиры не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог — это обязательный, безвозмездный платеж (взнос), установленный  законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере  и в определенный срок. Налоги зачисляются  в бюджет соответствующего уровня и  обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему2.

Налоговая система, действующая  в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Классификацию налогов можно  проводить по разным признакам. Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция  соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в  отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика  налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими  лицами). В зависимости от связи  с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как  обязательный и по юридической форме  индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный  в пределах своей компетенции  представительными органами государственной  власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством  случаях – внебюджетные государственные  и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и  сроков уплаты.3

           В. А. Соловьев  предлагает  из определения налога в п.1 ст.8 НК слово "взимание" следует исключить и изложить норму следующим образом: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".4

Для уяснения понятия налога больше значение имеет установление системы элементов налога.

Следует отметить, что в  законодательстве и теории налогового права нет единого подхода  к определению структуры модели налога. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены:

налогоплательщики;

объект налогообложения,

налоговая база,

налоговый период,

налоговая ставка,

порядок исчисления налога,

порядок и сроки уплаты налога,

 а в необходимых  случаях могут предусматриваться  налоговые льготы, и другие элементы (отчетный период, ответственность  налогоплательщика.)

С правовых, юридических  позиций налоги - это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

С экономических позиций  налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и  финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и  сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в  состоянии обеспечить ее из собственных  ресурсов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создает  условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Общие вопросы исполнения налоговой обязанности

 

Центральным звеном в предмете налогового права является налоговое правоотношение между  государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. В его содержании выделяется юридическая обязанность  налогоплательщика своевременно и  в полном объеме уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Ее традиционно называют налоговой  обязанностью, учитывая особый, базовый  характер в системе субъективных прав и обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, категория  «налоговая обязанность» может употребляться  в широком и узком значении. В первом случае под налоговой  обязанностью понимают любую юридическую  обязанность налогоплательщика, установленную  налоговым законодательством, во втором - исключительно обязанность по уплате налога. Именно в узком значении - как обязанность по уплате налогов  и сборов - будет употребляться  термин «налоговая обязанность» в дальнейшем.

Термин «обязательство»  имеет ярко выраженную частноправовую природу и основывается на свободно выраженном волеизъявлении лица тем  или иным образом (по своему усмотрению) реализовать свою правосубъектность  в рамках диспозитивного правового  регулирования.    Таким образом, обязательство - это разновидность юридической обязанности, добровольно принимаемая на себя лицом, участвующим в правоотношениях диспозитивного, как правило, договорного характера. Проще говоря, обязательство - это всегда самообязывание по схеме «я обязуюсь».

В сфере налогообложения  обязательством является, например, поручительство, в силу которого третье лицо обязуется  перед налоговыми органами исполнить  в полном объеме обязанность налогоплательщика  по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и  пеней. Не случайно законодатель внес изменения в п. 4 ст. 74 НК РФ, заменив применительно к поручителю слова «своих обязанностей» на формулировку «взятых на себя обязательств». Возникновение же и исполнение налоговой обязанности не зависят от желания (усмотрения, волеизъявления) самого налогоплательщика, а вытекают непосредственно из закона.

Обязанность по уплате налога - единственная в системе  обязанностей налогоплательщика - носит  конституционно-правовой характер. В  ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы». Несмотря на то, что эта норма расположена  в главе второй «Права и свободы  человека и гражданина», она в  равной мере распространяет свое действие не только на физических лиц, но и на организации.

Налоговая обязанность  возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных  налоговым законодательством. Общими основаниями являются наличие у  налогоплательщика объекта налогообложения  и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут  устанавливаться свои особенные  основания - самостоятельные юридические  факты, формирующие сложный фактический  состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и  земельный налог, налог на имущество  физических лиц) таким основанием выступает  обязательное уведомление налогоплательщика  об уплате налога.5

Согласно ст. 44 НК РФ налоговая обязанность прекращается: 1) с уплатой налога (сбора) налогоплательщиком; 2) с возникновением иных обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности; 3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика.

По общему правилу  налоговая обязанность прекращается ее надлежащим исполнением, то есть когда  налог уплачен налогоплательщиком своевременно и в полном объеме. К числу иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности, можно отнести такие как удержание налога налоговым агентом; принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика; уплата налога реорганизованной организации ее правопреемником и др.

Смерть налогоплательщика  или признание умершим также  прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые  погашаются в пределах стоимости  наследственного имущества.

НК РФ предусматривает  возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ исполнение обязанности  по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также  обязанность по уплате причитающихся  пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При  принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или  недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.

Информация о работе Способы уплаты налогов