Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:07, реферат
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов
государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на
экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
указанной отметки подрывает основы воспроизводства и ведет к
разбалансированию экономики.
В Украине при декларированном уровне налогооблажения прибыли 30%, что в общем
соответствует мировой практике, фактически же с учетом ценообразования,
порядка определения затрат и исчисление прибыли, неравномерности налоговых
льгот, особенностей методики исчисления и порядка уплаты налогов у
предприятий изымается свыше 50%, а в некоторых случаях – 70-80% прибыли.
Подобное положение возникло вследствие неправильной ориентации системы
налогооблажения на увеличение налогов, размеры которых не зависят от
результатов хозяйственной деятельности, таких как налог на землю (за
последнее время его ставки возросли в 20 раз), коммунальный налог (база
исчисления выросла в 24 раза) и т. д.
Контроль за соблюдение налогового законодательства в Украине осуществляется
Государственной налоговой администрацией Украины (ГНАУ), созданной в
результате объединения
Главной государственной
Управлением по борьбе с уголовным сокрытием доходов от налогооблажения,
находившегося в структуре МВД Украины. Главной задачей Государственной
Налоговой Администрации является обеспечение соблюдения налогового
законодательства, полный учет всех плательщиков налогов и обязательных
платежей, поступающих в бюджет, государственные целевые фонды, обеспеченность
правильности исчисления и уплаты этих платежей.
Сегодня налоговая служба Украины осуществляет контроль по всем видам налогов
и сборов, в том числе по 18 общегосударственным и 16 местным налогам.
За нарушение налогового законодательства на субъектов предпринимательской
деятельности –
имущественного воздействия, к которым относятся:
~ финансовые (штрафные) санкции;
~ пени;
~ административные штрафы.
Все эти меры имущественного воздействия можно определить одним таким
понятием, как установленная законодательством финансовая мера воздействия за
нарушение сроков уплаты налогов, платежей и взносов, которая исчисляется в
процентах или твердой сумме (размере) от суммы неисполненного или
ненадлежащей исполненного платежа и уплачивается за каждый день просрочки или
по факту неплатежа.
Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налога и
других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении
возлагается на плательщиков налогов и других платежей.
Предприятия – плательщики налогов или других обязательных платежей, которые не
имеют в установленный срок для уплаты налогов или других обязательных
платежей бухгалтерских отчетов и балансов, деклараций и расчетов установленной
формы за соответствующий период, уплачивают 110% суммы налога (платежа),
исчисленного за предыдущий период. После подачи указанных документов
производится перерасчет налога (платежа), исходя из фактически полученного
дохода (прибыли) и других объектов налогооблажения.
В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другого
обязательного платежа с них взыскивается сумма до начисленного налога или
других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в
случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения
предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере. За неподачу или
несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым
администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных
поручений на уплату налогов учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм
налогов (платежей).
Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих
расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания,
халатности или с умыслом. При этом следует иметь в виду, что установленные
законодательством финансовые санкции применяются по налогам другим платежам и
взносам, по которым установлена обязательная подача государственным налоговым
администрациям налоговых деклараций и расчетов. По другим налогам (платежам)
эти санкции не применяются.
Обязательное условие для применения финансовых санкций является правильно
оформленный акт документальной проверки, в котором четко излагается
содержание нарушения, называется конкретные пункты и статьи нарушения
законодательного акта. Акт проверки подписывает руководитель предприятия и
проверяющий налоговый инспектор. В случае отказа первого от подписи
составляется дополнительный акт произвольной формы. Действия налогового
инспектора можно обжаловать, для чего подается заявление в Государственную
Налоговую Администрацию, которая непосредственно контролирует плательщика. В
течение месяца должен быть дан ответ. Если он не устраивает плательщика, тот
имеет право обратиться в
вышестоящую налоговую
суд. При этом рассмотрении жалобы плательщика не означает прекращение
действий должностных лиц налоговой администрации. То есть плательщику
начисляется пеня и взыскивается сумма финансовых санкций в установленном
порядке.
Сумма финансовых санкций за нарушение налогового законодательства должна быть
перечислена в бюджет или государственные целевые фонды в десятидневный срок
со дня составления акта проверки государственной налоговой администрацией.
Ответственность за полноту и своевременность уплаты финансовых санкций несет
руководитель предприятия.
В случае не внесения в вышеуказанный срок суммы финансовой санкции налоговая
администрация имеет право взыскать эти суммы с предприятий всех форм
собственности и независимо от итогов финансово-хозяйственной деятельности в
бесспорном порядке путем
выставления инкассового
расчетный счет в банке предприятия. В случае отсутствия средств на расчетном
счете санкции обращаются на валютный, депозитный и прочие счета. При
отсутствии средств и на этих счетах налоговая администрация должна взыскать
неуплаченные в бюджет платежи за счет имущества должника, т. е. последний
может быть банкротом.
По окончании установленных сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная
сумма считается недоимкой, и на нее начисляется пеня. В настоящее время
размер пени начисляется следующим образом:
~ пеня в размере 120% учетной
ставки Национального Банк
при несвоевременном поступление в бюджет: налога на прибыль; налога на
добавленную стоимость; акцизного сбора; платы за специальное использование
лесных ресурсов; пресных ресурсов; недр при добыче полезных ископаемых;
сборов и других неналоговых платежей; рентной платы за нефть и природный газ
добываемый в Украине; налога с владельцев транспортных средств; отчислений от
платы за транзит газа через территорию Украины; суммы разнице в цене на
природный газ собственной добычи; суммы от превышения фонда потребления;
средств от приватизации государственного имущества; отчислений на
геологоразведочные работы, произведенных за счет госбюджета; местных налогов
и сборов; отчислений в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;
отчислений в Государственный инновационный фонд;
~ пеня в размере двойной
ставки Национального Банка
несвоевременное поступление в бюджет налога на доходы граждан;
~ пеня в размере 0,2% от
недополученной суммы
поступление государственной пошлины; за просроченную задолжность по
предоставленным займам под госзаказ, сельскохозяйственной продукции и иным
займам;
~ пеня в размере 0,3% от
недополученной суммы
поступление: доходов от внешне – экономической деятельности; плату за землю.
На должностных лиц предприятий, виновных в не удержании, не перечислении,
занижении суммы налога или другого платежа или взноса, в сокрытии (занижении)
объектов налогооблажения или ведение его с нарушениями установленного
порядка, в неподаче, несвоевременной подаче, не по установленной форме
бухгалтерских отчетов, балансов, налоговый деклараций, расчетов, аудиторских
заключений, платежных поручений и других обязательных платежей,
государственными налоговыми администрациями налагаются административные
штрафы в размере от 5 до 10 необлагаемых минимальных доходов граждан.
Кроме административной ответственности, на должностных лиц предприятий –
налогоплательщиков может
быть возложена уголовная
Может сложится ситуация, когда местная администрация, пытаясь пополнить свой
бюджет, устанавливают дополнительные местные налоги, которые тяжким бременем
ложатся на предпринимателей. В связи с этим надо знать, что Государственная
Налоговая Администрация не имеет право на обязательное взыскание налогов и
платежей, введенных местными администрациями не учтенных в перечне местных
налогов, предусмотренных Законом «О системе налогообложения» [1]. Налоговая
Администрация также вправе начислять пени, применять финансовые санкции и
привлекать к административной ответственности за несвоевременную уплату или
неуплату налогов введенных местными администрациями.
3. Концепция развития налоговой системы Украины
3.1 Основные направления реформирования
На сегодняшний день Кабмином утвержден проект Концепции и Структуры
Налогового кодекса Украины. Определены перечни общегосударственных и местных
налогов, сборов и обязательных платежей, указанных в таблице А5.
Общегосударственные налоги.
1. Налог на прибыль
предприятий. В основном
порядок взимания, т.ч. авансовые платежи и ставка – 30%. Изменения коснутся,
во-первых, перечня объектов социальной инфраструктуры, расходы на содержание
которых учитываются в составе валовых расходов плательщика налога, во-вторых,
понятия и порядка применения «обычной цены», в-третьих, ответственности
плательщиков налога за недостоверность данных об объекте налогооблажения –
новая финансовая санкция предусматривает возмещение в размере доначисленной
суммы налога вместо действующей нормы – 30%.
2. Налог на доходы
физических лиц.
минимальным количеством ступеней 10,20 и 30% с одновременным расширением базы
налогооблажения, в т.ч. на доходы, полученные от работодателя в виде
наследованного имущества, подарков и т.д., и упорядочением льгот для всех
групп плательщиков налога и отменой тех из них, которые предоставляются по
профессиональному или отраслевому признаку.
3. Налог на добавленную стоимость(НДС). Сохраняется порядок начисления,
уплаты и возмещения, но снижается ставка – до 18%. Предусматривается отказ от
льготы по освобождению от НДС товаров критического импорта и отмена нулевой
ставки с продаж угля и продуктов его обогащения, а также угольных и торфяных
брикетов, электроэнергии, газа, импортируемого в Украину.
4. Акцизный налог.
Предусматривается
подакцизных товаров (услуг) до семи позиций:
~ спирт этиловый, алкогольные напитки;
~ табачные изделия;
~ пиво;
~ Бензин, дизельное топливо;
~ транспортные средства;
~ ювелирные изделия;
~ услуги мобильной связи.
При этом ставки планируется установить на уровне, позволяющем повысить
удельный вес этого налога в общих доходах бюджета (сейчас – 2,9% с
отечественных товаров, 1% - с импортных). Причем намечается устанавливать
ставки трех видов: адвалорные
(в процентах к стоимости
продукции); в твердых суммах с единиц веса, объема, количества или другого
натурального показателя; комбинированные. Сохраняется положение об
освобождении от уплаты акцизного налога со стоимости экспортируемых за
приделы Украины товаров.
5. Налог на имущество. Ставка налога определена на уровне, не превышающем
3% от средней текущей
стоимости объекта
будут поступать в местные бюджеты.
Предусматривается, что этот налог будет погашать собой плату за землю и налог
с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов,
причем в документе заложена идея уменьшения размеров платы за землю для
производителей продукции.
6. Сбор в Государственный социальный фонд. Предполагается, что в этом
фонде будут аккумулироваться средства, которые в настоящее время поступают в
фонды Пенсионный и социального страхования. Объектом исчисления сбора
определен фонд оплаты труда, ставка – 25%, зачисление в госбюджет.
7.Государственная пошлина.
Планируется расширить
осуществление которых удерживается госпошлина и пересмотреть ставки на
некоторые из них.
8. Ресурсные и рентные платежи. В ресурсные платежи включены: плата за
Информация о работе Сущность налогов. Основные принципы налогообложения