Сущность налогов. Основные принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов
государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на
экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Украины.docx

— 81.46 Кб (Скачать файл)

указанной отметки подрывает  основы воспроизводства и ведет  к

разбалансированию экономики.

В Украине при декларированном  уровне налогооблажения прибыли 30%, что в общем

соответствует мировой практике, фактически же с учетом ценообразования,

порядка определения затрат и исчисление прибыли, неравномерности  налоговых

льгот, особенностей методики исчисления и порядка уплаты налогов  у

предприятий изымается свыше 50%, а в некоторых случаях – 70-80% прибыли.

Подобное положение возникло вследствие неправильной ориентации системы

налогооблажения на увеличение налогов, размеры которых не зависят  от

результатов хозяйственной  деятельности, таких как налог  на землю (за

последнее время его ставки возросли в 20 раз), коммунальный налог (база

исчисления выросла в 24 раза) и т. д.

Контроль за соблюдение налогового законодательства в Украине осуществляется

Государственной налоговой  администрацией Украины (ГНАУ), созданной  в

результате объединения  Главной государственной налоговой  инспекции и

Управлением по борьбе с уголовным  сокрытием доходов от налогооблажения,

находившегося в структуре  МВД Украины. Главной задачей  Государственной

Налоговой Администрации  является обеспечение соблюдения налогового

законодательства, полный учет всех плательщиков налогов и обязательных

платежей, поступающих в  бюджет, государственные целевые  фонды, обеспеченность

правильности исчисления и уплаты этих платежей.

Сегодня налоговая служба Украины осуществляет контроль по всем видам налогов

и сборов, в том числе  по 18 общегосударственным и 16 местным  налогам.

За нарушение налогового законодательства на субъектов предпринимательской

деятельности – налогоплательщика  возложена ответственность в  виде мер

имущественного воздействия, к которым относятся:

~ финансовые (штрафные) санкции;

~ пени;

~ административные штрафы.

Все эти меры имущественного воздействия можно определить одним  таким

понятием, как установленная  законодательством финансовая мера воздействия за

нарушение сроков уплаты налогов, платежей и взносов, которая исчисляется  в

процентах или твердой  сумме (размере) от суммы неисполненного или

ненадлежащей исполненного платежа и уплачивается за каждый день просрочки или

по факту неплатежа.

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налога и

других обязательных платежей и соблюдение законодательства о  налогообложении

возлагается на плательщиков налогов и других платежей.

Предприятия – плательщики  налогов или других обязательных платежей, которые не

имеют в установленный  срок для уплаты налогов или других обязательных

платежей бухгалтерских  отчетов и балансов, деклараций и  расчетов установленной

формы за соответствующий  период, уплачивают  110% суммы налога (платежа),

исчисленного за предыдущий период. После подачи указанных документов

производится перерасчет налога (платежа), исходя из фактически полученного

дохода (прибыли) и других объектов налогооблажения.

В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или  другого

обязательного платежа с  них взыскивается сумма до начисленного налога или

других обязательных платежей и штраф в двукратном размере  той же суммы, а в

случае повторного нарушения  на протяжении года после установленного нарушения

предыдущей проверкой  – штраф в пятикратном размере. За неподачу или

несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым

администрациям, а также  неподачу или несвоевременную подачу платежных

поручений на уплату налогов  учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм

налогов (платежей).

Санкции применяются к  плательщикам налогов, допустивших  ошибки в своих

расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это  из-за незнания,

халатности или с умыслом. При этом следует иметь в виду, что установленные

законодательством финансовые санкции применяются по налогам  другим платежам и

взносам, по которым установлена  обязательная подача государственным  налоговым

администрациям налоговых  деклараций и расчетов. По другим налогам (платежам)

эти санкции не применяются.

Обязательное условие  для применения финансовых санкций  является правильно

оформленный акт документальной проверки, в котором четко излагается

содержание нарушения, называется конкретные пункты и статьи нарушения

законодательного акта. Акт  проверки подписывает руководитель предприятия и

проверяющий налоговый инспектор. В случае отказа первого от подписи

составляется дополнительный акт произвольной формы. Действия налогового

инспектора можно обжаловать, для чего подается заявление в  Государственную

Налоговую Администрацию, которая  непосредственно контролирует плательщика. В

течение месяца должен быть дан ответ. Если он не устраивает плательщика, тот

имеет право обратиться в  вышестоящую налоговую администрацию  или арбитражный

суд. При этом рассмотрении жалобы плательщика не означает прекращение

действий должностных  лиц налоговой администрации. То есть плательщику

начисляется пеня и взыскивается сумма финансовых санкций в установленном

порядке.

Сумма финансовых санкций  за нарушение налогового законодательства должна быть

перечислена в бюджет или  государственные целевые фонды  в десятидневный срок

со дня составления  акта проверки государственной налоговой  администрацией.

Ответственность за полноту  и своевременность уплаты финансовых санкций несет

руководитель предприятия.

В случае не внесения в вышеуказанный  срок суммы финансовой санкции налоговая

администрация имеет право  взыскать эти суммы с предприятий  всех форм

собственности и независимо от итогов финансово-хозяйственной  деятельности в

бесспорном порядке путем  выставления инкассового поручения (распоряжения) на

расчетный счет в банке  предприятия. В случае отсутствия средств  на расчетном

счете санкции обращаются на валютный, депозитный и прочие счета. При

отсутствии средств и  на этих счетах налоговая администрация  должна взыскать

неуплаченные в бюджет платежи за счет имущества должника, т. е. последний

может быть банкротом.

По окончании установленных  сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная

сумма считается недоимкой, и на нее начисляется пеня. В  настоящее время

размер пени начисляется  следующим образом:

~ пеня в размере 120% учетной  ставки Национального Банк Украины  начисляется

при несвоевременном поступление  в бюджет: налога на прибыль; налога на

добавленную стоимость; акцизного  сбора; платы за специальное использование

лесных ресурсов; пресных  ресурсов; недр при добыче полезных ископаемых;

сборов и других неналоговых  платежей; рентной платы за нефть  и природный газ

добываемый в Украине; налога с владельцев транспортных средств; отчислений от

платы за транзит газа через  территорию Украины; суммы разнице  в цене на

природный газ собственной  добычи; суммы от превышения фонда  потребления;

средств от приватизации государственного имущества; отчислений на

геологоразведочные работы, произведенных за счет госбюджета; местных налогов

и сборов; отчислений в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской  катастрофы;

отчислений в Государственный  инновационный фонд;

~ пеня в размере двойной  ставки Национального Банка Украины  начисляется за

несвоевременное поступление  в бюджет налога на доходы граждан;

~ пеня в размере 0,2% от  недополученной суммы начисляется:  за несвоевременное

поступление государственной  пошлины; за просроченную задолжность  по

предоставленным займам под  госзаказ, сельскохозяйственной продукции  и иным

займам;

~ пеня в размере 0,3% от  недополученной суммы начисляется  за несвоевременное

поступление: доходов от внешне – экономической деятельности; плату  за землю.

На должностных лиц  предприятий, виновных в не удержании, не перечислении,

занижении суммы налога или  другого платежа или взноса, в  сокрытии (занижении)

объектов налогооблажения  или ведение его с нарушениями  установленного

порядка, в неподаче, несвоевременной  подаче, не по установленной форме

бухгалтерских отчетов, балансов, налоговый деклараций, расчетов, аудиторских

заключений, платежных поручений  и других обязательных платежей,

государственными налоговыми администрациями налагаются административные

штрафы в размере от 5 до 10 необлагаемых минимальных доходов  граждан.

Кроме административной ответственности, на должностных лиц предприятий  –

налогоплательщиков может  быть возложена уголовная ответственность.

Может сложится ситуация, когда  местная администрация, пытаясь  пополнить свой

бюджет, устанавливают дополнительные местные налоги, которые тяжким бременем

ложатся на предпринимателей. В связи с этим надо знать, что  Государственная

Налоговая Администрация  не имеет право на обязательное взыскание  налогов и

платежей, введенных местными администрациями не учтенных в перечне  местных

налогов, предусмотренных  Законом «О системе налогообложения» [1]. Налоговая

Администрация также вправе начислять пени, применять финансовые санкции и

привлекать к административной ответственности за несвоевременную  уплату или

неуплату налогов введенных  местными администрациями.

             3.  Концепция развития налоговой системы Украины            

3.1 Основные направления  реформирования

На сегодняшний день Кабмином утвержден проект  Концепции и  Структуры

Налогового кодекса Украины. Определены перечни общегосударственных  и местных

налогов, сборов и обязательных платежей, указанных  в таблице  А5.

     Общегосударственные налоги.

1.    Налог на прибыль  предприятий. В основном сохраняется  существующий

порядок взимания, т.ч. авансовые  платежи и ставка – 30%. Изменения  коснутся,

во-первых, перечня объектов социальной инфраструктуры, расходы  на содержание

которых учитываются в  составе валовых расходов плательщика  налога, во-вторых,

понятия и порядка применения «обычной цены», в-третьих, ответственности

плательщиков налога за недостоверность  данных об объекте налогооблажения  –

новая финансовая санкция  предусматривает возмещение в размере  доначисленной

суммы налога вместо действующей  нормы – 30%.

2.    Налог на доходы  физических лиц. Предусматривается  введение шкалы с

минимальным количеством  ступеней 10,20 и 30% с одновременным  расширением базы

налогооблажения, в т.ч. на доходы, полученные от работодателя в  виде

наследованного имущества, подарков и т.д., и упорядочением  льгот для всех

групп плательщиков налога и  отменой тех из них, которые предоставляются  по

профессиональному или отраслевому  признаку.

3.    Налог на добавленную  стоимость(НДС). Сохраняется порядок  начисления,

уплаты и возмещения, но снижается ставка – до 18%. Предусматривается  отказ от

льготы по освобождению от НДС товаров критического импорта  и отмена нулевой

ставки с продаж угля и  продуктов его обогащения, а также  угольных и торфяных

брикетов, электроэнергии, газа, импортируемого в Украину.

4.    Акцизный налог.  Предусматривается существенное  сокращение перечня

подакцизных товаров (услуг) до семи позиций:

~ спирт этиловый, алкогольные  напитки;

~ табачные изделия;

~ пиво;

~ Бензин, дизельное топливо;

~ транспортные средства;

~ ювелирные изделия;

~ услуги мобильной связи.

При этом ставки планируется  установить на уровне, позволяющем  повысить

удельный вес этого  налога в общих доходах бюджета (сейчас – 2,9% с

отечественных товаров, 1% - с  импортных). Причем намечается устанавливать

ставки трех видов: адвалорные (в процентах к стоимости подакцизной

продукции); в твердых суммах с единиц веса, объема, количества или  другого

натурального показателя; комбинированные. Сохраняется положение  об

освобождении от уплаты акцизного  налога со стоимости экспортируемых за

приделы Украины товаров.

5.    Налог на имущество.  Ставка налога определена на  уровне, не превышающем

3% от средней текущей  стоимости объекта налогооблажения.  Средства от налога

будут поступать в местные  бюджеты.

Предусматривается, что этот налог будет погашать собой плату  за землю и налог

с владельцев транспортных средств  и других самоходных машин и механизмов,

причем в документе  заложена идея уменьшения размеров платы  за землю для

производителей продукции.

6.    Сбор в Государственный  социальный фонд. Предполагается, что  в этом

фонде будут аккумулироваться средства, которые в настоящее  время поступают в

фонды Пенсионный и социального  страхования. Объектом исчисления сбора

определен фонд оплаты труда, ставка – 25%, зачисление в госбюджет.

7.Государственная пошлина.  Планируется расширить перечень  действий, за

осуществление которых удерживается госпошлина и пересмотреть ставки на

некоторые из них.

8. Ресурсные и рентные  платежи. В ресурсные платежи  включены: плата за

Информация о работе Сущность налогов. Основные принципы налогообложения