Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 09:59, контрольная работа
Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающийся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Предмет налогообложения — это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т. п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
Объект налогообложения —юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ. Это — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Для того чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в учете. Любая оценка чего-либо требует выбора соответствующего масштаба.
Масштаб налога — установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.
Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель в этом качестве выступают гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости — рубль; при исчислении транспортного налога — лошадиная сила.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями — объем реализованных услуг, а с физическими показателями — объем добытого сырья. Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
Налоговый период — срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственна
повторяемость, протяженность во времени. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).
Отчетный период — промежуток времени, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности, отражаемые экономическим субъектом в отчетности.
Иногда налоговый и отчетный периоды могут совпадать (при расчете налога на добычу полезных ископаемых), иногда отчетность представляется несколько раз за налоговый период (налог на прибыль организаций).
Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения, т.е. ставка есть норма налогового обложения. Относительно данного элемента налога в ст. 53 НК РФ указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы… Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом».
В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:
- равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (например, государственная пошлина);
- твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога (например, 1500 руб. за один игровой автомат);
- процентные ставки, когда с каждого рубля, например, прибыли, предусмотрено 20% налога.
В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:
- общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);
- повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13%, имеются две другие — 30 и 35%);· пониженные ставки. Так, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены пониженная 10% и нулевая ставка.
Метод налогообложения — порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное; пропорциональное; регрессивное; прогрессивное.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ).
Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация как налоговый агент перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговые органы определяют сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.
В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета. Последний организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313–333 НК РФ.
4.Порядок возмещения налога
В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.
По окончании проверки, если при проведении ее не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом на следующий день после дня принятия решения в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение 5 дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Информация о работе Экономическая сущность налога на добавленную стоимость