Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 18:11, реферат
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Идея авторской системы обучения………………………………………………..4
2.Различные авторские системы обучения…………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы ……………………………………………...17
Учитель в Дальтон-школе не главный источник информации, не контролер и даже не носитель социальных норм. Он часть образовательной среды, окружающей ребенка. Учитель так устраивает свой класс, чтобы большую часть работы дети могли осуществлять без его участия, а он был бы необходим лишь на начальных этапах, когда ребята еще только учатся самостоятельному поиску и ориентации в информационном пространстве.
Дальтон-учитель никогда не скажет: “Ты сделал это неправильно!”, а обязательно: “Почему ты это сделал так?”
Свобода, самостоятельность и сотрудничество – эти три принципа Дальтон-педагогики – распространяются не только на детей, но и на взрослых. Свобода учителя выражается здесь в возможности вместе со своими учениками, а не по чиновничьим указаниям решать, что изучать и как. Самостоятельность – это бесконечное придумывание разнообразных дальтоновских заданий и экскурсий, наблюдение и анализ детского развития.
Школа
Щетинина
Первое, что ошарашивает посетителей,
– это уникальные корпуса и дома. Четыре
года назад мальчишки и девчонки, ученики
Щетинина, начали строить это маленькое
государство в укромном месте, где были
только лес и горы. Теперь там есть свой
малый конференц-зал, хореографический
зал, спортивная площадка, кухня-столовая,
пекарня, цех по производству соевого
молока и другой продукции, баня, столярные
мастерские, скважины для забора воды,
швейный цех.
Авторская система обучения Щетинина есть исключение в нашем нынешнем образовательном мире, и он же норма будущего.
Что же происходит в школе М.П.Щетинина?
Существует мнение, что Щетинин
отрывает своих воспитанников от всего
остального мира и тем губит детские судьбы.
Действительно, он отрывает их от насилия
и злобы, но тут же устанавливает единство
со всемирным сообществом, для которого
любовь к Родине, нравственная и духовная
чистота, утверждение человека являются
высшими ценностями.
Авторская система Щетинина
– настоящая община в самом лучшем контексте
этого понятия, в контексте российского
исторического пути, российской социально-экономической
и духовной культуры. Именно общинность
жизни становится камнем преткновения
для многих в познании школы Щетинина.
Устремленность к цели, общие интересы
и энтузиазм, преданность идеалам и любовь
к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь,
высшая организованность, исключающая
такие понятия, как нарушение дисциплины
и правонарушение, возвышенное понимание
чувства Родины, творческий, созидательный
труд каждого, подчеркнутое уважение к
родовой памяти, к предкам, к родителям,
полный отход от дурных человеческих пристрастий
– от курения и алкоголизма, от злости
и тщеславия, от зависти и ненависти. И
все это исключительно только на основе
добровольного выбора каждого ученика.
Здесь живут так: хочешь остаться – поживи
сперва пару недель, сделай выбор, а потом
решай окончательно. Ибо нарушать нравственно-духовные
основы нельзя.
Первое основание, на котором
держится щетининская педагогика, – нравственно-духовное
развитие каждого.
Еще одна основа – это устремленность
к познанию. То, что в обычных школах называется
учением, здесь можно обозначить только
устремлением к познанию. Все, творимое
в этой сфере, настолько необычно, что
традиционная педагогика опровергает
его с порога. Однако результаты действительно
поразительные. Добровольно организованная
разновозрастная группа “школьников”
решает погрузиться на этот раз, скажем,
в науку анатомия и физиология с основами
цитологии и биохимии. В это самое время
другая подобно же организованная группа
может погрузиться в науку органическая
химия. Приезжают ведущие специалисты,
профессора из Шуйского и Армавирского
(или из других) вузов.
После выхода из погружения
начинается период самоподготовки. Группа
разбивается на подгруппы от двух до трех
– пяти человек, к ним идут на помощь в
качестве учителей и их помощников те,
кто уже сдал зачеты по данной науке и
защитил право быть учителем. Быть учителем
– право это святое, достойное. После того
как в подгруппах завершится период самоподготовки,
ребята идут на зачеты.
Третья образовательная основа – это труд, точнее, любовь к труду в любых проявлениях. Учащиеся и студенты с огромным энтузиазмом строят корпуса: они планируют их, составляют архитектурные проекты, ведут расчеты, грузят блоки и кирпичи, делают раствор, укладывают паркет, строят мосты через речку, прокладывают дороги, берут заказы на ремонт зданий, домов отдыха и санаториев, спешат помочь в совхозе собрать урожай, обрабатывают свою землю, пашут, сеют, обслуживают цехи и мастерские, дежурят и готовят вкуснейшие обеды, чистят картошку, держат в безупречной чистоте все помещения, двор. Труд здесь имеет ту особенность, что его доверяют без ограничения возраста.
Возложи на человека большие надежды, и он достигнет большого – этот закон Марка Фабия Квинтилиана, открытый им две тысячи лет тому назад, творит чудо в образовательном пространстве системы Щетинина.
Самое главное основание щетининской
школы – это утверждение прекрасного
во всем: и в том, как чистится картошка
и как укладывается кирпич за кирпичом,
и в том, как танцевать и петь, что читать
и как разговаривать с человеком.
Пятое образовательное основание
– это мощная физическая подготовка каждого:
маленького и взрослого, ученика и учителя,
девочек и мальчиков. Работа эта происходит
на основе русского рукопашного боя, который
пронизан особой философией и эстетикой.
Философия такова: владение русским рукопашным
боем нужно только с целью самообороны
и самозащиты. Важно не поразить нападающего,
а своей внутренней силой помочь ему снять
агрессию, озлобленность; если это не удастся,
то применять искусство рукопашного боя
до той поры, пока нападающий не поймет,
что нет хода его намерениям, то есть не
добить его, а приостановить развитие
его злости.
В школе Щетинина учат тому,
что владение способами русского рукопашного
боя нужно только для защиты слабых, для
защиты Родины. Никто из школы Щетинина
никогда не воспользуется своими высокими
умениями рукопашного боя, чтобы мгновенно
сбить с ног ради наживы, ради корыстных
целей.
Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Но Михаил Петрович проявляет осторожность: он пережил так много, что отдавать своих людей и свои идеи на растерзание не желает. Нужны не простые обещания, а гарантии в виде правительственных решений, выделение зданий и земельных участков, узаконенных прав свободной деятельности. И главное – не дергать, не оскорблять непониманием. Щетинин говорит:
- Примите меня как художника, который работает в своей мастерской, и никто не нарушает его творческого вдохновения.
Идея вальдорфской школы
Первая вальдорфская школа была
основана в Германии в 1919 году – в эпоху
тяжелого экономического и социального
кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер
выдвинул модель единой интегрированной
общеобразовательной школы, “школы для
всех людей”, в основу которой должна
быть положена идея общечеловеческого
образования. Школа, по его мнению, прежде
всего “должна ориентироваться на законы
развития человека, которые у всех людей
одинаковы”, а не на сословное деление
общества. Она должна опираться на целостную
антропологию, учитывающую все стороны
развития (голова, сердце и руки), специфические
потребности детей в развитии в каждом
возрасте. Идея общего образования, ориентированная
на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное
и практически-волевое развитие является
ведущей идеей вальдорфской школы.
Идея классного учителя, несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики. Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.
Рудольф Штайнер – основатель
вальдорфской педагогики подарил миру
школу, ориентированную на “законы развития
человека, которые у всех людей одинаковы”.
“Школа для всех”, в которой важна не
только детская голова, но и руки, и сердце,
стала центральной идеей вальдорфской
педагогики.
Ориентация на потребности конкретных
детей в их индивидуальном развитии может
осуществляться только в непосредственной
встрече педагогов-учителей, родителей
и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный,
неповторимый характер и связана с необходимостью
принимать творческие решения. Штайнер
отмечал, что деловая и практичная школьная
жизнь может осуществляться только тогда,
когда “опыт, полученный в конкретном
преподавании, будет вливаться также и
в управление”.
Коллегиальное самоуправление
школы учителями, участие родителей в
управлении и жизни школы – еще одна отличительная
черта вальдорфских школ.
Ключевым системообразующим
словом, относящимся к структуре управления
школой вальдорфского типа, является не
демократия, а именно самоуправление.
Ведь далеко не все вопросы можно решать
демократически. Во многих вопросах решающим
является профессиональная компетенция.
Не является системообразующим и принцип
свободы. Ведь классный учитель работает
не один. К детям приходят преподаватели
музыки и искусства, рукоделия, иностранного
языка и врач, который не только лечит,
но и преподает. Все вместе они составляют
классную коллегию. Все они видят ребенка
по-разному, и на учительской конференции
каждый рассказывает о нем, что с ним в
данное время происходит, какие у него
способности, какие трудности. Это называется
феноменологическим обсуждением, из которого
складывается образ ребенка. Учитель старается
изменить подходы, выстроить отношения
с учеником в соответствии с этим образом,
полученным в результате такого обсуждения.
Содержание классной конференции распространяется
и на родительские вечера. Так возникает
первичная ячейка – педагогическая община
класса, состоящая из родителей и учителей.
Структура самоуправления –
это не пирамидальная, иерархическая конституция,
а горизонтальная система взаимосвязей
и сфер ответственности.
Принцип творческой автономии
учителя – важнейший принцип вальдорфской
педагогики. Учитель, постоянно оглядывающийся
на предписания извне, дрожащий перед
очередной комиссией или контрольной,
не в состоянии выполнять своих прямых
обязанностей – осуществлять полноценный
образовательный процесс, понимаемый
в нашей стране как обучение плюс воспитание.
Учитель, поставленный в жесткие рамки,
вынужден работать, ориентируясь на формальные
достижения. В результате в качестве его
работы не могут не возникнуть проблемы.
Тогда мы начинаем искать выход из сложившегося
положения тем, что передаем “воспитание”
в руки еще одного “специалиста” – воспитателя.
Однако настоящий учитель не может не
быть и воспитателем. Воспитывающая функция
присуща всем предметам в той или иной
степени. Было бы роковой ошибкой дробить
единый образовательный процесс по разным
ведомствам. Выход – вальдорфская идея
классного учителя, педагога-мастера,
обладающего значительной степенью автономии
и свободы в своей работе. Нужно сделать
все, чтобы учитель мог стать мастером
в своей профессии, и затем строить отношения
с ним на основе доверия, что, конечно,
не отрицает разумных форм контроля и
самоконтроля учителем своей работы.
Дети приходят в вальдорфскую
школу. Жизнь становится и похожей, и непохожей
на прежнюю. Перед уроком учитель здоровается
с каждым ребенком за руку. Затем – ритмическая
часть. Дети читают стихи, поют, в некоторых
школах играют на флейте. Чтение стихов
сопровождается жестами, выражающими
образную и ритмическую ткань стихотворения.
На ритмической части, которая
продолжается в младших классах до получаса,
могут найти выражение многообразные
формы творческой активности детей, связанной
со словом и движением. Опытный вальдорфский
учитель может поднять ритмическую часть
на уровень настоящего искусства.
Затем следует основной урок.
Р.Штайнер делил все предметы на имеющие
в себе логическую связь и требующие постоянных
упражнений. Поэтому в вальдорфской школе
общеобразовательные предметы преподаются
в течение периодов от 3 до 5 недель. Это
называется “главный урок”. Завершается
он свободным рассказом учителя, материалом
для которого служат народные сказки,
басни и легенды (жития святых), библейские
сюжеты и мотивы мифов народов мира. Остальные
уроки ритмически меняются в течение недели.
Это два иностранных языка, рукоделие
и музыка, занятия искусством и закрепление
всего того, что требует дополнительных
упражнений.
Праздники, фестивали, выставки, разнообразные кафе и театральные постановки – неотъемлемая часть школьной жизни. Им посвящается вторая половина дня.
Есть еще нечто важное, на что обращал внимание Р.Штайнер. Он выделял предметы и культурные области, которые глубоко связаны с существом человека и мира, и другие, которые являются сугубо человеческими договоренностями. Например, речь и пение связаны с существом человека, в то время как знаковое выражение речи – письмо, чтение – является лишь поздним продуктом культуры.
Все формальное, искусственное
чуждо душе ребенка, и взрослые в вальдорфской
школе стремятся оживлять неживое. Для
этого они нашли много конкретных форм,
главная из которых – принцип художественной
образности. Так, из истории и картинки-образа
возникает буква или цифра. Перекидывается
мостик от того, что идет изнутри ребенка,
к тому, что требует от него жизнь.
В младшем школьном возрасте,
как считают вальдорфские педагоги, ребенок
по-человечески привязывается к своему
учителю. Между ними устанавливается естественная
внутренняя связь. Дети во многом следуют
за любимым и авторитетным взрослым. Эта
потребность сохраняется вплоть до 12–14
лет. Поэтому важно, чтобы у ребенка был
взрослый помощник и друг. Таким другом
может стать классный учитель.
Вальдорфцы считают, что только с наступлением подросткового периода у детей проявляется импульс к самостоятельности при объективной неготовности к ней. Вальдорфская школа идет навстречу этим внутренним потребностям подростков и молодых людей. В школьном расписании появляются новые предметы. Начинается настоящая социализация и дифференциации обучения в специальных группах, проектной работе и социальной практике. В этот период школа пытается помочь своим ученикам активно, сознательно и ответственно относиться к собственной жизни.
Заключение
Ориентация на потребности
в развитии ребенка в каждый конкретный
момент становится как бы антитезой требованиям,
предъявляемым к школе извне, со стороны
взрослого сообщества (общества). Но ориентация
на будущее фатальна для педагогики, так
как с необходимостью влечет за собой
мысль о том, что время, проводимое ребенком
в школе, и – шире – весь период детства
и юности – лишь только подготовка к жизни,
но сама еще не есть полноценная жизнь.
То, что волнует ребенка здесь и сейчас,
не важно. Важно, чтобы он был приспособлен
к жизни в обществе – в таком обществе,
каким мы его себе представляем в данный
момент времени; при этом наша точка зрения
может быть весьма ограниченной или даже
совсем ошибочной.