Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 18:46, реферат
Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.
К процессу адаптации ребенка может также добавиться кризис трех лет. Это период, когда малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды, что негативно сказывается на адаптации, о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.
В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Под прессом стресса ребенок обычно изменяется так, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.
У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется и речь, регрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество и музыкальная деятельность является одними из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, так как обладает наибольшей силой воздействия на ребенка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное, не только в окружающем мире, но и самом себе. В. А.Сухомлинский писал: « Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека...» Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте, природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях...
Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Поэтому музыкальный руководитель должен с особой тщательностью подбирать для детей музыкальный репертуар не только колыбельные песни, но и классическую и современную музыку, в особенности ту к которой ребенок привык в семье Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе не только по инициативе педагога, но и по инициативе самого ребенка в различные моменты его общей, совместной деятельности с другими детьми и самим педагогом, вызывая радостное ощущение жизни и пребывания в дошкольном учреждении, что оказывает огромную роль в процессе адаптации. Поэтому педагог, понимая воспитательную силу музыки, должен заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей концерты, планирует слушание радио, телепередач, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы, вводит пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем и психологом. В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и самое главное способствует наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Таким образом, музыкальная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие. Музыкальная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти игра, и музыкальная деятельность.
Наряду с психологом и медиками детского сада музыкальный руководитель может помочь обеспечить оптимальную психофизическую нагрузку ребенка в период адаптации к детскому саду. Поэтому в целях решения проблем адаптации ребенка в детском саду разработана программа музыкально-игровой поддержки детей «Вместе с мамой», которая основывается на новой форме работы – музыкально-игровых занятиях детей совместно с взрослыми.
Реализация программы «Вместе с мамой» предполагает организацию в ДОУ группы музыкально-игровой поддержки детей раннего возраста, в которой посредством совместной деятельности педагогов с детьми и их мамами (бабушками, папами и др.) обеспечивается успешная адаптация ребенка в ДОУ, налаживается связь детского сада с семьей еще до поступления ребенка в детский сад, и нацеливает родителей на сотрудничество с ДОУ.
Музыкально – эстетическое развитие и воспитание в этом смысле оказывается одним из важных видов деятельности, в котором органично объединены музыка, движение, игра, рисование, лепка, конструирование.
Организуя совместную, согласованную игру детей, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям сверстника.
Музыкально – речевые игры активно используются в период адаптации детей в детском саду, при знакомстве для запоминания имен детей создания положительного эмоционального микроклимата мы проводим игры: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» муз. Е. Тиличеевой. Наиболее эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например: «Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» (музыкальный руководитель поет песню и вместе с детьми выполняет движения). Часто используются игры, которые снимают нервное напряжение, состояние тревожности, страхи: «Поздороваться носами»; «Чудесный мешочек»; «Пропой свое имя ласково» и другие.
Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни (лирические и плясовые) Они выразительны, доступны для восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Во время сна спокойная музыка способна улучшать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Колыбельные песни перед дневным сном, способствуют расслаблению организма ребенка. Педагоги перед дневным сном используют аудиозаписи. Например: «Колыбельная» А.Гречанинова; «Нянина сказка» П.Чайковского и другие.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Положительную – эмоциональную реакцию детям доставляют музыкальные игры - хороводы. Например: «Васька кот» муз Т.Попатенко; «К нам пришла собачка»; муз Александровой, «Ходит Ваня»; муз Е.Тиличеевой и другие.
Не менее важным фактором является проведение педагогами психогимнастики. В группе педагоги проводят музыкальные упражнения.
Например: «Солнечный лучик». (Педагог предлагает вытянуть ладошку вперед, словно навстречу солнечному лучу, а затем поймать лучик солнца на ладошку). Идет прослушивание пьесы «Медленный вальс» Г.Подэльбского.
2.3 Практика музыкотерапии в
дошкольном образовательном
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми.
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Каждый психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не повреди. Ребёнок изначально стремиться к знаниям (какой ребёнок не хочет научиться говорить, ходить?), его душа открыта.
Музыка – искусство, и как любое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно внимая ей или участвуя в создании. Один из лучших пример сопричастности - церковное пение. В России когда-то всё население принимало участие в церковном пении. Ныне дети лучше всего умеют нажимать на кнопки магнитофона, а петь чистую, возвышенную музыку разучились. Всё же некоторые родители ищут для своих детей формы контакта с высокой музыкой. Притом нужно учитывать, чем младше дети, чем более открыты они чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к ней, и эта любовь впоследствии образует заслон визгам, заполнившим эфир.
Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство .
К слушанию музыки относятся
· беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
· специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
· упражнения на внутреннее слышание.
На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального психотерапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Именно страх чаще всего мешает ребёнку чувствовать себя комфортно в той или иной ситуации. Вот пример, как решить проблему страха при помощи музыкотерапии:
Время беседы с ребёнком должно быть согласованно заранее. Необходимо не менее 20-30 минут и спокойная обстановка, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно под спокойную музыку (Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и др.). Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой-Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода и т.д. отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. Скованность и неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов.
После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Хорошо если ненавязчивым фоном в это время будут звучать, допустим, сонаты Моцарта. При общем положительном настрое в этой музыке присутствует некоторая смена образов, на которую ребёнок, сам того не замечая, откликнется. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д.). Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.