Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:44, доклад
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в
средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко
применяется при изучении других предметов и в практической деятельности
будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении
специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только
дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению,
научить учиться.
Активные формы
работы
на уроках математики.
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в
средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко
применяется при изучении других предметов и в практической деятельности
будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении
специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только
дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению,
научить учиться.
Урок – основная форма
качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать
современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств
обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся
оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию
материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных
программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и
средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный
поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно
добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли
свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые
распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть.
Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их
используется на уроках дидактические игры:
Математическое домино –
разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой –
ответ к другому заданию.
Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из
прозрачной плёнки, соедин. вместе в «книжку», куда вставляются карточки с
ответом. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-
ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу
видно, кто как знает материал.
При учении с увлечением
в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся
помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого
обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а
многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого
традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном
методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения
нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это
делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться
до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен
к новому уроку.
Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся, дидактические игры.
Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные
кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в
небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом.
Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным
способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» -
«Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения
вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить
даже самых пассивных к учёбе.
Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала,
определений, выводов, это окупится знанием уч-ся.
Важно будоражить ребят
свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.
В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки»,
«аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки –конкурсы,
викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и
методы нетрадиционного
обучения, поэтому рассмотрим некоторые
из них.
1.Бипарный урок.
Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество
бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему
знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют
активности каждого уч-ся, поэтому класс нужно готовить к их проведению:
предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический
опыт, присмотреться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить
педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать
единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарном уроке
теоретическое и
производственное обучение.
2.Бит-урок.
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество
Бит-урока в его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё
время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему
эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий
воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые
представляет творческая
коллективная работа.
3.Урок – аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость»
идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену,
признаётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои
варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй
тур, могут быть
опробованы в практич. задачах.
4. «Мозговая атака».
Урок имеет сходство с «
«экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За
определённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной
задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой»
вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и
команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность
предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их
творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает
обучение «комфортным».
5. Урок типа «что? где? когда?»
Группа учащихся заранее
задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для
капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ.
Выбираются орбиты.
4. Игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное
слово преподавателя.
6. Уроки – деловые игры.
Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс
разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем
рассказывает их
решение. Проводится обмен задачами.
7. Урок – экскурсия.
Или заочное путешествие (
План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение
нового материала путём
экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки
и сувениры на память (готовить
за ранее).
8. Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее
задание (проверка на
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение
итогов.
9. Урок «за круглым столом».
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы.
Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и
преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит
решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово
комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству
сопричастности
к событиям.
10.
Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее
даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и
межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на
поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает
учащегося
на подготовку к
уроку- зачету по
данной теме.
11.Урок – зачет.
Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменато-
рами свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают
более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого
звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ
обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс
Информация о работе Активные формы работы на уроках математики