Акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Учение о характере – характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определение по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая...................doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации -это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать сведения, явно противоречащие действительности, они по-прежнему принимаются за чистую монету.

Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться. Трудно осваиваются в новой обстановке. Правда, в наших условиях они открыто в этом не признаются, потому что в подавляющем большинстве наших микроколлективов чувство нового высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Но положительное отношение к новому остается только на словах. На деле же предпочитается стабильное окружение и раз навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается и просто новичка, появившегося в “своей” группе, и особенно представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже другой национальности.

0пекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа и проходит без нарушений. Поэтому только в подростковом возрасте начинают выявляться конформные черты. Учеба с ее четкой регламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерных трудностей.

Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступают большинство товарищей. Если привычная подростковая группа почему-либо отвергает конформного подростка, то это воспринимается как одна из самых тяжелых психических травм. Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, когда родители и воспитатели отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлению быть “как все”, перенять распространившиеся подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и велением времени [14, с. 119].

Слабое место в конформном характере—непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

Психопатии конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развитию по неустойчивому типу (конформно-неустойчивый вариант, по А. А. Александрову, 1978). Воспитание в условиях жестоких взаи1моотношений приводит к эпилептоидизации. Самооценка конформных подростков может быть неплохой. Большая часть из них довольно правильно отмечает основные черты своего характера [13, с. 121].

Конформно-гипертимный тип представляет собой вариант коняормного типа [Иванов Н. Я., 1972]. Ему помимо выраженной конформности присуща повышенная витальная самооценка. Такие подростки несколько эйфоричны, подчеркивают свое здоровье, бодрость, хороший аппетит и сон. Им свойственна чрезмерно оптимистическая оценка своего будущего, убежденность в исполнении желаний. Но этим и ограничивается их сходство с гипертимным типом. Ни активности, ни живости, ни предприимчивости, ни инициативы, ни умения лидировать они не обнаруживают. Во всем остальном господствует конформность- такие подростки податливы дисциплине и регламентированному режиму, особенно если все это соблюдается окружающими [10, с. 124].

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто,- а других практически никогда. Существует два рода сочетаний [10, с. 127].

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный [14, с. 131].

Амальгамные типы - это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Следует отметить, что гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый — неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестоких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются [14, с. 136].

1.3. Взгляды учёных на проблему акцентуаций характера у подростков

 

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребёнка – половым созреванием и психологическим взрослением.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я – концепция”.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте выходит на первый план, оно пронизывает всю жизнь подростка, накладывает отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей дея­тельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной “взрывчатости”, т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в орга­низме [9, с. 256].

С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьёзных социальных проблем, часто называемых подростковыми. Это ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквентное поведение, суициды [26, с. 118].

Можно сказать, что, начиная с подросткового возраста положительное влияние на онтогенез жизненного мира возможно только на основе учёта конкретных особенностей типов характера, которые окончательно формируются именно в подростковом периоде [9, с. 167].

Понятие акцентуированная личность было введено в последние годы. По сути – это не патологические, а нормальные личности, имеющие всё же определённые личностные “заострения”. Как выразился Б. Ф. Ломов,  “акцентуированная личность – это, говоря житейским языком, человек, который имеет “пунктик” [6, с. 98].

В основу классификации Леонгарда положено представление о существовании личностных типов, отклоняющихся по выраженности ряда основных свойств от средних значений, но при этом лежащих в пределах нормы, т. е. не являющихся патологическими. Кроме того, в описании личностных акцентуаций К. Леонгард в большей степени, чем авторы других известных во многом пересекающихся типологий, уделяет внимание способам организации поведения наиболее тесно связанным с регулятивно-личностным уровнем регуляции произвольной активности человека.

При психопатиях декомпенсации могут быть следствием любого рода психических травм и самых разнообразных жизненных ситуаций и даже возникать без видимых причин. При акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления. Сходная мысль об “индивидуальной чувствительности” к психическим травмам была высказана В. Н. Мясищевым в отношении развития неврозов, Н. И. Фелинской, Н. Д. Лакосиной  и К. К. Ушаковым– в отношении возникновения разного рода других пограничных состояний.

       В подростковом возрасте вслед за К. Леонгардом и А. Е. Личко, целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другой – характерные для этого возраста акцентуации характера, т. е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определённым психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [24, с. 96].

Леонгард изучал подростков в ситуациях наиболее приближенных к естественной среде. К ним относятся общение со сверстниками, родителями, ареал обитания, поведение на свиданиях с родными и во время консультативного осмотра группой врачей, в условиях госпитализации (полной или частичной, т. е. в дневной стационар или в ночной профилакторий). Изучая это, автор отмечал, что среди сверстников подросток нередко раскрывает те стороны своей личности, которые остаются незаметными среди взрослых [10, с. 32].

Концепция акцентуации личности была использована А.Е. Личко и его сотрудниками при изучении характера подростков, особенно отклонений в их поведении.

Для подросткового возраста термин “акцентуация характера” является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому замечанию В. В. Ковалёва, не сформирован ещё и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

Леонгард считает, что к акцентуированным личностям могут быть отнесены люди, которые обладают особым психологическим складом, характеризующимся изменчивостью настроения без видимого повода, – так называемые аффективно-лабильные личности.

По мнению Леонгарда, в развитых странах “акцентуированные личности“ составляют почти половину популяции. Может быть, это справедливо, если учитывать суммарно и явные, и скрытые акцентуации. Судить о частоте явных акцентуаций в популяции подростков довольно трудно [11, с. 36].

П. Б. Ганнушкин писал, что степень проявлений психопатий представляет богатство оттенков – от людей, которых окружающие считают нормальными, до людей в тяжёлых психотических состояниях.

Остановимся лишь на нескольких тезисах П.Б. Ганнушкина, перекликающихся с положениями К. Леонгарда. Это, во-первых, положение о том, что психопатическая личность со всеми ее особенностями не может рассматриваться как данная уже в момент рождения и не изменяющаяся в течение жизни: во-вторых, указание на редкость однотипных психопатий и большую частоту переходных, смешанных форм, отличается чрезвычайным полиморфизмом проявлений и богатством оттенков; в-третьих, подчеркивание в динамике психопатий количественной стороны их изучения, т.е. определения степени психопатии [21, с. 312].

Таким образом, отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова. При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех  ситуациях, ни социальной дезадаптации     вследствие тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера  при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной [7, с. 154].

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии [13, с.44]. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм при самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации [12, с. 93].

Проблемой акцентуаций характера занимались многие известные учёные, такие как К. Леонгард, А. Е. Личко, Н. Я. Иванов, В. В. Юстицкий, Д. Д. Еникеева и другие. В частности К. Леонгард создал классификацию типов акцентуаций характера, А. Е. Личко дал свою классификацию типов акцентуаций характера подростков, В В. Юстицкий сопоставил классификации К. Леонгарда и А. Е. Личко. Таким образом эти учёные внесли большой вклад в разработку данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 



Информация о работе Акцентуации характера