Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:29, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.
Введение
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи
Заключение
Список использованных источников
В первичной профилактике алкоголизма существует три основных направления: проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения; санитарно-гигиеническое против алкогольное воспитание; формирование трезвенных установок.
Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.
Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - одна из главных причин развития пьянства.
Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него против алкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству, как к социальному злу.
В.Т. Кондрашенко отмечает,
что в антиалкогольной
По мнению ученных (Л.Н. Анисимов, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие), одним из путей формирования трезвеннических установок среди детей и подростков является система против алкогольного воспитания в школе.
Начиная с 5-го класса, беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, в 6-7-х классах - с работниками милиции, юристами и так далее. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое против алкогольное воспитание во время предметного обучения.
Все мероприятия, направленные
на профилактику пьянства и алкоголизма,
надо планировать и проводить
с участием широкого круга заинтересованных
государственных и общественных
организаций. Только при таком комплексном
подходе к проблеме профилактики
пьянства и алкоголизма можно
ожидать положительных
Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Для этого, прежде всего, необходимо индивидуальное изучение подростков, то есть выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей; выявление недостатков его личности и организма; оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
На первом этапе работы социальный педагог должен составить общее представление об учащемся. Для этого он знакомится с его личным делом, с условиями его жизни и воспитанием в семье, проводит беседу с ним, его родителями, проводит наблюдение за учащимся.
На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
Третий этап изучения - определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия.
Первое условие комплексного подхода - оценка развития учащегося в условиях общения, познания и труда.
Второе условие - сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.
Третье условие - сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.
Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе - схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.
Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:
1. Целенаправленность наблюдения.
При этом важно определить, будет
ли наблюдение сплошным, когда
фиксируются все проявления
2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.
3. Фиксирование материалов
наблюдения, их систематическая
обработка, размышление над
Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям:
1. Профилактика причин
и последствий алкоголизма с
помощью групповых дискуссий
на темы алкоголизма;
2. Организация свободного
времени подростков, так как бессодержательный
досуг является фактором риска
в употреблении алкоголя. Для
этого социальный педагог
3. Антиалкогольное воспитание,
проводимое социальным
4. Посредническая деятельность социального педагога - подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.
В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные методы.
Анкетирование - широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные: должна быть четко определена цель анкетирования.
Беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Это специально подготовленный разговор между социальным педагогом и подростком.
Таким образом, глубокое и
разностороннее изучение учащихся, использование
различных методов, сопоставление
полученных с их помощью результатов
позволит наиболее правильно понять
подростка и выбрать в
В профилактической работе с подростками, у социального педагога, множество других форм, кроме перечисленных выше, - это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д. Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности.
В процессе работы над темой, на основе рассмотренной нами психологической и социально-педагогической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что ведущая роль в борьбе с подростковым алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении, возможно, организовать работу по профилактике алкоголизма в ходе воспитательного процесса и социальной работы.
Любое образовательное учреждение
обладает следующими возможностями
для организации
Другими словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение.
На основании полученных данных , можно сделать вывод, что большинство подростков после проведенной целенаправленной, систематической профилактической работы стали отрицательно относиться к употреблению алкоголя, уже понимая его вредное воздействие.
Таким образом, необходимо большое внимание уделять антиалкогольной профилактике в школе.
1. Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - Москва: Юрид. лит., 1988. - 176 с.
3. В помощь социальному педагогу / сост.Н.С. Криволап. - Минск: Красико - Принт, 2006. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
4. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 416 с.
5. Здоровый я - здоровая страна / сост.Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
6. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 1987. - 80 с.
7. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Минск: Аверсэв, 2004. - 365 с. - (Учебник высшей школы).
8. Кондрашенко, В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. - Минск.: Выш. шк., 1986. - 64 с.
9. Копыт, Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. - Москва: Медицина, 1984. - 48 с., ил. (Научно.-попул. мед. литература. Противоалкогольная пропаганда).
10. Левко, А.И. Социальная педагогика.: Уч. пос. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2003, - 341 с.
11. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.А. Мустаева, - 2-е изд. - Москва: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002. - 416 с. - (Серия "Gaudeamus").
12. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема "трудных" детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Минск: Адук. и вых., 2005. - 400 с.:, ил.
13. Примаченок, А.А. Алкоголь и несовершеннолетние / Под ред. М.А. Ефимова. - Минск: Наука и техника, 1987. - 72 с.
14. Подростку о вреде алкоголя / Ф.Ф. Гордееня. - Минск:, 1981. - 30 с.
15. Школа здоровья /сост.е.М. Люсько, Ю.А. Лежнёва - Минск.: Красико-Принт, 2006. - 176 с. - (Педагогическая мастерская).