Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Содержание

Введение
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контроль по педагогике 2012.docx

— 151.27 Кб (Скачать файл)

В первичной профилактике алкоголизма существует три основных направления: проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного  уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения; санитарно-гигиеническое против алкогольное воспитание; формирование трезвенных установок.

Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число  людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - одна из главных  причин развития пьянства.

Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него против алкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству, как к социальному злу.

В.Т. Кондрашенко отмечает, что в антиалкогольной пропаганде важно наглядно показать не только, почему плохо пить, но еще важнее - почему хорошо не пить. Здесь нужны  конкретные, доступные восприятию и  пониманию подростков примеры, подтверждающие и иллюстрирующие, что быть трезвым  интереснее и полезнее, чем пьяным.

По мнению ученных (Л.Н. Анисимов, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие), одним из путей формирования трезвеннических установок среди детей и подростков является система против алкогольного воспитания в школе.

Начиная с 5-го класса, беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно  с врачом, в 6-7-х классах - с работниками  милиции, юристами и так далее. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое против алкогольное воспитание во время предметного обучения.

Все мероприятия, направленные на профилактику пьянства и алкоголизма, надо планировать и проводить  с участием широкого круга заинтересованных государственных и общественных организаций. Только при таком комплексном  подходе к проблеме профилактики пьянства и алкоголизма можно  ожидать положительных результатов.

Глава 2. Организация  деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде

2.1 Содержание  деятельности социального педагога  по профилактике алкоголизма  в ОСШ №20 г. Барановичи

 

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными  к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Для этого, прежде всего, необходимо индивидуальное изучение подростков, то есть выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей; выявление недостатков его личности и организма; оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы социальный педагог должен составить  общее представление об учащемся. Для этого он знакомится с его  личным делом, с условиями его  жизни и воспитанием в семье, проводит беседу с ним, его родителями, проводит наблюдение за учащимся.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства  учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение  в плане индивидуальной работы с  подростком.

Третий этап изучения - определение  эффективности педагогического  воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим  комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению  эффективности педагогического воздействия.

Первое условие комплексного подхода - оценка развития учащегося  в условиях общения, познания и труда.

Второе условие - сравнительная  оценка развития учащегося и условий  его микросреды.

Третье условие - сравнительный  анализ содержания и методов педагогического  воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе - схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его  достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных  условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности  наблюдения как метода изучения учащегося:

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет  ли наблюдение сплошным, когда  фиксируются все проявления учащегося,  все его действия, поступки, или  выборочным, с целью изучения  каких - то отдельных сторон  личности.

2. Обеспечение естественных  условий наблюдения, когда учащийся  находится в обычной для него  обстановке. Никакое вмешательство  в его поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов  наблюдения, их систематическая  обработка, размышление над фактами,  сравнение и сопоставление их.

Основной акцент работы социального  педагога по профилактике алкоголизма  среди подростков осуществляется по следующим направлениям:

1. Профилактика причин  и последствий алкоголизма с  помощью групповых дискуссий  на темы алкоголизма; проведение  ролевых игр, которые помогают  противостоять уговорам, принять  спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые  сможет сформировать педагог,  это: умение четко формулировать  аргументы против алкоголя и  умение противостоять давлению  сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.

2. Организация свободного  времени подростков, так как бессодержательный  досуг является фактором риска  в употреблении алкоголя. Для  этого социальный педагог должен  знать интересы, увлечения склонности  подростка. Важно организовывать  групповые формы досуга, занятия  спортом.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом,  должно быть направлено на  формирование у подростка твердых  антиалкогольных убеждений. Важно  обращать внимание не только  на вред употребления алкоголя  на здоровье, сколько на вред  его в социальном плане - взаимоотношении  ребенка с окружающим миром.

4. Посредническая деятельность социального педагога - подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные методы.

Анкетирование - широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные: должна быть четко определена цель анкетирования.

Беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Это специально подготовленный разговор между социальным педагогом и подростком.

Таким образом, глубокое и  разностороннее изучение учащихся, использование  различных методов, сопоставление  полученных с их помощью результатов  позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении  него наиболее действенные формы  и методы индивидуального подхода.

В профилактической работе с  подростками, у социального педагога, множество других форм, кроме перечисленных  выше, - это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д. Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности.

 

Заключение

 

В процессе работы над темой, на основе рассмотренной нами психологической  и социально-педагогической литературы по данному вопросу, а также в  результате исследования, мы пришли к  выводу, что ведущая роль в борьбе с подростковым алкоголизмом принадлежит  системе образования. Именно в образовательном учреждении, возможно, организовать работу по профилактике алкоголизма в ходе воспитательного процесса и социальной работы.

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями  для организации профилактической работы с учащейся молодёжью: привитие навыков здорового образа жизни  в процессе обучения и контроля над  их усвоением; посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации; организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом; организация работы по выявлению групп риска - склонных к употреблению алкоголя детей и  подростков.

Другими словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

На основании полученных данных , можно сделать вывод, что большинство подростков после проведенной целенаправленной, систематической профилактической работы стали отрицательно относиться к употреблению алкоголя, уже понимая его вредное воздействие.

Таким образом, необходимо большое  внимание уделять антиалкогольной  профилактике в школе.

 
Список использованных источников

 

1. Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - Москва: Юрид. лит., 1988. - 176 с.

3. В помощь социальному педагогу / сост.Н.С. Криволап. - Минск: Красико - Принт, 2006. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

4. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 416 с.

5. Здоровый я - здоровая страна / сост.Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

6. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 1987. - 80 с.

7. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Минск: Аверсэв, 2004. - 365 с. - (Учебник высшей школы).

8. Кондрашенко, В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. - Минск.: Выш. шк., 1986. - 64 с.

9. Копыт, Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. - Москва: Медицина, 1984. - 48 с., ил. (Научно.-попул. мед. литература. Противоалкогольная пропаганда).

10. Левко, А.И. Социальная педагогика.: Уч. пос. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2003, - 341 с.

11. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.А. Мустаева, - 2-е изд. - Москва: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002. - 416 с. - (Серия "Gaudeamus").

12. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема "трудных" детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Минск: Адук. и вых., 2005. - 400 с.:, ил.

13. Примаченок, А.А. Алкоголь и несовершеннолетние / Под ред. М.А. Ефимова. - Минск: Наука и техника, 1987. - 72 с.

14. Подростку о вреде алкоголя / Ф.Ф. Гордееня. - Минск:, 1981. - 30 с.

15. Школа здоровья /сост.е.М. Люсько, Ю.А. Лежнёва - Минск.: Красико-Принт, 2006. - 176 с. - (Педагогическая мастерская).

 


Информация о работе Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм