Апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 21:16, аттестационная работа

Краткое описание

Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных видах деятельности детей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

В концепциях личностно-ориентированного образования, в рамках деятельностного подхода, образовательный процесс строится с
учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких во ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Организация этих видов детской деятельности — первоочередная задача работы педагогов по освоению детьми содержания всех образовательных областей.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Теоретическое обоснование актуальности темы 5
План выполнения заданий производственной практики 9
Организация исследования 11
Перспективный план работы 12
Программа формирующего эксперимента 14
Консультация для родителей “Как сделать ребёнку портфолио” 25
Пример содержания портфолио ребёнка в разных возрастных группах 31
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио дошкольника 39
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы..doc

— 891.50 Кб (Скачать файл)

Страница 7. «Каким я был раньше»

Страницу оформляют родители после рассказа о том, как он выглядел, что умел и чего не умел делать в 1 год (удачно, если рассказ сопровождается фотографиями). Родители вместе с ребенком выбирают его фото в возрасте 1 года, приклеивают на страницу и записывают комментарии ребенка: «Когда мне было 1 год, я умел..., сейчас я умею делать…».

Страница 8. «Я хочу…»

Страница оформляется либо воспитателем, либо родителями после беседы с ребенком о его желании, выбираются картинки, отражающие эти желания. Картинки наклеиваются ребенком, комментарии записываются взрослым.

Содержание страниц портфолио в средней, старшей, подготовительной к школе группах усложняется в зависимости от развития представлений о себе.

Средняя группа

Страница 1. «Моё имя»

§   Меня зовут…

§  Мама меня называет…

§  Папа меня называет…

§  Бабушка меня называет…

§  Дедушка меня называет…

§  В детском саду меня называют…

§  Больше всего мне нравится, когда меня называют…

§  Мое имя значит…

Страница 2. «Как я расту»

Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).

Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году).

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что…»

Ношу такую одежду, у меня такая прическа, я люблю играть с такими игрушками (ребенок раскрашивает картинки, отображающие одежду, игрушки, прическу).

Страница 4. «Я люблю… (окружающих, пищу, заниматься)»

Раскрашивание ребенком соответствующих картинок.

Страница 5. «Моя семья (имена членов семьи)»

Наклеивание фотографии.

Страница 6. «С кем я люблю играть»

Наклеивание фотографий или картинок, подписывание  под ними имен друзей.

Страница 7. «Когда мне было 3 – 4 года (рассматривание страницы прошлого года), я умел…»

Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).

Страница 8. «Я не люблю…»

Раскрашивание картинок.

Страница 9. «Я хочу…»

Раскрашивание картинок.

Старшая группа

Страница 1. «Мое имя»

§  Меня зовет…

§  Мама меня называет…

§  Папа меня называет…

§  Бабушка меня зовет…

§  Дедушка меня зовет…

§  В детском саду  меня называют…

§  Больше всего мне нравится, когда меня называют…

§  Мое имя значит…

§  История моего имени…

Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»

§  Мой рост  (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).

§  Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году)

§  Чему я научился.

§  Что я узнал.

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что совершаю поступки»

Ребенок раскрашивает соответствующие картинки, взрослый записывает его рассказы.

Страница 4. «Мне интересно (мои увлечения)»

Раскрашивание ребенком соответствующих

Страница 5. «Моя семья (имена, отчества, кем работает родители)»

Фото, картинки, отображающие профессии родители, историю семьи, рисунок герба семьи.

Страница 7. «Когда мне было 4-5 лет, я умел…»

Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка, рисунки.

Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).

Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»

Раскрашивание условных обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.

Страница 9. «Я не люблю…»

Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослым рассказа ребенка.

Страница 10. «Чему я хочу научиться»

Рисунки ребенка, рассказы.

Страница 11. «Моя мечта»

Рисунки ребенка, рассказы.

Подготовительная к школе группа

Страница 1. «Мое имя»

§  Меня зовет…

§  Мама меня называет…

§  Папа меня называет…

§  Бабушка меня зовет…

§  Дедушка меня зовет…

§  В детском саду  меня называют…

§  Больше всего мне нравится, когда меня называют…

§  Мое имя значит…

§  История моего имени…

 

Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»

§  Мой рост  (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).

§  Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году)

§  Чему я научился.

§  Что я узнал.

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что я (нежный, сильный, отважный, кокетливый и пр.)»

Картинки – раскраски, отображающие личностные качества ребенка.

Страница 4. « Мне интересно (мои увлечения)»

Раскрашивание ребенком соответствующих картинок, рисование подбор и наклеивание фотографий.

Страница 5. Моя семья (имена, отчества родителей, их профессии)»

Фото, рисунок, картинки, отображающие профессии родителей, рисунок – тест, рассказы о профессиях, семейные традиции, генеалогическое древо.

Страница 6. «С кем дружу»

Я дружу с…, потому что…

Фото, рисунок, рассказ.

Страница 7. «Когда мне было 5 – 6 лет, я умел…»

Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка, рисунки.

Сейчас я умею… (раскрашивание картинок), я могу научить других…

Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»

Раскрашивание условные обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.

Страница 9. «Я не люблю…»

Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослыми рассказа ребенка.

Страница 10. «Чему я хочу научиться к школе»

Рисунки ребенка, рассказы.

Страница 11. «Моя мечта»

Рисунки ребёнка, рассказы.

 

 

 

 

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио дошкольника

1.Привлечение родителей  к помощи при заполнении разделов  портфолио.

2.Разделы портфолио не  нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить  динамику, соответствующая оценка  всегда сравнивает текущую работу  ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать  для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять  детям принципы достоверности  самооценки (чтобы она не была  завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками  разрешается только с ведома  и согласия ребенка которому  принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны  быть красиво оформлены, ребёнок  должен понимать важность внешнего  вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом  этапе в процессе продвижения  к намеченной цели был зафиксирован  успех дошкольника, т.к. именно успех  – наилучший стимул для дальнейшего развития.

 

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в последние годы в образовательную практику прочно вошла технология создания портфолио – так называемой папки достижений, включающей в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности. Более того, создание ученического портфолио стало одним из требований новых стандартов и важной составляющей системы оценивания учебных достижений.

Как известно, эта технология активно используется не только в школе, но и в дошкольном учреждении. Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения, полезные приращения в развитии и воспитании ребенка. Портфолио может оказать неоценимую услугу педагогам и родителям, стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, поможет при необходимости провести коррекцию развития. Но главное в том, что все достижения будут видны самому воспитаннику, станут предметом его гордости, послужат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.

В заключении приведем примеры нескольких видов портфолио, которые в дальнейшем могут использоваться в педагогической деятельности:

1. Электронный портфолио. Это довольно  новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

2. Портфолио - раскраска. Этот вид  портфолио так же привлекателен  для ребёнка. Ведь он сам может  раскрашивать странички. Так же  здесь допустимо и наклеивание  готовых изображений. Но надо  помнить, что содержание рубрик  необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать, как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

3. Печатное портфолио одно из  самых традиционных. Создаётся в  виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

 

Список литературы

  1. Абрамовских Н. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт, 2015, № 17. URL: http://e-koncept.ru/2015/75230.htm.
  2. Абрамовский С. Портфолио ребенка // Дошкольное воспитание, 2014, №2. – С. 15-18
  3. Багаутдинова С. Корнилова К. Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию. //  Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015, №3.
  4. Быстрова Г. Педагогический проект «Портфолио старшего дошкольника как система оценки достижений ребенка» [интернет - ресурс] http://www.maam.ru
  5. Гончарова Н. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб: Питер, 2008.
  6. Доронова Т. Из ДОУ — в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений (примерное тематическое планирование занятий) — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  7. Королева С. Акмеологический подход к оценке качества дошкольного образования. // Педагогическое образование в России, 2015, №3.
  8. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. – 1999. – С. 29-40
  9. Халматова А., Сихимбаева С. Формирование коммуникативной компетентности детей подготовительных групп к системе 12-летнего образования. // Международный журнал экспериментального образования, 2015., №2-3.

 


Информация о работе Апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы