Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 22:19, курсовая работа
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.
Введение 3
Глава I. Постановка проблемы 3
§1. Роль образование в современном мире 3
§2. Дистанционное обучение в США и Европе 4
Глава II. Дистанционное обучение: модели и технологии 7
§1. Преимущества ДО 7
§2. Технологии, используемые в ДО 10
§3. Методы ДО 12
§4. Типы организационных структур ДО 14
§5. Организационно-методические модели ДО 16
Глава III. Дистанционное обучение: проблемы и их решения 18
§1. Недостатки ДО 18
§2. Проблемы реализации ДО в России 19
§3. Возможные пути решения проблем ДО 20
Заключение 21
Литература 23
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:
Средства
оперативного доступа к информации
по компьютерным сетям придали качественно
новые возможности
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.
Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах.
Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.
Видеоконференции с
Сравнительные характеристики информационных технологий
Технология |
Характеристики |
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты) |
|
Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта |
|
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени |
|
Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии |
|
Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу |
|
Основные типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:
Характерной
тенденцией дистанционного образования
является объединение организационных
структур университетов. Так, в последние
годы стал развиваться новый тип
организационной структуры
В основе
новой системы образования
Проведение
принципа открытости привело к значительным
организационным новшествам, которые
стали практически осуществимы
именно благодаря внедрению новых
технологий хранения, переработки и
передачи информации. Так, например, в
90-х годах появилась новая
Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования. В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).
Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне
Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.
Убеждать
в целесообразности организации
дистанционной формы
До сих пор четко не разграничены понятия: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционная деятельность. А они не тождественны. Понятие образования - значительно шире и включает в себя как процесс обучения, так и широчайшие возможности самообразования. Набирает силу дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.).
Информация о работе Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса