Одной из
актуальнейшей проблем высшей школы
является психологическое обоснование
организации индивидуального обучения
в телекоммуникационной компьютерной
образовательной среде. Эта проблема
связана с целым рядом частных
психолого-педагогических задач. В
настоящее время практически
отсутствуют исследования, глубоко
и всесторонне раскрывающие психологические
условия организации дистанционного
образования. Само понятие телекоммуникационной
компьютерной образовательной среды
еще не получила должного рассмотрения
с психологических позиций. Пока
не разработаны психологические
модели и профессиограммы специалиста,
которого нужно готовить в рамках этой
системы. Неясно, каким специальностям
можно обучать в телекоммуникационной
образовательной среде, а каким – невозможно
или возможно частично. Дидактические
и методические вопросы дистанционного
образования не имеют до настоящего момента
должного психологического обоснования.
Сейчас очень актуальна проблема, поставленная
А.С.Минзовым, об идентификации обучаемого
при проведении контрольного тестирования.
§2.
Проблемы реализации ДО в России
Современный
этап развития Российской высшей школы
характеризуется очень интенсивным
взаимопроникновением методик образования
западной школы в Российскую и наоборот.
В России активно развиваются крупные
университетские центры по образу ведущих
центров США и Европы. Для современного
этапа характерно создание ведущими ВУЗами
своих филиалов.
Это резко
расширяет рынок образовательных
услуг и экономит средства вкладываемые
в образование, но ведет к ухудшению качества
образования, если не внести коррективы
в методы образования.
Возможное ухудшение качества образования
обусловлено следующими факторами:
- возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
- невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
- экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов; отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.
Разрешение
сложившейся проблемы возможно на основании
внедрения в сферу образования
дистанционного обучения на базе новых
информационных технологий и современного
подхода к созданию и функционированию
учебного процесса. Основные направления
такого подхода:
- Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
- Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;
§3.
Возможные пути решения проблем
ДО
Говоря
о дистанционной форме образования,
следует говорить о создании единого
информационно-образовательного пространства,
куда следует включить всевозможные
электронные источники информации
(включая сетевые): виртуальные библиотеки,
базы данных, консультационные службы,
электронные учебные пособия, киберклассы,
пр. Когда речь идет о дистанционном обучении
следует понимать наличие в системе учителя,
учебника и ученика. Это взаимодействие
учителя и учащихся. Отсюда главное при
организации дистанционной формы обучения
- создание электронных курсов, разработка
дидактических основ дистанционного обучения,
подготовка педагогов-координаторов.
Дистанционная форма - это и не синоним
заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается
постоянный контакт с преподавателем,
с другими учащимися киберкласса, имитация
всех видов очного обучения, но специфичными
формами. Следовательно, требуются теоретические
проработки, экспериментальные проверки,
серьезные научно-исследовательские работы.
К сожалению, то, что мы сегодня видим в
Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках,
никак не отвечает элементарным педагогическим
требованиям. Отсюда значимость проблемы,
связанной с разработкой самих курсов
дистанционного обучения и методикой
их использования для различных целей
базового, углубленного, дополнительного
образования.
Эффективность
дистанционного обучения напрямую зависит
от тех преподавателей, кто ведет
работу с учащимися в Интернет.
Это должны быть преподаватели с
универсальной подготовкой: владеющие
современными педагогическими и
информационными технологиями, психологически
готовые к работе с учащимися
в новой учебно-познавательной
сетевой среде
Заключение
Проанализировав
все достоинства и недостатки
дистанционного образования можно
прийти к выводу, что в будущем
очень большая часть людей
будут получать образование дистанционно.
Возможно, оно полностью заменит
заочную форму получения образования,
так как ДО имеет ряд огромных преимуществ
перед ним.
Из-за недостатка
живого общения и влияния личности
преподавателя на процесс обучения
ДО уступает очной форме обучения. Поэтому
мы считаем, что ДО идеально подходит для
получения второго образования и повышения
квалификации специалистов, но как основное
(базовое) образование оно не может (пока)
превосходить очное.
Огромное
количество доводов приведенных
выше, показывают о необходимости
разрабатывать систему ДО в России
и ее регионах, как неотъемлемый фактор
развития квалифицированного, интеллектуального,
высоко профессионального общества.
Литература
- www.ito.bitpro.ru
- «влияние новых информационных технологий на познавательный интерес»
Алборова Светлана
Заурбековна, Владикавказский институт
управления (ВИУ), Каргиева Замират Каникоевна,
Северо-Осетинский государственный университет
(СОГУ), г. Владикавказ
- «теория
и практика дистанционного обучения»
Полат Евгения
Семеновна, Моисеева Марина Владимировна,
Институт общего среднего образования
Российская Академия образования (ИОСО
РАО), г. Москва
- «дистанционное
обучение в высшей школе: модели и
технологии»
В.П.Кашицин
г.Москва, Центр
информатизации Минобразования России
- www.nanocenter.ru
«Нанотехнологии:
история, развитие, концепция»
- www.kseny.com
- www.ispu.ru
- http://www.USEIC.ru
- «Чем отличается
дистанционное образование от заочного?»
- «Те, кто
учатся дистанционно, знают больше»
- «ФЕДЕРАЛЬНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»
- «СОВРЕМЕННЫЙ
ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ И ПСИХОЛОГИЮ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» Е.И. ГОРБАЧЕВА
КАЛУГА
- «ОТКРЫВАЕМ
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» Н.ГУБЕНКО, доцент
кафедры ПМИ
Донецкий политехник № 3-4, 18 февраля
2003 г.
- «Основные
тенденции развития базового профессионального
образования» В.А. Ермоленко, д-р пед. наук,
ИТОП РАО
- «Дистанционное
обучение - методика организации обучения»
Мордовский Государственный Университет
им. Н.П. Огарева.