Взаимодействие семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и школы.doc

— 314.06 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  семьи и школы 

Жизнь ребенка состоит  из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с  другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому  одной из важных и насущных проблем  является сотрудничество школы и  семьи.

 

Успешное решение задач  воспитания возможно только при условии  взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все  более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так  учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни  своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием  педагога, взаимоотношениями в детском  коллективе.

 
В период реформ система образования  меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления  об этих изменениях, ориентируясь в  учебно-воспитательной деятельности в  основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных  требований. Для решения этого  несоответствия педагогу необходимо сделать  учебно-воспитательный процесс максимально  открытым, информированным и доступным  для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному  сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать  организатором жизненно важной программы  взаимодействия семьи и школы.

 
Зачастую у меня уходит намного  больше времени на подготовку к родительскому  собранию или внеклассному мероприятию  с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать  каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно  больше о том, чем дышат наши дети и получить такой же бесценный  опыт от родителей. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и почаще встречаться в неформальной обстановке.

А как вы решаете  эту проблему?

Проект по воспитательной работе "Сотрудничество семьи и школы – залог успешной воспитательной деятельности"

Винтер Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Классное руководство

 

Очень важно для  современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться  с их мнением по поводу образовательной  программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного  процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Смысл педагогического  взаимодействия семьи и школы  в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его  индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:

– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);

– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).

Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой  создаются благоприятные условия  для развития личности ребенка. Чем  выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:

– организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;

– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные  формы взаимодействия с семьями  учащихся.

Выбор форм осуществляю  в зависимости от воспитательного  потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального  бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей  я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

Исследования начинаю  до поступления в 1-м класс, уже  в подготовительном классе стремлюсь  привлечь родителей в школу, создать  условия для непринужденного  общения.

С помощью анкетирования  выявила уровень образованности родителей:

55% родителей имеют  среднее специальное и высшее  образование;

34% – среднее;

11% – незаконченное  среднее.

На основании  анкет (Приложение 2) определила уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей.

Социальный статус семей учащихся

По получившейся диаграмме можно сделать вывод, что мне в педагогической деятельности необходимо выбрать оптимальные  формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности  учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации  воспитательного процесса.

Для изучения семей  я использую анкеты “Знакомство  с родителями, для выявления эмоционального комфорта в семье – тест “Выявление эмоциональной атмосферы семьи”, который помог мне узнать, что большинство учащихся испытывают эмоциональный дискомфорт в семейных отношениях.

Эмоциональный комфорт учащихся

По диаграмме  наглядно видим, что эмоциональные  отношения в семьях не совсем благополучные.

По анкетам наблюдается  расхождение в ответах учащихся и их родителей, поэтому на выявление  взаимоотношений в семье я  использовала рисуночный тест “Моя семья” (Приложение 2) и тест “Подковка” для  определения влияния над ребенком. По результатам этих тестирований выявила:

1 ребенок – рисует  себя, взявшись за руки с мамой  и папой, то есть испытывает  эмоциональный комфорт;

1 учащийся –  близок только с мамой;

5 ребят – исключают  себя из семейных ситуаций;

1 учащийся –  стремится доминировать в своей  семье, отличается эгоцентризмом.

Если сравнить ответы родителей и детей, то картина  будет такой:

Эмоциональный комфорт учащихся

Влияние на личность испытывают все учащиеся:

– влияние родителей – 75 %;

– влияние друзей – 25%.

Надо отметить, что с учителем учащиеся себя ставят на один уровень эмоциональных отношений, это радует. А командуют ребята младшими братьями и сестрами; домашними  животными.

Влияние на детей

Окунувшись в  современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка  тем, что они много работают и  им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”

Из 9 опрошенных детей  только 3 сказали, что родители откладывают  в сторону все свои дела, чтобы  этот день посвятить им.

На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”

– 10% ответили: мама и папа;

– 20% – мама;

– 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

Анализируя все  данные, я пришла к выводу, что  мне как классному руководителю необходимо вмешаться в процесс  становления взаимоотношений в  семье и сплотить членов семьи, формировать  дружеские доверительные отношения  семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей.

Я познакомила родителей  с результатами исследований, психолог предложила пути коррекции ситуаций. Мы посоветовались и пришли к мнению, что нужно действовать комплексно, не только дома, но и в школе. Помимо родительских собраний и тематических консультаций выбрали формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Для того чтобы  эти формы взаимодействия прижились  их нужно вводить в начальной  школе.

Наибольшей популярностью  из предложенных форм пользуются семейные праздники, -итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки... В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

На мой взгляд, истинными являются высказывания:

“Вся тайна семейного  воспитания 
 в том и состоит, чтобы дать ребенку 
 возможность самому развертываться, 
 делать все самому” 
 П.Ф. Лесгафт

“Родители в раннем детстве сеют то,  
что они собирают позже,  
в года юности и начало зрелости”  
А.Н. Острогорский

Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального  внимания выступает не сама семья  и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается  взаимодействие с родителями.

Сроки (проект рассчитан  на 1 год)

Цели:

  • создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;
  • психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, родительских чтений, консультаций;
  • сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • создание среды для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. создание семейных электронных альбомов;
  2. создание генеалогического древа каждой семьи;
  3. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
  4. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;
  5. сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
  6. сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
  7. овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
  8. приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
  9. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Показатели результативности:

  • сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
  • степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
  • степень активности родителей в реализации проекта;
  • степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
  • эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
  • экран настроения учащихся;
  • презентация проекта, отзывы коллег.

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы