Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:47, реферат
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Взаимодействие семьи и школы
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
В период реформ система образования
меняется так стремительно, что родители
часто не имеют достаточного представления
об этих изменениях, ориентируясь в
учебно-воспитательной деятельности в
основном по своему школьному опыту,
который часто отстает от современных
требований. Для решения этого
несоответствия педагогу необходимо сделать
учебно-воспитательный процесс максимально
открытым, информированным и доступным
для родителей. Моя практика работы
в школе показывает, что родители
начинают стремиться к активному
сотрудничеству со школой и педагогом,
если между ними возникает взаимопонимание.
А оно рождается в совместной
деятельности. Значит, учитель должен
позаботиться о том, чтобы стать
организатором жизненно важной программы
взаимодействия семьи и школы.
Зачастую у меня уходит намного
больше времени на подготовку к родительскому
собранию или внеклассному мероприятию
с участием родителей, чем на подготовку
к классному часу. Стараюсь сделать
каждую нашу встречу необычной, запоминающейся,
неожиданной, рассказать как можно
больше о том, чем дышат наши дети
и получить такой же бесценный
опыт от родителей. И хочется отметить,
что родители с интересом приходят
на наши мероприятия, стараются не пропускать
родительских собраний и почаще встречаться
в неформальной обстановке.
А как вы решаете эту проблему?
Винтер Наталья Алексеевна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Классное руководство
Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:
– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Я считаю, что взаимодействие
школы и семьи –
– организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;
– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Выбор форм осуществляю
в зависимости от воспитательного
потенциала семей, контингента родителей
(их уровня образованности и воспитанности),
с учетом сферы материального
бытия, образа жизни и семейной атмосферы,
в которой воспитывается
Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.
Исследования начинаю до поступления в 1-м класс, уже в подготовительном классе стремлюсь привлечь родителей в школу, создать условия для непринужденного общения.
С помощью анкетирования выявила уровень образованности родителей:
55% родителей имеют среднее специальное и высшее образование;
34% – среднее;
11% – незаконченное среднее.
На основании анкет (Приложение 2) определила уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей.
Социальный статус семей учащихся
По получившейся диаграмме можно сделать вывод, что мне в педагогической деятельности необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.
Для изучения семей
я использую анкеты “Знакомство
с родителями, для выявления эмоционального
комфорта в семье – тест “Выявление
эмоциональной атмосферы семьи”
Эмоциональный комфорт учащихся
По диаграмме наглядно видим, что эмоциональные отношения в семьях не совсем благополучные.
По анкетам наблюдается
расхождение в ответах учащихся
и их родителей, поэтому на выявление
взаимоотношений в семье я
использовала рисуночный тест “Моя семья”
(Приложение 2) и тест “Подковка” для
определения влияния над
1 ребенок – рисует себя, взявшись за руки с мамой и папой, то есть испытывает эмоциональный комфорт;
1 учащийся – близок только с мамой;
5 ребят – исключают себя из семейных ситуаций;
1 учащийся –
стремится доминировать в
Если сравнить ответы родителей и детей, то картина будет такой:
Эмоциональный комфорт учащихся
Влияние на личность испытывают все учащиеся:
– влияние родителей – 75 %;
– влияние друзей – 25%.
Надо отметить,
что с учителем учащиеся себя ставят
на один уровень эмоциональных
Влияние на детей
Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.
Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”
Из 9 опрошенных детей только 3 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.
На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”
– 10% ответили: мама и папа;
– 20% – мама;
– 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.
Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.
Анализируя все
данные, я пришла к выводу, что
мне как классному руководителю
необходимо вмешаться в процесс
становления взаимоотношений в
семье и сплотить членов семьи, формировать
дружеские доверительные
Я познакомила родителей
с результатами исследований, психолог
предложила пути коррекции ситуаций.
Мы посоветовались и пришли к мнению,
что нужно действовать
Для того чтобы эти формы взаимодействия прижились их нужно вводить в начальной школе.
Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, -итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки... В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
На мой взгляд, истинными являются высказывания:
“Вся тайна семейного
воспитания
в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться,
делать все самому”
П.Ф. Лесгафт
“Родители в раннем
детстве сеют то,
что они собирают позже,
в года юности и начало зрелости”
А.Н. Острогорский
Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.
Сроки (проект рассчитан на 1 год)
Цели:
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Показатели результативности: