Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:47, реферат
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Механизмы реализации проекта
1. Тематические консультации для родителей:
– Трудности адаптации первоклассников в школе.
– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2. Родительские чтения:
– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
– Режим дня в жизни школьника.
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
– Какие вы родители?
– Детей воспитывают родители, а родителей...
– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.
– Во что играют наши дети.
4. Родительские вечера:
– Праздники нашей семьи.
– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
5. Тренинг.
– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).
– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
6. Семейные праздники:
– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)
– Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)
– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).
– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.
– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.
7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).
Основные этапы реализации проекта
Сроки |
Деятельность классного |
Деятельность учащихся и родителей | |
Подготовительный период | |||
Август |
1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:
2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества. 3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала. 4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта. 5. Составление перспективного плана реализации проекта. |
| |
Перспективный алан работы на год 1. Тематические консультации для родителей:
2. Родительские чтения:
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
4. Родительские вечера:
5. Тренинг:
6. Семейные праздники:
Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться при реализации всех этапов проекта. Стремлюсь создать условия для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под моим руководством, но и в неформальной обстановке. Совместные дела, как известно, сплачивают. | |||
Основной период | |||
Сентябрь |
|
| |
Октябрь Ноябрь |
1. Подготовка и проведение педагогических практикумов и тематических консультаций:
(С целью знакомства семей учащихся с
психолого-педагогическими аспектами
воспитания.) |
| |
Декабрь |
|
| |
Январь Февраль Март |
|
| |
Заключительный период | |||
Апрель |
|
| |
Май |
Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. |
Анализ совместно выполненной
работы, определение ее эффективности. |
Необходимо отметить, что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.
Заполнение экрана
настроения осуществлялось каждый день,
на основании его показателей
я проследила динамику настроения учащихся,
и пришла к выводу, что 100% учащихся
имели хорошее настроение во время
совместных дел с родителями. У 89%
учащихся преобладало хорошее
Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале года активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу года – 88%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Считаю, что эти данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно.
Таким образом, реализация
данного проекта помогла
На этом работа
с семьей не прекращена, она продолжается
в течение всего периода
Лященко Марина Александровна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Работа с родителями
«Нет
большей роскоши, чем роскошь
человеческого общения».
А.C. Экзюпери
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным Балом. В этот временной отрезок 9, 10, 11 лет дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.
При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя:
Родители:
Дети:
Мотивация избегания
неудач у младшего школьника по результатам
опроса детей обусловлена, в основном,
расхождением в оценках учителя
и оценках, ожидаемых родителями.
При их значительном расхождении
у ребёнка появляется чувство
неуверенности в своих силах,
что приводит к снижению результатов
достижений. Напротив, при сближении
оценок учителя и родителя у ребёнка
формируется адекватная или чуть
завышенная самооценка, способствующая
самостоятельности и
Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог.
Партнёрство семьи
и школы должно работать в интересах
ребёнка, разделяя ответственность
за его образование и развитие.
В ранний школьный периоды родители
и семейная атмосфера является наиболее
важным фактором в развитии детей. Некоторым
родителям могут понадобиться соответствующая
подготовка и одобрение педагога
в их стремлении помочь детям. В свою
очередь, учитель должен осознать, что
его работа в классе не принесёт
больших результатов без
Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.
Образовательно-
В период реформ система
образования меняется так стремительно,
что родители часто не имеют об
этих изменениях достаточного представления,
ориентируясь в учебно-воспитательной
деятельности в основном по своему
школьному опыту, который часто
отстает от современных требований.
Для решения этого
В решении проблем «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.
Учитель считает
принципиально важным обеспечить свободный
доступ родителей на уроки в любое
удобное для них время, а не
только в общепринятые Дни открытых
дверей. Это обосновано тем, что родители
так же, как и педагог, часто
имеют плотный рабочий или
скользящий график работы. Обеспечив
доступ в школу в удобное для
них время, педагог позволяет
родителям сохранить интерес
к школьной жизни ребенка буквально
с первых дней его обучения, быстрее
познакомиться с
Формы учебного взаимодействия с семьей.
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен учителем и детьми доброжелательно.
Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок - в то время, когда в посещении возникнет необходимость, учитель дает понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе.
Многим из родителей приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.
Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих
родителей и родителей