- учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;
- включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
- постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;
- культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
- увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.
Можно
выделять некоторые основные направления,
внутри которых создаются ситуации
совместной продуктивной деятельности
и психолого – педагогического
самообразования родителей:
- психолого – педагогическое образование родителей;
- проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
- планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
- разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);
- совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы работы с родителями
1. Научно –
практическая родительская конференция
– форма сочетания
пропаганды педагогических знаний с практическим
передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский
комитет и актив класса. Это могут быть
заседания, посвященные отдельным воспитательным
проблемам.
Конференции проводятся 1 –
2 раза в год, так как требуют
тщательной подготовки. Ход конференции
обсуждается на родительском комитете:
продумывается план, выявляются семьи,
чей опыт воспитания достоин распространения.
Успех конференций зависит
от самостоятельной работы родителей
по анализу литературы, осмыслению
и обобщению своего опыта, умения
на основе критических знаний оценивать
воспитательный процесс, увидеть возможность
совершенствования форм и методов
сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения
родительских конференций являются
следующие:
- актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
- тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
- организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
- создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
Порядок работы конференции
может быть определен следующим
образом:
- Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
- Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
- Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.
Эффективность родительской
конференции возрастает, если в ее
проведение включается библиотека, работники,
которой готовят книжные выставки
по обсуждаемой проблеме.
Примерные темы для
совместного обсуждения на конференции:
- «Основы построения общения с ребенком»
- «Права и обязанности ребенка в семье»
- «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
- «Психология ребенка»
- «Особенности адаптации ребенка в школе»
- «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
2. Наиболее распространенной
формой работы с родителями
является классное родительское
собрание. Главным ее предназначением
является согласование, координация и
интеграция усилий школы и семьи в создании
условий для развития личности ребенка. Родительское собрание
– одна из основных универсальных форм
взаимодействие школы с семьями учащихся
и пропаганды психолого- педагогических
знаний. Эта школа повышения у родителей
компетентности в вопросах обучения детей,
формирующая родительское общественное
мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются
проблемы жизни класса и родительского
коллектива. По тем конкретным задачам,
которые решаются на собраниях, их можно
разделить на несколько видов:
- Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
- Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
- Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
- Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях
утверждаются планы работы, избирается
родительский комитет, разрабатывается
план мероприятий, распределяются общественные
поручения и создаются инициативные
группы родителей по различным направлениям
работы, разрабатываются планы проведения
общешкольных мероприятий с участием
родителей.
Первое родительское собрание
является, как правило, организационным
и проводится в начале сентября.
Последующие собрания проводятся один
раз в четверть. На первом родительском
собрании классный руководитель раскрывает
перед родителями необходимость и задачи
взаимодействия. Общим решением, определяя
основные направления работы, на этом
же собрании выбирается родительский
комитет. Собираются материалы о возможности
организации работы родителей класса
в виде предложений, изложенных в анкете.
Эти предложения
могут быть такими:
- поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
- поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
- поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
Родительское
собрание включает в себя шесть обязательных
компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские
собрания, можно придерживаться следующих
принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Алгоритм подготовки
родительского собрания
- Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:
- возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива;
- цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.
- Подготовительная работа:
- изучение научно – методической литературы;
- анализ документации;
- проведение микроисследования;
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
- объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей и других его участников;
- привлечение родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания.
- Рекомендации по проведению родительского собрания:
- оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- оно должно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
- оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
- Структура проведения родительского собрания:
1) Информация общего характера
(достижения и перспективы
развития школы, изменение плана, предстоящие
мероприятия, планируемые расходы: зачем
и почему). Отдельно – благодарность тем
родителям, которые помогли классу и школе.
2) Анализ развития
детей за определенный период:
- личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);
- учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
3) Обсуждение конкретной
проблемы (просвещение родителей, обучение
родителей, повышение их психолого – педагогической
компетенции).
Внеучебная проблема:
- выделяем существующую (возникшую) проблему;
- определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон);
- предпринимаем попытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести), определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
Учебная проблема:
- выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
- анализируется причины затруднений;
- идет совместное обсуждение6 сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
- даются методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
- лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).