Взаимодействие с семьёй.Некоторые формы работы с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:19, доклад

Краткое описание

Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить малышу культурные потребности и опыт их удовлетворения. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих – родителей, педагогов. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие с семьёй.Некоторые формы работы с родителями.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

О.Н.Артамонова

с.Ермак  Нововаршавского района Омской области

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С СЕМЬЁЙ. НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Человек приобретает  человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего  окружения способно привить малышу культурные потребности и опыт их удовлетворения. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих – родителей, педагогов. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка [2].

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они  обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребенка в раннем возрасте» [1,ст.18].

Взаимодействие педагогов  с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

От совместной работы родителей и педагогов  зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы  быть настоящим пропагандистом средств  и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям [3].

В условиях, когда  большинство семей озабочено  решением проблем экономического, а  порой физического выживания, усилилась  тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Как часто мы можем услышать: «А что я могу с ним сделать?», «он меня не слушает», «нет времени» и т.д.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе [4].

И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда остаётся актуальной.

В первую очередь  взаимодействие должно быть направленно  на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И  задача педагогов – привлечь их к сотрудничеству. Важной задачей является формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребности добиться успеха, уверенности в своих силах. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга [3]. Для того, чтобы заинтересовать родителей, я приглашаю их на открытые занятия, постоянно организую выставки работ воспитанников, а также в нашем детском саду регулярно проводятся дни открытых дверей. День открытых дверей достаточно распространенная форма работы, она дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию. Родители  приходят в группу в любое время дня, наблюдают за общением ребёнка с воспитателем, со сверстниками, режимными моментами, организационной деятельностью (занятия, прогулки, индивидуальная работа). Родители посещают музыкальные, физкультурные занятия, могут посмотреть методический кабинет, кабинет ТСО. Подобные экскурсии по детскому саду вызывают интерес у родителей, вызывают желание принять участие в организации различных видов деятельности детей. Например: папы сделали лопаты для труда, кормушки и скворечники для птиц, а мамы сшили игрушки для кукольного театра. Помогают в изготовлении различных атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Для того чтобы лучше изучить семью воспитанника, выяснинить  образовательные потребности родителей, установить контакт с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начинаю работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи» [9]. На основе собранных данных анализирую особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. С этой же целью я посещаю семьи воспитанников. Посещение ребёнка  на дому даёт возможность понять, кто из членов семьи занимается большим воспитанием, какие отношения между ребёнком и взрослыми, микроклимат семейных отношений. Прежде чем посетить воспитанника дома, я договариваюсь с родителями о времени и конечно, о цели визита. В домашней обстановке обсуждаем такие вопросы: семейные традиции, участие ребёнка в семейных праздниках, трудовые обязанности ребёнка.

Работая воспитателем в детском саду вот уже двадцать лет, я придерживаюсь следующих, важных для меня, принципов взаимодействия с родителями:

- только общими усилиями воспитателя и родителя, помогать ребёнку уважительно относится к окружающим  людям;

- каждый ребёнок – личность, ценить индивидуальность ребенка;

- ребёнок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему помощь;

- воспитывать в детях уважение к родителям, воспитателям;

- учитывать пожелания и предложения родителей, ценить их участие в жизни группы;

- вместе с родителями поощрять инициативу и самостоятельность, что способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям;

- обсуждать с родителями все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка;

- всегда проявлять понимание, деликатность и такт, учитывая точку зрения родителей [8].

Итак, педагогическое просвещение родителей крайне важно. Одной из форм работы с семьёй, в этом направлении, является наглядная информация. Наглядная информация имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому большое значение имеет  форма и способ её подачи [7].

Информационный  уголок для родителей я оформляю в одном стиле, это зависит  от возраста детей, ведь детям тоже интереснее видеть знакомую  сказку, например, чем обычные стенды. Для оформления использую различные материалы, но важно, чтобы всё выглядело эстетично, а так же, чтобы они были безопасны. Всю информацию печатаю крупным шрифтом на светлом фоне, материалы обновляю в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, один раз в месяц.

Оформляю фотовыставку «В нашей группе день за днём интересно  мы живём». Выставка рассказывает о ярких моментах жизни детей в детском саду (экскурсия на ферму, в музей, библиотеку, праздники, развлечения). А так же фотовыставка «Моя семья». Родители с удовольствием принимают в ней участие. Приносят фотографии с описанием интересного события (пикник, рыбалка, отдых на море, поездка в парк). В группе имеется информационный ящик, где родители могут оставить свои сообщения, пожелания. По-другому я называю его – почта. Прочитав сообщение, обязательно пишу ответ и рекомендации по обсуждаемому  вопросу.

Родительские собрания в детском саду традиционно остаются одной из основных и распространенных  форм взаимодействия с семьями воспитанников [5]. Неслучайно такая форма работы является востребованной педагогическими коллективами, ведь она позволяет решать целый комплекс педагогических задач работы дошкольного учреждения:

- осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;

- формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами детского сада, внутри родительского коллектива группы;

- реализовать единый подход в воспитании и обучении детей в семье и в детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;

- транслировать лучший опыт семейного воспитания;

- повышать авторитет педагогов группы в глазах родителей [6].

Наш педагогический коллектив давно пересмотрел  формы проведения родительских собраний. Мы отказались от традиционных докладов на собраниях, а проводим непринужденные беседы «За круглым столом», обсуждаем проблемы воспитания и обучения детей в игровой форме – «КВН», «Сто к одному», «Клуб знатоков». Приглашаем на собрания  психолога, социального педагога, педиатра. Используем на собраниях слайдовые презентации, фрагменты видео. В такой форме проведения собраний родители активнее принимают участие в обсуждении темы. Недавно в нашей группе я провела родительское собрание в форме КВН «Люби и знай свой край родной». Вопросы касались истории родного села (история возникновения села, названия улиц, достопримечательности, известные фамилии, природа  и её охрана). У каждого села свой уклад, традиции, культура, свой «Дух». Интересен и важен жизненный опыт родителей о  значимых событиях  и фактах из жизни села, о  жизни семьи и ребенка. Уверены, что вместе мы сумеем привить ребенку трудолюбие,  развить его чувства и таланты, передать ему нашу любовь к  родному краю, стать хозяином своей земли и своей судьбы, стать неповторимой личностью.

Коллективом нашего детского сада,  автором Л.Т. Алистратенко, под рецензией старшего преподавателя  кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «ИРООО» Борцовой.Л.,  разработана рабочая тетрадь «Я – селянин». Это экспериментальное учебное пособие для дошкольников и их родителей. Совместная работа с родителями позволит привить ребенку трудолюбие, развивать его чувства и таланты, передать ему нашу любовь к родному краю. Рабочая тетрадь – это еще одна связующая нить между ребенком, родителями, воспитателем.

Раз в год  в  нашем детском саду мы проводим родительскую конференцию. Главная её цель – обмен опытом семейного воспитания. Родители готовят сообщения, воспитатели групп помогают им в выборе темы. На конференции обсуждается самая актуальная тема года. Темы конференций «Здоровье детей и закаливание», «Воспитание и обучение дошкольников в условиях разнопоселения», «Авторитет родителей в воспитании детей». В конференции участвуют не только взрослые, но и дети. Они рисуют рисунки, делают поделки для выставки. А так же готовят музыкальные номера. Конференция заканчивается совместным концертом детей, родителей, сотрудников детского сада. В прошлом году в нашем детском саду прошла родительская конференция под названием «Мы любим вас, дети!» В конференции приняли участие родители, педагоги детского сада и начальной школы, медсестра и конечно дети. Обсудили вопросы поступления и адаптации малышей в детский сад, преемственность детского сада и школы, здоровье детей и необходимые условия для закаливания.

С целью активизации  родительского участия в жизни  группы я провожу интеллектуальные, спортивные состязания. Привлекаю родителей принимать участие в организации праздников и развлечений для детей и вместе с детьми. Наиболее яркими, интересными и продуктивными назову семейные праздники, в которых принимает участие вся семья. Под девизом «Мама, папа, я – дружная семья», в нашей группе прошёл интересный праздник, где каждая семья показала  интеллектуальные, спортивные, музыкальные, и даже кулинарные способности. Участники  нарисовали герб своей семьи и представили его в интересной форме. Приготовили эмблемы и названия своей семейной команде.

Решая главную задачу - взаимодействия детского сада с родителями, установления партнёрских отношений, наиболее эффективной формой работы является беседа. Ежедневные беседы в конце дня о событиях жизни ребёнка в дошкольном учреждении. При этом поддержка родителей в воспитании определяется тем, как воспитатель сообщает об этих событиях.  Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребёнка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребёнка, правильно реагировать на них. Предоставлять родителям информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, тем самым помочь родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознавать свою роль в этом процессе. Жалуясь на плохое поведение ребёнка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми [8].

За последние  годы учёными и практиками разработано  достаточно разных форм работы с родителями. Но очень важно, чтобы работа эта  оценивалась не по количеству проведённых мероприятий, а по их качеству.

Используемые  многообразные формы работы должны основываться на доверии. Организация  взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Формы работы важно  совершенствовать, учитывая категории  семей, социальное положение, социальную ситуацию в обществе. А воспитателям необходимо  использовать все свои знания, полученные на практике взаимодействия с родителями [3].

Библиографический список

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Типовое положение дошкольном учреждении от 14.02 1997 г.
  3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: ж. «Дошкольное воспитание» №1, 2004 г.
  4. Загик Л. В., Куликова Т. А. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989г. – 192 с.
  5. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования». 2008 г. – 80 с.
  6. Осипова Л. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Из-во Скрипторий 2003», 2009 г. – 56 с.
  7. Попкова Т. Г. Наглядные формы работы с родителями. Издательство «Детство-Пресс» ж. «Дошкольная педагогика», май 2009 г.
  8. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. – М.: Центр педагогического образования, 2008 г. – 204 с.
  9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй .М.: Арти, 2005 г.-79 с.

Информация о работе Взаимодействие с семьёй.Некоторые формы работы с родителями