ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный
Федеральный университет»
имени М.К Аммосова
Педагогический институт
Реферат на тему:
«Виды и формы
педагогических советов»
Проверила: Саввинова Р.В
преподаватель дисциплины
«Организация ДО»
Выполнила: студентка 2 курса
ДО-11 ПИ СВФУ
Барабанская Е.Н
Якутск, 2012
Содержание
- Введение
- Педагогический совет
- Виды и формы педагогических советов в ДОУ
- Методика подготовки и проведения педагогических советов
- Заключение
- Литература
Введение
Под управлением дошкольным
учреждением следует понимать целенаправленную
деятельность, обеспечивающую согласованность
совместного труда сотрудников
в решении задач воспитания детей
на уровне современных требований.
Цель управления дошкольным учреждением
- обеспечить оптимальное функционирование
систем, высокую эффективность воспитательно-образовательной
работы с детьми при наименьших затратах
времени и сил.
Дошкольное учреждение имеет
управляемую и управляющую системы.
Управляемая система состоит
из взаимосвязанных между собой
коллективов: педагогического - медицинского
- обслуживающего - детского.
Организационная структура
управления в ДОУ представляет собой
совокупность всех его органов с
присущими им функциями.
Одной из форм руководства
ДОУ являются педагогические советы
и совещания.
Педагогический
совет
Педагогический совет
- одна из форм осуществления методического
руководства ДОУ.
Педагогический совет
дошкольного учреждения - это коллегиальный
постоянно действующий орган, который
является одной из важнейших форм
повышения профессионального мастерства
воспитателей. В его задачи входит:
обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей, определение конкретных мероприятий по их выполнению;
внедрение в практику «Программы воспитания в детском саду»;
изучение, обобщение и распространение передового опыта и др.
Главная цель: объединить
усилия коллектива ДОУ для повышения
уровня воспитательно-образовательного
процесса, использования в практике
достижений педагогической науки и
передового опыта.
Содержание работы педагогического
совета определяется годовым планом. На
совете обсуждаются вопросы, имеющие важное
значение для улучшения качества воспитания
детей и определяющие перспективы деятельности
дошкольного учреждения. Эффективность
работы педагогического совета зависит
от тщательности подготовки каждого его
заседания, от активности воспитателей,
принимающих участие в обсуждении выдвигаемых
вопросов, от конкретности решений и проверки
их исполнения.
Функции педагогического
совета:
Определяет направления образовательной деятельности в ДОУ;
Отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
Обсуждает вопросы содержания, формы и методы образовательного процесса, планирования образовательного процесса, планирования образовательной деятельности в ДОУ;
Рассматривает вопросы повышения квалификации и подготовки кадров;
Выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
Прослушивает отчеты заведующей о создании условий для реализаций образовательных программ
В постоянный состав педсовета
входят директор (председатель), его
заместители, воспитатели, организаторы
работы, социальные педагоги, врач, председатель
родительского комитета. В расширенный
состав педагогического совета в
зависимости от обсуждаемых вопросов
могут быть приглашены представители
сотрудничающих организаций и учреждений,
преподаватели вузов, члены родительских
комитетов, представители детских
общественных организаций, родители.
В работе педагогических советов, как
и в процессе обучения, выделяются:
1) словесные методы (лекция, рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, работа
с книгой);
2) наглядные методы (нарисованная
наглядность, демонстрация фото-, кино-,
телематериалов, компьютерные средства);
3) практические методы (действия
учителей, моделирование разнообразных
ситуаций, наблюдения за практической
деятельностью учителей в учебно-воспитательном
процессе).
Имеют место объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные и продуктивные проблемные,
поисковые, исследовательские и
творческие методы. В форме проведения
педагогических советов аналогия с
формами обучения менее применима.
Педагогический совет традиционно
представляет прежде всего публичное
собрание, деловое совещание.
Виды и формы педагогических
советов
Виды педагогических советов:
Установочный – проводится до начала учебного года, в конце августа и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятие плана и ориентации на решение предстоящих проблем.
Тематический – посвящается одной из годовых задач педагогического коллектива
Итоговый – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года
Формы педагогических советов:
Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием по ним.
Нетрадиционный - это педсовет требует особой подготовки . Для данного педсовета требуется написание сценария, разделения участников на команды и распределения ролей (деловая игра, конференция и др.)
Педсовет с использованием
отдельных методов активизации
педагогов (имитация конкретной ситуации,
деловые игры, работа с инструктивно-директивными
документами).
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением
словесных (вербальных) методов, традиционным
характером содержания, авторитарным
стилем общения администрации с педагогами.
По форме и организации деятельности участников
педсоветы делятся:
- на педсовет (классический) на основе
доклада с обсуждением (выступлениями);
- доклад с содокладами;
- заседание с приглашением докладчика-специалиста.
Наряду с этим на педсовете может не быть
основного доклада,
который заменяется серией сообщений,
объединенных одной тематикой.
Доклад можно построить
следующим образом: Вступление —
указать на актуальность, сущность
проблемы, хотя бы в одном предложении.
Определение цели, т.е. отражение
самого существенного, чем определяется
выступление с докладом.
Основная часть —
изложение фактов, событий, положений
в логической и хронологической
последовательности.
Заключение в форме:
выводов, если они требуются, т. е. если
целью является убеждения;
рекомендаций, если они требуются,
т. е. если защищается некий план действий;
резюме — краткое изложение
сути доклада, если он сложный и длинный.
В какой бы форме ни
проводился педсовет, решения принимаются
обязательно. Они фиксируются в
протоколах. Их число зависит от
повестки дня, следовательно, если в
ней пять пунктов, то решений должно
быть не менее пяти. Но по одному из
вопросов можно принять несколько
решений. В единстве они помогут
справиться с возникшей проблемой.
Формулировки решений должны быть конкретными,
с указанием ответственных и
срока исполнения. Другими словами,
такими, чтобы их можно было проверить.
Ведь каждый новый педсовет начинается
с краткого подведения итогов выполнения
решений предыдущего.
В традиционную структуру
педсовета могут включаться отдельные
методы активизации педагогов: коллективный
просмотр занятий и других мероприятий;
использование видеоматериалов; показ
и анализ результатов образовательного
процесса деятельности дошкольников.
Среди нетрадиционных педагогических
советов, получивших распространение
в последнее десятилетие, можно
назвать такие: деловая игра в
форме коллективного творческого
дела, «круглый стол», диспут, дискуссия,
конференция, педагогический консилиум,
творческий отчет, презентация, конкурс,
аукцион, фестиваль и др.
Педагогический совет–деловая игра
– обучающая форма, в котором участники
наделяются определенными ролями. Деловая
игра учит анализировать и решать сложные
проблемы человеческих взаимоотношений,
в исследовании которых существенно не
только правильное решение, но и поведение
самих участников, структура отношений,
тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой
игры – «мозговая атака».
Педагогический совет в форме
КТД (коллективного творческого
дела) предполагает активное сотрудничество
всех педагогов для достижения определенной
цели. КТД используется для активизации
поиска и выявления новых оригинальных
решений теоретических и практических
проблем. Достоинствами такой формы
являются:
- осознание целей как единых, требующих
объединения усилий всех членов коллектива;
разделение труда; в процессе
деятельности между членами коллектива
возникают отношения взаимозависимости;
частичное осуществление контроля
членами коллектива;
деловое общение коллег, которое
является важной предпосылкой
интереса к теме.
Педагогический совет–диспут, дискуссия.
Диспут (научная полемика) – это
форма сотрудничества, которая выявляет
различные точки зрения по какой-то
определенной проблеме для выявления
истины. Педагогический совет-дискуссия
предполагает, что каждый учитель (или
большинство) коллектива выскажет свое
мнение по какому-то вопросу, ознакомится
с мнением коллег. Участникам педагогического
совета–диспута, дискуссии целесообразно
сесть лицом друг к другу: так
удобнее противостоять друг другу,
отстаивать противоположные взгляды,
вырабатывать общее мнение. Разновидностями
дискуссии являются формы «круглого
стола», «философского стола» и др.
Педагогический совет–консилиум
проводится для координации действий
педагогов в работе с учащимися
определенного класса, определения
причин выявленных затруднений и
поиска способов их разрешения. Педагогический
консилиум делает знания об учениках
наиболее многосторонними, более объективными,
способствует обмену опытом индивидуального
подхода к школьникам.
На педагогическом совете–творческом
отчете отдельного учителя или кафедры
(методического объединения) обобщается
передовой педагогический опыт, отбираются
наиболее эффективные пути совершенствования
обучения и воспитания. Опыт отдельного
учителя становится достоянием всех. Такой
педсовет – один из важнейших способов
повысить методический уровень учителей.
Педагогический совет–презентация
проводится для официального представления
новых программ, учебников, учебных
кабинетов, нового опыта по определенной
проблеме. Цель презентации – привлечь
внимание к чему-либо, ознакомить с
новым начинанием, дать ему общественную
оценку.
Педагогический совет–конкурс
ставит целью подвести итоги конкурсов
мастерства в педагогическом коллективе,
выделить лучших. Заранее разрабатываются
положения, условия проведения конкурса,
продумывается подведение итогов.
Педагогический совет–конференция
предполагает глубокое и всестороннее
раскрытие темы при активном участии
педагогов школы. Творческий обмен
опытом – суть педсовета-конференции.
Педагогический совет–аукцион
рассматривает множество представленных
идей (методик, методических приемов) по
определенной проблеме. Учителя «покупают»
только те, которые заслуживают внимания,
более реальны, жизнеспособны. Педагогический
совет-аукцион может быть проведен
и в форме «защиты проекта»
поощряет рост инициативы учителей, их
самостоятельность и творчество,
попытку создать свой неповторимый
опыт (форму, прием), свою программу
– учебную, развивающую. Желательно
посадить участников «треугольником»,
чтобы они видели друг друга и легко общались
между собой. Такое расположение позволяет
собрать больше участников, чем «круглый
стол», и в то же время в какой-то мере выделить
положение руководителя (жюри).