Влияние игровых упражнений для изображения предметов в рисунках детей младшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Вложенные файлы: 1 файл

изо контрольная.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Рисование является важнейшем  средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном  руководстве. Но чтобы развить у  каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной  искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный  творческий характер. И педагог создает  для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует  эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА  ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (СЛОВЕСНЫЕ,  ИГРОВЫЕ).

 

Метод наблюдений лежит в  основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей  будет развито умение наблюдать  окружающее, устанавливать связи  между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые  условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Метод обучения согласно принятому  в педагогике определению характеризуется  единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения – более  частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее  значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление  работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой  задачи – организации начала занятия.

Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Цель беседы - вызвать  в памяти детей ранее воспринятые  образы и возбудить интерес к  занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут  выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь  наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь  значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления  детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений  детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя  в процессе беседы или после нее  показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания  детьми демонстрирует прием работы. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который  они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях  беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой  и длиться не более 3-5 минут, чтобы  представления и эмоции детей  оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно  организованная беседа будет содействовать  лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный  в слове (стихотворение, рассказ, загадки  и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого  настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово  может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия.

При обучении детей младшего дошкольного возраста число словесные  указания применяются редко. У детей  еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том  случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель  может не сопровождать наглядный  показ действия

Указания нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным  в своих силах. Их надо убедить, что  работа непременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.

Форма указаний не моет быть одинаковой для всех детей. Для одних  необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность  в своих силах. К самоуверенным  детям следует предъявлять больше требовательности.

Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям как  изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются [11; 140 с].

Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Обучение рисованию в  младшем возрасте начинается с игровых  упражнений. Их цель – сделать более  эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

Игровая задача в этих приемах - это своеобразная формулировка, определение  цели предстоящих игровых действий. В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии  событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить  новые задачи, придумывать игровые  действия и способы их выполнения.

Все игровые приемы условно  можно разделить на две большие  группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые  ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.

Рассмотрим сначала, как  игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют  с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и  возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием обыгрывания предметов  или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового  материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный  материал (кисточки, краски, карандаши  и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так  как учитывает присущий ребенку  интерес к предметам и действиям  с ними.

Используя этот прием, можно  учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся  с возрастом и развитие интересы детей. Это те интересы, которые лежат  в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и  т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями.

Поэтому такой прием (обыгрывание  игрушек) вполне может быть использован  в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что  при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению  людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать  при обыгрывании игрушки (предмета).

Какие задачи руководства  изобразительной деятельностью  можно решать с помощью этого  приема?

Как правило, такой прием  используется непосредственно перед  началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей  работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием, который  предлагает Т.Н.Доронова, - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Что представляет собой прием  обыгрывания готового (завершенного) изображения?

Как правило, этот прием применяется  по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения  и определяется содержанием действий, осуществляемых с реальным предметом  в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят  от того, является изображение объемным или плоскостным. Рисунок можно  обыграть с помощью игрушек. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и  при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая  кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги.

При использовании игровых  моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так  как она может отвлечь детей  от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых  задач и выполнения соответствующих  игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. И выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; от возраста детей и их развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети

Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются  и сопутствуют один другому в  едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную  основу детской изобразительной  деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу  и обобщению воспринятого и изображаемого.

 

2. Своеобразие  игровых упражнений (ленточка, дорожка  и т.д.)

Маленькие дети подвижны, неусидчивы, их внимание неустойчиво, они легко отвлекаются. 

В этом возрасте у ребенка появляется стремление запечатлеть на бумаге то, что его  интересует в окружающем мире. Отсюда и переход от рисования каракулей  сначала к ассоциативному рисованию, когда в своих каракулях ребенок  находит сходство с каким-то предметом, затем к предметному рисованию, когда ребенок хочет изобразить уже определенный предмет, но в процессе рисования часто меняет свой замысел, добавляет новые детали, теряет первоначальную мысль. 

Информация о работе Влияние игровых упражнений для изображения предметов в рисунках детей младшей группы