Влияние индивидуального стиля преподавания на эффективность обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить факт влияния индивидуального стиля преподавания учителя на эффективность обучения младших школьников.
Объектом исследования являются ?
Предмет исследования: в качестве предмета исследования рассматриваются закономерности влияния на эффективность обучения иностранным языкам индивидуального стиля преподавания учителя.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность обучения младших школьников иностранному языку находится в зависимости от индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ. 

Рассуждающее - методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Приведенное описание стилей преподавательской обучающей деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности.

 

1.3 Особенности  преподавания иностранного языка  в младшей школе.

Как правило, младшие школьники приступают к изучению английского языка с большим удовольствием, ведь для детей этот предмет совершенно новый, а поэтому вызывает у них живой интерес. Задача педагога – этот интерес сохранить.

 
         Выбирая методику преподавания английского языка в начальной школе, помните, что ребенок сопротивляется любому давлению со стороны взрослых, и объяснять младшему школьнику, что знание английского понадобится ему в будущем, бесполезно. Поскольку ребенок хочет получить все здесь и сейчас, процесс обучения следует сделать творческим.

   Важной задачей  всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.

При выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. На уроке необходимо уделять особое внимание, поддерживать тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т.е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики.

 Выбор технологии обучения  осуществляется с учетом психологических  и возрастных особенностей младших  школьников (повышенная эмоциональность, подвижность,  чувствительность, утомляемость  от единообразия), что требует  частой смены форм, методов и  приемов обучения. Учить языку  - это искусство, малышей – искусство  искусств.

Для эффективного обучения важно:

 а) изучать личность  каждого ученика и коллектив  в целом (путем наблюдения на  уроке и вне его, обмена мнениями  с коллегами, бесед с родителями),

б) при организации общения использовать по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом,  побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения,

в) при организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и  низким статусом популярности,

 г) систематически обращать  внимание коллектива учащихся  на успехи  отдельных детей  в деятельности.

Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию, причем в двух планах: в первом случае мы говорим о внутренней (или языковой) наглядности, стимулирующей восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью, когда обучаемый ощущает собеседника: «не только слышу, но и вижу». Во втором случае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям данного языка.

Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.

 

Уроки иностранного языка в начальной школе должны соответствовать  целям, задачам и содержанию УМК. При выборе УМК учитель иностранного языка должен ориентироваться на критерии проблемно-целевого анализа:

1. Соответствие потребностям  педагогического процесса (учет  программных требований, учет закономерностей  усвоения знаний, управление процессом  усвоения, взаимодействие всех компонентов  УМК).

2. Целенаправленность (ориентация  на цель, выделение «пороговых»  уровней владения языком, целостность  элементов учебника).

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных  особенностей и  уровень обученности школьников при создании оптимальных условий для их самостоятельной работы).

4. Мотивация (стимулирование  познавательной активности, проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых).

Контроль за ходом и результатами обучения должен отвечать ряду условий его эффективности. Поскольку речевая способность, или компетенция, имеет несколько уровней организации, то и объекты контроля также должны быть разноуровневыми; в частности, в качестве таковых должны выступать как речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо), так и лежащие в их основе речевые (произносительные, лексические и грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма. Контроль выполняет  диагностико-оценочную функцию. Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации, с одной стороны, и обеспечение равных возможностей для всех испытуемых (недопущение повторного предъявления заданий отдельным учащимся, всякого рода объяснений, комментариев, увещеваний и т.п.) – с другой. Следует исходить из характера естественной речевой коммуникации, моделируемой на этапе контроля: она протекает в условиях, при которых каждый ученик может полагаться лишь на то, что он сам знает, умеет понять (как правило, при одноразовом предъявлении) и выразить. Объяснения, комментарии, индивидуальная и групповая работа по коррекции ошибок и устранению языковых и иных трудностей должны проводиться вслед за этапом контроля и по итогам полученных результатов.

Такая специфика связана, во-первых, с применением игровых приемов контроля или же приемов, включающих в себя тот или иной игровой компонент, в тех случаях, где это предусмотрено методикой обучения. В любом случае выполнению каждого контрольного задания должна предшествовать его естественная (для учащихся данного возраста) мотивация. Во-вторых, это использование чисто или преиму¬щественно устных форм работы с контрольными заданиями во 2-х классах с опорой  на такие элементарные неречевые действия, как подчеркивание (букв, символов, слов и т.п.), отбор нужного рисунка из серии предложенных и др.  В-третьих, это учет некоторых особенностей психического и речевого развития младших школьников, таких, например, как ограниченный объем их оператив¬ной памяти, преобладание диалогической речи над монологической, наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическими и др., что должно соответствующим образом отражаться на организации контроля. В частности, при формулировании заданий для учащихся по устной монологической речи должна быть обеспечена максимальная опора на средства предметной или изобразительной наглядности, на заданный тем или иным способом (например, с помощью серии связанных вопросов) план монологического высказывания. В-четвертых, это вопрос об открытом или закрытом, т.е. осознаваемом или неосознаваемом характере контроля: по отношению к второклассникам он должен носить закрытый характер, при котором вся работа проводится так, как это обычно принято на уроке, а учитель или присутствующий в классе «ассистент» незаметно для учащихся фиксирует их контрольные реакции.

По окончании начальной школы у школьников должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:

1. В области говорения:

- осуществлять диалогическое  общение на элементарном уровне со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных в программе;

- создавать элементарные  связные высказывания о себе  и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

2. В области  аудирования:

- в условиях непосредственного  общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;

- понимать просьбы и  указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

- понимать общее содержание  учебных, а также небольших и  несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать  вербально и преимущественно  невербально на их содержание;

- полностью и точно  понимать короткие сообщения  преимущественно монологического  характера, построенные на знакомом  учащимся языковом материале.

3. В области чтения:

-  выразительно читать  вслух;

-  читать про себя  с целью:

а) понимания основного содержания учебных, а также относительно несложных текстов, соответствующих уровню развития и обученности младшего школьника;

б) полного и точного понимания содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов с эксплицитно выраженной информацией, построенных на знакомом учащимся языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;

в) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).

4. В области письма:

- написать короткое поздравление, выразить пожелание;

- написать личное письмо  зарубежному сверстнику, используя  изучен¬ный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;

- составить и записать  план прочитанного;

- делать выписки из  текста.

Введение обязательного изучения иностранного языка на начальном этапе школьного обучения предъявляет высокие требования к профессиональной  подготовке учителя. Какова же здесь роль учителя иностранного языка?

– Он должен способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.

– Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.

– Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.

– Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка.

– Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Математика, природоведение, музыка, труд и другие предметы подготовили почву для изучения иностранного языка, а он, в свою очередь, внесёт свой вклад в развитие личности учащегося.

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Поскольку этот предмет будут преподавать учителя основной школы, то необходимо обратить особое внимание на ознакомление с возрастными особенностями младших школьников, спецификой методики обучения в начальной школе (формы реализации этих профессиональных задач хорошо известны практическим работникам). Прежде всего, нужно обеспечить сотрудничество преподавателя иностранного языка с учителем начальной школы, который хорошо знает возрастные особенности школьников, уровень их развития, интересы. Только в данных условиях возможно реализовать требования образовательного стандарта начального образования по иностранному языку. 

Информация о работе Влияние индивидуального стиля преподавания на эффективность обучения иностранным языкам