Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 10:24, курсовая работа
Целью моего исследования является изучение влияния среды на развитие личности подростка. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующую задачу: Определить роль среды в формировании личности;
Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности.
Предметом является личность подростка.
Введение
Глава 1. Общее понятие о развитии человека.
1.1. Развитие.
1.2. Философские течения о развитие и формирование личности.
1.3. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
Глава 2. Факторы, влияющие на формирование личности
2.1 Наследственность
2.2.Среда
2.3. Воспитание и образование
2.4. Социальные факторы
Глава 3. Влияние факторов на развитие человека
3.1. Факторы социализации и формирования личности.
3.2.Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет философии и социологии
Кафедра теории и истории социологии
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по педагогическому обеспечению работы с молодежью
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Выполнила: студентка
2 курса
факультета философии и
социологии
очной формы обучения
группа 2.8 ОРМ
Научный руководитель:
УФА- 2013
Содержание.
Введение
Глава 1. Общее понятие о развитии человека.
Глава 2. Факторы, влияющие на формирование личности
2.1 Наследственность
2.2.Среда
2.3. Воспитание и образование
2.4. Социальные факторы
Глава 3. Влияние факторов на развитие человека
3.1. Факторы социализации и
3.2.Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности
Заключение.
Введение
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема актуальна и имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. До рассмотрения условий обратимся к базовым понятиям темы.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Согласно общефилософскому представлению К.Маркса «… человек есть совокупность всех общественных отношений»1. Поэтому понятие человек конкретизируется дополнительно понятиями индивид, личность, индивидуальность.
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. В понятии индивид отражается, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, целостность субъекта; 2) наличие у него особых свойств, которые отличают его от представителей того же вида. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Личность - это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов (мотив - причина действий, поступков человека).
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.
Степень разработанности проблемы. Одни ученые утверждают, что человек,его сознание,
Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д.Локк)2. Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.
Некоторые ученые полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.
К.Д.Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя.3
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие обучения, то есть они формируются и развиваются.
Целью моего исследования является изучение влияния среды на развитие личности подростка. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующую задачу: Определить роль среды в формировании личности;
Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности.
Предметом является личность подростка.
В качестве гипотезы выдвигается следующее:
По-видимому, окружающая среда, как совокупность факторов, влияющих на формирование личности, обладает огромным воспитательным потенциалом.
Успешное решение поставленной цели и задачи в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующему методу научного исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.
1.Общее понятие о развитие человека
1.1 Развитие.
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от зачатия до смерти индивида).
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, измерения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин «развитие» традиционно употребляется
В педагогике под развитием подразумевают количественно-
Таким образом, развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическии (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Развитие человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное – термин формирование.
Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
1.2 Филосовские течения о развитие и формирование личности
Представители различных философских течений по-
Представлители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, све поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:
- человек – сугубо природное существо;
- духовные свойства личности имеют биологическую основу;
- развитие и поведение определяется врожденными
- воспитание способно лишь ускорить или затормозить
процесс естественного
Представители социологической концепции считают:
- человек рождается как существо биологическое,
- среда является определяющим фактором формирования
- воспитание призвано корректировать характер
- чем ниже по уровню развития личность,
тем ярче и резче проявляются у нее
Представители биосоциальной концепции считают:
- человек – существо и биологическое и социальное;