Влияние среды на формирование человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования является изучение влияния среды на развитие личности подростка. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующую задачу: Определить роль среды в формировании личности;
Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности.
Предметом является личность подростка.

Содержание

Введение
Глава 1. Общее понятие о развитии человека.
1.1. Развитие.
1.2. Философские течения о развитие и формирование личности.
1.3. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
Глава 2. Факторы, влияющие на формирование личности
2.1 Наследственность
2.2.Среда
2.3. Воспитание и образование
2.4. Социальные факторы
Глава 3. Влияние факторов на развитие человека
3.1. Факторы социализации и формирования личности.
3.2.Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая концовка.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Теория конвергенции двух факторов. В.Штерн, предложивший эту теорию, писал, что его концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие -- только неодинаковое в разных случаях -- в его осуществлении». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Предложенная В.Штерном18 схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов.

Теория конфронтации двух факторов. Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда19, а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, и др.)20. В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается З.Фрейдом21 через изначальный конфликт между различными инстанциями личности - «Сверх-Я» и «Оно». Сверх-Я представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубине организма природное начало.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество». Пансексуализм психоаналитической теории З.Фрейда, его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидозных первичных порывов объяснительный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные попытки вначале Э.Фромма22 и многих других неофрейдистов ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченное значение сексуальных влечений в жизни личности.

Известно, что З.Фрейд не принял ни этих попыток «социологизации» психоанализа, ни этих фактов, ни обвинений в биологизаторстве. Дело заключается в том, что З.Фрейд и его критики общались на разных уровнях методологии науки. Ни один из неофрейдистов, как, впрочем, и их противники в рядах гуманистической психологии, социального бихевиоризма, ролевых подходов к изучению личности, не вышел за рамки метапсихологии традиционного психоанализа, обоснованной 3. Фрейдом в его исследовании «По ту сторону принципа удовольствия». Этими рамками являются выведение развития жизни, истории организмов из борьбы конструктивной тенденции к ассимиляции (поддержанию жизни и ее развитию) и разрушающей тенденции к диссимиляции (стремлению к распаду, к смерти), конечной целью которой является присущая любой органической жизни тяга к восстановлению прежнего состояния. Тягу к восстановлению прежнего состояния З.Фрейд23 и охарактеризовал понятием «либидо», или первичный порыв, за которым стоит, по его выражению, в разных формах дуализм двух тенденций, в частности в виде конфликта Оно и Сверх-Я. Невосприимчивость З.Фрейда к подобной критике имеет своим объективным основанием то, что на методологическом уровне большинство его противников критиковали частности, сами, оставаясь в рамках схемы противоборства двух факторов, обеспечивающих в конечном итоге адаптацию индивида и вида, а также историю их эволюции.

По мнению Э.Фромма24, феномены социальной психологии должны быть объяснены как процессы активной и пассивной адаптации инстинктивного аппарата к социально-экономической ситуации.25 В определенных аспектах инстинктивный аппарат как таковой является биологически данным; но в высокой степени подвержен преобразованиям. Роль первичных формационных (образующих) факторов переходит к экономическим условиям. Через семью экономическая ситуация оказывает свое образующее влияние на индивидуальную психику. Задача социальной психологии заключается в том, чтобы объяснить долю психических установок и идеологии - в особенности их бессознательных корней - через влияние экономических условий на либидозные порывы.

Таким образом, в неофрейдизме к биологическому фактору прибавляется солидный социально-экономический фактор, а лежащие в основе развивающейся системы закономерности полностью остаются согласующимися с их пониманием в метапсихологии психоанализа.

Двухфакторные схемы детерминации развития личности в результате подобной критики уточняются, «переодеваются» в новые термины, но содержание их остается неизменным.

 

 

Заключение

 

 

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Среда окружающая человека способствует его социализации в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние среды на развитие человека, если не главное, то точно значительное. Хотя этот вопрос не решен до конца, что подтверждает разделение концепций по влиянию среды на развитие личности: теория конфронтации и теория конвергенции.

 

Список литературы

 

  1. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", - М.Просвещение, 1990. – С. 58
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. – С. 142
  3. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– С. 668– (Филос. наследие.).– С.407-614
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, 2-ое изд, т. 3 - С. 3.
  5. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение, М .: АСТ , 2006.
  6. Педагогика под редакцией Ю.К.Бабанского, Просвещение Москва 1983.
  7. Педагогика: Учебное пособие. Сластёнин В., Исаев И. и др. Издательский центр «Академия» 2002. – С. 17
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.: Питер, 2000. – С. 12
  9. Ушинский К .. Пед гогические сочинения : в 6 т . – М .: Педагогика , 1990. – С. 39
  10. Фромм Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии // Фромм Э.   Кризис психоанализа.- СПБ., 2000. – С.425
  11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.– М.,1983.-С. 48
  12. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.1. - М., 1986
  13. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы – С.-Пб., 1979. – С. 214

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, 2-ое изд, т. 3 с. 3.

2 Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– 668 с.– (Филос. наследие. Т.103).– С.407-614.

3 Ушинский К .. Пед гогические сочинения : в 6 т . – М .: Педагогика , 1990.

4 Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение, М .: АСТ , 2006. с.

  Фромм Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии // Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000. с.

 
 

 

5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С.- Пб.: Питер 2000. - С.86

6 Песталоцци, Педагогические сочинения, т. 1, М., 1987. – С. 121

П.П. Болонский, Избранные педагогические произведения, — М., 1961. – С. 45-62

Р.Оуэн, Об образовании человеческого характера, 3-е изд., СПб., 1893. – С. 106

Ушинский К .. Пед гогические сочинения : в 6 т . – М .: Педагогика , 1990. – С. 151

7 Педагогика под редакцией Ю.К. Бабанского Просвещение Москва 1983 стр.86

8  Грехнев В.С Культура педагогического общения;- М.Просвещение 1990. – С. 56

9 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, 2-ое изд, т. 3 - С. 28.

10 Хеккаузен М. Мотивация и деятельность В 2т.Т.1 – М.,1986

11 Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.- М.1997 стр.15

12 Педагогика: Учебное пособие  Сластёнин В., Исаев И. Издательский центр «Академия» 2002. - С. 17

13 Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– 668 с.– (Филос. наследие. Т.103).– С.407-614.

14 Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы – С.-Пб., 1979. – С. 214

15 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.– М.,1983.-С. 48

16 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977,  - С. 77.

17 Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы – С.-Пб., 1979. – С. 214

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.– М.,1983.-С. 48

18 Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы – С.-Пб., 1979. – С. 214

19 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.– М.,1983.-С. 48

20 Фромм Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии // Фромм Э.   Кризис психоанализа.- СПБ., 2000. – С. 425

 

21 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.– М.,1983.-С. 48

22 Фромм Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии // Фромм Э.  

 

23 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.– М.,1983.-С. 48

24 Фромм Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии // Фромм Э.   Кризис психоанализа.- СПБ., 2000. – С. 425

 


 



Информация о работе Влияние среды на формирование человека