Воспитание здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………..
1.Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление……………………………………………………………
2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и взрослых………………………………………
3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни…………………………………………
Заключение……………………………………………….
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЗОЖ Соц.Пед.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 Противоалкогольная  работа с родителями должна  строиться в зависимости от  возраста ребенка, но конечным  результатом этой деятельности  должно служить привлечение родителей  к антиалкогольному воспитанию  детей.

В обязанности  социального педагога может входить  также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

В силу психологических  особенностей возраста важно развивать  для подростков коллективные групповые  формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощерять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей  социальной задачи можно осуществить  при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

В 12 лет происходит усиленное развитие сердечнососудистой системы. Темп развития сосудов более  медленный. В этом возрасте наблюдается  повышение артериального давления в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет при пульсе 80 уд/ мин. Из-за преобладания, симпатических влияний продолжает оставаться легкая возбудимость сердца. В этом периоде возможны повышенное сердцебиение, аритмия, экстрасистолия, систолические шумы и другие нарушения сердечной деятельности.

Преподавателям  и тренерам необходимо иметь в  виду эти отклонения. Это говорит  о том, что упражнения на выносливость и взрывную силу, натуживания. необходимо давать при соблюдении врачебного и  педагогического контроля, достаточно дозировано. С окончанием полового созревания такие явления обычно исчезают.

Наибольшему изменению  подвергается физическое развитие подростков. Рост в длину увеличивается приметно на 8-12 см. Вес увеличивается до 8 кг за год. Увеличивается и объем  грудной клетки. Сила мышц возрастает. Сила кисти у мальчиков возрастает до Зб кг, становая до 92 кг.

Подростковый  возраст охватывает этап жизни от 11 до 18 лет. В этот период возникает  и завершается ряд морфологических, физиологических и психологических  процессов, существенно отличающих подростка от детей и взрослых. Процессы перестройки организма вызывают значительные сдвиги в формировании личности. Интенсивно перестраиваются нервно-регуляторные механизмы и нейрогуморальные соотношения.

В возрасте 12-13 лет интенсивно возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений. Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных реакций у взрослых. В этой связи подросткам свойственны состояние повышенной утомляемости. В отношении психики ребенка происходит слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов, возникновение и нарастание повышенного интереса к событиям окружающей жизни, стремление к личному участию в них.

Формирование  и совершенствование двигательной функции возможно путем педагогического  воздействия при соблюдении основных условий - обучение двигательным действиям  и развитию основных физических качеств  школьника. Чем выше уровень развития физических качеств с учетом сенситивных периодов, тем успешнее формируются двигательные навыки, двигательные функции. Чем богаче двигательный опыт школьников, тем большим запасом условно-рефлекторных связей они владеют, тем быстрее формируются у них формы движений. В физическом воспитании школьников важно не упустить сенситивные периоды в развитии специальных физических качеств. Это координация, скоростно-силовые качества.

При оптимальной  организации воспитания специальных  физических качеств подростка организм легко поддается тренирующим воздействиям. Важно в этом периоде при воспитании специальных физических качеств избежать чрезмерно узкой форсированной нагрузки, которая дает быстрый спортивный результат, но при недостаточном закреплении выполнения технических действий, в итоге оказывается малоперспективной. При тренировке специальных качеств подросткам необходимо включать разновидности различных видов спорта, сходных по характеру выполнения основного движения.

 Также для  тренировки специальных физических  качеств школьников необходимо включать виды спорта, акцентированные на развитие основных физических качеств. В школьной программе это может быть игра в футбол, теннис большой - для тренировки скоростно-силовых качеств, игра в баскетбол и волейбол, для тренировки выносливости можно включать все локомоторные виды спорта - велосипед, лыжи, бег. Для тренировки координационных способностей и точностных координационных движений можно использовать большой и малый теннис, дартц, виды точностных попаданий. Для воспитания ритма можно использовать гимнастические упражнения, спортивные танцы, степ, аэробику, ритмику. Для тренировки скорости мыслительных процессов, оперативной памяти, выбора тактических действий - игра в настольные игры - шашки, шахматы, логические игры, работа с картой местности, ориентирование по компасу.

Многообразие  видов спорта применяемых в физическом воспитании школьников соответствует  основной цели физического развития.

Другими словами, на основании общего физического  развития можно целенаправленно  воспитывать специальную работоспособность, развить специальные физические качества, на основе которых и строятся технические действия и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Здоровье подрастающего  человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья, это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Для формирования душевного  комфорта необходимы знания о законах  развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего  общества.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными  усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Деятельность социального педагога должна быть направлена прежде всего на профилактику появления вредных привычек у школьников – наркомании, табакокурения. Большое внимание, также следует уделить организации свободного времени учащихся – занятия в кружках и спортивных секциях. В данном случае важно, чтобы в процессе воспитания развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литература

 

1. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000.

2. Панкратьева  Н.В. и др. Здоровье - социальная  ценность: Вопросы и ответы.- М.: Мысль. 1999.

3. Педагогика  здоровья.- М.: Педагогика, 2001

4.  Мудрик А.В. Социальная педагогика/ учебн. пособие, - М, - «Академия», - 2000.

5.. Основы социальной  работы: учебник/ Отв. П.Д.Павленок, - М.: ИНФРА, - М. – 2001.

6.. Право социального  обеспечения: учебник/И.В.Гущин, - Мн., - Амалфея. – 2002.

7.. Психологическая служба  школы: Учеб. пособие для студентов  / Под ред. И.В. Дубровиной. —  М., 2005




Информация о работе Воспитание здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема