Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников через экологическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы в повседневной жизни на уровень экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи: 1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников. 2. Разработать комплекс мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. 3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе - на занятиях и в повседневной жизни - на экологическое воспитание старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни
1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
1.2. Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
1.3. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Выводы по главе I
Глава II. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспит. нравственных качеств у ст. дошк. через экологическое образование.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам  движений и игровым упражнениям  проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок  должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (прил. 7).

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, по-садке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листья жел-тые над городом кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок, лесопо-лосы от мусора) и др.

Был проведен праздник "Наш дом - Земля". Сценарий праздника представлен в прил. 8.

Нами проводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация на тему "Формы организации экологического воспитания дошкольников". Материалы представлены в прил. 9.

Большое значение мы придавали работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" и по вопросу использования художественной литературы в семье "Книга в семье" (прил. 10), которые дали нам дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.

2.3. Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Контрольный эксперимент проводился с 25 по 27 мая 2005 г . с дошкольниками  экспериментальной и контрольной групп.

Для определения эффективности  проделанной работы, нами был исполь зован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Таня В.

11

С

10

С

11

С

12

С

11

С

11,0

С

Женя К.

12

С

10

С

12

С

14

В

12

С

12,0

С

Света К.

8

С

8

С

10

С

11

С

9

С

9,2

С

Оля Г.

13

В

14

В

14

В

14

В

13

В

13,6

В

Алеша Д.

11

С

9

С

13

В

12

С

11

С

11,2

С

Марат М.

12

С

12

С

14

В

14

В

12

С

12,8

С

Саша Л.

13

В

10

С

12

С

13

В

11

С

11,8

С

Маша С.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14,0

В

Галя Ф.

8

С

9

С

9

С

10

С

7

Н

8,6

С

Артур З.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14,0

В

В среднем по гр.

11,6

С

10,5

С

12,3

С

13,0

В

11,4

С

11,8

С


 

 

Таблица 5

Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Катя Ш.

10

С

10

С

10

С

13

В

10

С

11,2

С

Эльвира М.

10

В

10

С

13

В

13

В

11

С

10,8

С

Вова  К.

7

Н

6

Н

8

С

8

С

7

Н

7,2

Н

Петя  М.

11

С

10

С

12

С

12

С

10

С

11,0

С

Олег  С.

11

С

9

С

12

С

12

С

11

С

11,0

С

Миша  А.

13

В

10

С

14

В

15

В

14

В

13,2

В

Катя  У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

Галя  И.

9

С

9

С

10

С

10

С

8

С

9,2

С

Марина  П.

13

В

14

В

15

В

13

В

14

В

13,8

В

Вадим Б.

14

В

11

С

13

В

15

В

13

В

13,2

В

В среднем по гр.

10,5

С

9,8

С

11,4

С

12,1

С

10,6

С

10,9

С


 

  

Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)

Рис.2. Результаты контрольного эксперимента

По результатам диагностики  в констатирующем и контрольном  эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл.6, рис.3).

Таблица 6

Динамика повышения уровней  сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения  к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

 

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Контрольный  
эксперимент

11,6

10,5

10,5

9,8

12,3

11,4

13,0

12,1

11,4

10,6

11,8

10,9

Констатирующий эксперимент

9,5

9,5

8,6

9,0

10,9

10,4

11,6

11,1

9,4

9,5

10,0

9,9

Прирост показателей (в баллах)

2,1

1

1,9

0,8

1,4

1

1,4

1,0

2,0

1,1

1,8

1,0

Разность (в баллах)

1,1

1,1

0,40

0,4

0,9

0,8


Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в экспериментальной  и контрольной группах (в баллах)

Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7.

Таблица 7

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Высокий уровень

40

30

30

10

50

40

70

50

30

30

30

20

Средний уровень

60

50

70

80

50

50

30

50

60

60

70

70

Низкий уровень

0

20

0

10

0

10

0

0

10

10

0

10


Анализ результатов диагностики  экологической воспитанности старших  школьников экспериментальной и  контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

1. У ровень сформированности  экологических знаний и экологически  правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы ( рис.3, табл.6) .

2. Значительно возрос уровень  сформированности экологических  знаний и экологически правильного  отношения к миру природы у  дошкольников экспериментальной  группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.

3. Данные табл. 7 показывают, что  в результате проведенного нами  формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять  за обитателями Уголка природы. Все  дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать  в работе, ухаживают за животными  не только во время своего дежурства  в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.

На занятиях по экологии дети стали  более внимательными. Они с интересом  слушают рассказы о животных и  растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойст вах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников через экологическое образование