Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 01:11, курсовая работа
Краткое описание
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, который требует к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта воспитателя.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………... 2 Раздел 1. Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей………………………………………………………………………………….. 1.1. История проблемы педагогической культуры родителей......................7 1.2. Понятие и сущность педагогической культуры родителей………………….11 1.3. Современные исследования по проблеме воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ…………………………………………………………………………..15 Раздел 2. Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями………… 2.1. Выявление уровня педагогической культуры родителей…………………….24 2.2. Повышение уровня педагогической культуры родителей путем……….. взаимодействия ДОУ с семьей…………………………………………………………………….27 Заключение…………………………………………………………………………………………………..30 Список использованной литературы…………………………………………………………..31
Изучение семьи воспитанника
дает возможность педагогу ближе познакомиться
с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад,
традиции, духовные ценности, воспитательные
возможности, взаимоотношения ребенка
с родителями.
Целью данного этапа
исследования является выявление
особенностей и уровня педагогической
культуры семей воспитанников
второй младшей группы. С этой целью решались
следующие задачи:
«Определение
типа семьи, образовательного уровня,
социального положения и составление
социально-демографического паспорта
семьи».
«Выявление основных семейных
ценностей».
«Выявление
уровня педагогической культуры родителей».
Диагностика проводилась
на базе дошкольного образовательного
учреждения с двадцатью родителями второй
младшей группы.
С целью корректировки
педагогического воздействия необходимо
составление социально-демографического
паспорта семьи.
В результате изучения семей
по социальному и образовательному признакам
получены следующие результаты: 15% семей
являются не полными, в них дети живут
без отцов. Большую группу родителей составляют
рабочие – 40,5%. 13,5% родителей являются
работниками коммерческих организаций,
8% - инженеры. Работники бюджетных организаций
(врачи, учителя и т.п.) составляют 16%. Большая
группа родителей, в основном матерей,
не работают – 22% .
Образовательный уровень
родителей: среднее —13,5%, среднее
техническое – 43,5%, среднее педагогическое
— 8%, неполное высшее —8% ; высшее
— 27% .
Полученные данные
важны для создания адекватной
картины семейного воспитания
и для проведения дифференцированного
общения с родителями.
Под ценностями подразумевается
то, что в данной семье считают самым важным,
то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания,
то, на что направлены основные усилия.
С целью анализа семейных ценностей родителям
было предложено поработать с опросным
листом, в котором нужно выбрать три самых
главных качества и проранжировать их.
В результате анализа семейных
ценностей выяснилось, что самой первой
ценностью 40 % обследуемых считают здоровье,
20% - материальный достаток, 15% выделили
самым важным ум, 10% - послушание, 10% выбрали
умение находить выход в любой ситуации,
5% - самостоятельность.
Примечательно, что ни кем из
опрошенных не были выбраны такие качества
как ответственность, умение подчиняться,
верность, доброта, образованность.
С целью выявления уровня педагогической
культуры родителям была предложена анкета,
составленная О. Л. Зверевой. Обследовалось
20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические
знания из средств массовой информации,
30% читают педагогическую литературу,
55% семей получают педагогические знания
из жизненного опыта: как воспитывали
их, как воспитывают других.
На второй вопрос 20%
опрошенных ответили, что эти
знания им помогают в воспитании
детей, 45% семей выбрали ответ
«скорее нет, чем да», 35% семей
ответили, что знания не помогают
в решении проблем воспитания.
Родители сталкиваются со следующими
трудностями в воспитании: с непослушанием
ребенка – 40% семей , не поддерживают другие
члены семьи – 20%, испытывают недостаток
педагогических знаний 25% семей, ребенок
неусидчив, невнимателен – 15%. Следует
отметить, что никто из родителей не ответил,
что трудностей в воспитании нет.
Для воспитания ребенка 15% обследуемых
используют метод порицания, 50% семей –
наказания, поощрение используют 20%, а
запрещение – 15% семей.
В качестве поощрения родители
чаще используют словесную похвалу 40%
семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей.
Наиболее действенными видами
наказания родители считают: физическое
наказание 25% семей, словесную угрозу 35%
семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление
родителями обиды 20% семьи.
Для улучшения воспитания ребенка
в семье 25% опрошенных считают необходимость
регулярных встреч со специалистами в
ДОУ, 20% освобождение женщины от работы
и 15% увеличение тиража педагогических
журналов, 25% введение консультационных
пунктов для родителей. 15% родителей не
считают нужным улучшать воспитание в
семье.
Полученные данные позволяют
сделать вывод, что в обследуемой группе
6 человек со средним уровнем педагогической
культуры – 30%, 14 человек – с низким уровнем
– 70%, высокий уровень в обследуемой группе
отсутствует. Уровень психолого-педагогической
просвещенности родителей низкий. Родители
не испытывают потребности в получении
психолого-педагогических знаний. Вследствие
этого воспитанию детей не уделяется достаточного
внимания, воспитание ребенка не является
жизненно важной проблемой. Далеко не
все родители осознают важность сотрудничества
с воспитателями.
2.2. Повышение уровня
педагогической культуры родителей
путем взаимодействия ДОУ с
семьей.
Результаты анкетирования показали,
что необходимо расширять и углублять
знания и умения родителей в области воспитания
ребёнка. Для этого необходимо наладить
отношения с родителями, сделать их конструктивными.
Педагогам следует пересмотреть основы
взаимоотношений с родителями. Для эмоционального
контакта нужна доброжелательность, приветливость,
открытость. Для информационного контакта
— готовность принять от родителей сведения
о ребенке и поделиться своей информацией
о его действиях и деятельности, о его
состоянии и поступках. А высшей целью
и основным содержанием работы воспитателя
должен быть ребёнок, а не потребности
детского сада и не образовательная программа.
Педагогу, желающему наладить конструктивные
отношения с родителями, необходимо следовать
принципам:
1. Использование
навыков положительного общения. Во время общения с родителями
надо больше спрашивать и слушать, чем
указывать или давать им советы. Следует
чаще сообщать родителям и в устной, и
в письменной форме о прогрессе, достижениях
в развитии их ребенка, использовать индивидуальные
формы направления информации семьям
и получения сведений от них. Прежде чем
сообщать родителям цели и задачи образовательной
программы, нужно узнать, чего хотят они,
а также своевременно и положительно реагировать
на предложения, идеи и просьбы родителей.
2. Предоставление
членам семей возможности делать
выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей
обобщить то, что они хотят для своих детей
и для себя. При планировании и предоставлении
услуг следует относиться к родителям
как к настоящим экспертам по вопросам,
связанным с их детьми. Педагог предоставляет
родителям право выбора в вопросе о том,
когда, где и каким образом они будут участвовать
в образовании своего ребенка.
3. Определение
и использование положительных
черт, сильных сторон ребенка
и семьи. Необходимо сообщать родителям
о сильных сторонах, достижениях и положительных
чертах характера ребенка в ходе бесед,
телефонных разговоров, посредством записок
и т. д. Педагог получает от родителей информацию
о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях
в отношении будущего их ребенка и семьи;
признает уникальный вклад родителей
в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.
4. Уважение разнообразия
и уникальности семей. Необходимо
принимать и уважать мнения и чувства
родителей, даже если они не совпадают
с нашими собственными и стараться выработать
у себя понимание культурных ценностей
семей, с которыми работает педагог.
5. Создание дружелюбного
партнерства между детским садом и семьей. Педагог предоставляет всем
членам семьи возможность для активного
участия в групповой деятельности, делает
все, чтобы родители при этом чувствовали
себя комфортно. Следует давать родителям
возможность участвовать в принятии решений
при организации различных мероприятий
в группе.
В результате анализа психолого-педагогической
литературы сформировалась модель
форм работы педагогов ДОУ с родителями.
С целью возникновения интереса к обсуждаемому
материалу, ассоциаций с собственным опытом,
желания родителей активно участвовать
в обсуждении предлагаемого им материала
в процессе той или иной формы использовались
методы активизации родителей.
Учитывая выше изложенное
можно составить перспективный план работы
с родителями. При этом необходимо руководствоваться
следующим: отказ от чтения «докладов»,
лекций, а использование нетрадиционных
форм работы с родителями с включением
различных методов активизации родителей,
где могут быть представлены сценарии
родительских собраний:
«Будем знакомы!», «Какие игрушки
нужны вашим детям?» и ток-шоу «Почему
ребёнку нужна игра?», способствующие
расширению и углублению знаний и умений
родителей в области воспитания детей
дошкольного возраста. Значительная часть
работы организовывалась одновременно
с детьми и родителями. Общение педагогов
и родителей построено на основе диалога,
открытости, искренности в общении, отказа
от критики и оценки партнёра по общению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы грамотно воспитывать
ребёнка, необходимо единство воспитательных
воздействий на него со стороны всех взрослых,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей
ребёнка, понимание того, что он должен
знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но
как показывает практика и проведённые
научные исследования, родители часто
допускают типичные ошибки в воспитании
детей, испытывают определённые трудности.
Задача педагогов дошкольного учреждения
– помочь родителям в воспитании детей.
Укрепление и развитие взаимодействия
детского сада и семьи обеспечивают благоприятные
условия жизни и воспитания ребёнка, формирование
основ полноценной, гармонической личности.
Главной ценностью педагогической культуры
является ребенок — его развитие, образование,
воспитание, социальная защита и поддержка
его достоинства и прав.
Чтобы родители
могли грамотно воспитывать детей, необходимо
повышать их педагогическую культуру.
С целью достижения высокого уровня воспитанности
детей необходимо сотрудничество детского
сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего
влияния семейного и общественного воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.
П. Педагогика любви и свободы. М.: - Топикал,
1994. – 608с.
2. Арнаутова
Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление
дошкольным образовательным учреждением
№4, 2002.
3. Воронов В.В.
Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
4. Гиппенрейтер
Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: Сфера,
2005.-240с.
5. Дергачева
О.М. Проблема взаимодействия детского
сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов
Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов
молодых ученых и студентов РГАФК. - М.:
1998. - С. 26-30.
6. Зверева О.
Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями
в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера,
2005. – 80 с.
7. Зверева О.
Л., Кротова Т. В. Родительские собрания
в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс,
2007. – 128с.
8. История дошкольной
педагогики: Учебное пособие для студентов
пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.-
М.: Просвещение, 1989. – 352с.
9. Колодяжная
Т. П. Управление современным дошкольным
образовательным учреждением: Концептуальное,
программное и методическое обеспечение.
Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива,
2008. – 184 с.
10. Кротов В.
Г. Компас для младенца. – М.: КСП, 1995. –
192 с.
11. Лешли Д. Работать
с маленькими детьми, поощрять их развитие
и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,
1991. – 223 с.
12. Лихачёв Б.
Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие
для студентов пед. учебн. заведений и
слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 19999. –
464 с.
1З. Метенова
Н. М. Родительские собрания в детском
саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.