Воспитание привычек нравственного
поведения у детей в средней
группе
Выполнили:
Соснина Марина Ивановна,
воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» с.
Илек;
Кортова Валентина Петровна,
воспитатель МДОУ д/с «Родничок»
с. Васильевка Курманаевского
района;
Руководитель:
Самсоненко Людмила Сергеевна,
кандидат психологических
наук,
старший преподаватель
Воспитание привычек нравственного
поведения у детей в средней
группе
- Актуальность темы: проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
- Цель исследования разработка и апробация различных форм и методов воспитания привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
- Задачи исследования:
- 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме.
- 2. Изучить программы воспитания детского сада, методы и формы воспитания привычек нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста;
- 3. Описать опыт работы по воспитанию привычек нравственного поведения у детей в средней группе.
- 4. База исследования:
- - МДОУ «Солнышко», с. Илек,
- - МДОУ д/с «Родничок», с. Васильевка Курманаевского района.
Теоретические основы нравственного воспитания детей
дошкольного возраста
- Проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей 4-летнего возраста не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
- По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
- Таким образом, процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.
Методы и приемы воспитания
привычек нравственного поведения
у детей средней группы
- Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строилось на основе доброжелательности.
- Наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках (в ходе беседы, просмотра инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий).
Для формирования привычек
нравственного поведения у детей
среднего дошкольного возраста
в детском саду, мы использовали
следующие методы:
- Беседа - беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить.
- Чтение и анализ художественных произведений - литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
- Игра - известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра.
- Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда - улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Для воспитания привычек
нравственного поведения необходимы
следующие условия:
- 1.Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
- 2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
- 3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Основные способы педагогического
воздействия на детей:
- 1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
- 2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
- З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
- 4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
- 5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
- 6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
- 7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- 8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- 9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Диагностика уровня сформированности
некоторых привычек нравственного
поведения
- В нашем исследовании приняли участие 10 детей средней группы ДОУ «Солнышко» с. Илек и МДОУ д/с «Родничок» с. Васильевка Курманаевского района (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 4 лет до 5 лет 1 мес.
- В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:
- ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);
- наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.
- В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Выяснение особенностей осуществлялось путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).
Диаграмма уровня сформированности
некоторых привычек нравственного
поведения
Уровень сформированности
привычек нравственного поведения
Норма поведения
Знают норму поведения,
%
Сформирована устойчивая
привычка поведения,%
Знают норму, но привычка
не сформирована, %
Приветствие (привычка здороваться)
80
60
20
Привычка делиться с
друзьями в игре
70
70
-
Навык культурного поведения
за столом
90
70
40
Привычка осознанно извиняться
за нехорошие поступки
60
30
30
Привычка помогать взрослым
по их просьбе
70
70
-
Оценив уровень сформированности
некоторых привычек нравственного
поведения детей в средней
группе, мы можем определить направления
групповой и индивидуальной работы
с детьми, включая ее в примерное
планирование.
Выводы
- Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
- В наше время формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
- для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- - знание «механизмов» формирования нравственности;
- - умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.