Воспитание трудолюбия у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Содержание

1.
Значение детского труда в развитии дошкольников……………….
3

2.
Особенности труда дошкольников………………………………….
5

3.
Задачи трудового воспитания……………………………………….
7

4.
Виды детского труда…………………………………………………
9

5.
Усложнение задач трудового воспитания в детском саду………...
12

6.
Формы организации труда в детском саду…………………………
15

7.
Практический вопрос. Конспект занятия по теме: коллективный труд «Мастерская добрых дел»……………………………………...


19


Заключение………………………………………………………………
20


Список литературы……………………………………………………...
21

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание трудолюбия у дошкольников.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.[5]

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Таким образом, существует четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.



21

 

5. Усложнение задач трудового воспитания в детском саду

 

Возраст

группы

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

Самообслуживание

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Побуждение детей к самостоятельному выполнению элементарных пору­чений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), по­сле игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучение со­блюдению порядка и чистоты в помещении и на участке детского сада. Побуждение оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Также формирование у детей умения, не­обходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обе­ду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чаш­ки и т. п.).

 

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Приучение с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать до­рожки от снега, счищать его со скамеек.

 

Умение изображать отдельные предметы, простые по композиции и неза­мысловатые по содержанию сюжеты; правильно пользоваться карандашами, фломас­терами, кистью и красками.

Умение располагать кирпичики, пластины вертикально.

Изменение постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскаты­вать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

 

Обучение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, рассте­гивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устра­нять его при небольшой помощи взрослых.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный матери­ал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

 

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.

Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудо­вой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в от­веденное место).

 

Изображение предметов и явления, аккуратное закрашивание, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.

Украшать силуэты игрушек

Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямо­угольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколь­ких частей.

Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

 

 

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; при­учать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приво­дить ее в порядок — чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремле­ние быть всегда аккуратными, опрятными.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: проти­рать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подме­тать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в пе­сочнице.

Учить самостоятельно убирать постель после сна.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обя­занности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду после еды.

Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем ма­териалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, пали­тру, протирать столы.

 

Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за жи­вотными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанно­сти дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рых­лить почву и т. д.

Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, ,!| пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вме-1 сте со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обита­телей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фи­гуры и постройки из снега.

Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рас- j сады.

Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

 

Развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать ис­пользовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.

Учить детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т.д.); су­вениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей; укра­шения на елку.

Привлекать к участию в ремонте книг, нас тольно-печатных игр и других пособий. Вырабатывать умение экономно и рационально расходовать мате­риалы.

 

Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в щкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

Развивать у детей желание помогать друг другу.

 

ПОДГОТОВ. ГРУППА

Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать поря­док в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, иг­рушки.

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детско­го сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поли­вать песок в песочнице.

Учить самостоятельно убирать постель после сна.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязан­ности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, под­метать пол.

Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем ма­териалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, про­тирать столы.

 

Воспитывать любовь к растениям и животным. Продолжать учить само­стоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм. Приучать самостоятельно заботиться о животных и расте­ниях в уголке природы.

Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выка­пыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересажива­нию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой учить сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, выра­щивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка приро­ды), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы к праздникам.

Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветни­ке, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.

Летом привлекать детей к рыхлению

Продолжать развивать желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы, приобретен­ные на занятиях с природным материалом, бумагой, картоном.

Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ро-левых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную ме бель, салфетки); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, ма­лышей; украшения на елку.

Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и са­мостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ре­монте книг, настольно-печатных игр. Учить экономно и рационально расхо­довать материалы.

Учить детей пользоваться иглой, выполнять шов «вперед иголку» и «че­рез край», пришивать пуговицы.

 

 

Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в опреде­ленной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухажи­вать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помо­гать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимо­помощь.

Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.

 

 

Таким образом, требования к детям усложняются, поскольку они основываются на особенностях возрастного развития и  психологическим развитием, с каждым этап взросления  ребенка происходит усложнение психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения. Также усложнение происходит, потому что каждый учебный год педагоги и воспитатели ставят определенные цели воспитания и обучения для гармонически развитой личности ребенка, вследствие чего объем знаний детей об окружающем мире с каждым учебным годом увеличивается.

 



21

 

6. Формы организации труда в детском саду

 

Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.

Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.[5]

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.

Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:

- 1 группа - поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью;

- 2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д.;

- 3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу:   посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Таким образом, при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность возможно планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания. Формы трудовой деятельности зависят от возраста детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Практический вопрос.

Конспект занятия по теме: коллективный труд

«Мастерская добрых дел»

 

Цель: формирование умения трудиться в коллективе.

Задачи:

1. Учить детей работать в коллективе, упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу в работе.

2.Развивать психологические качества личности, такие как: мышление, речь, память, внимание, воображение.

3. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения, трудолюбие.

 

Оборудование: 4 стола, 2 подноса, ванночки, миски, мыло, тряпочки, фартуки, мочалки.

Ход работы.

1.Организационный  этап. Проверка готовности детей к занятию.

2. Основной этап.

Воспитатель: Дети, воспитатели ясельной группы попросили нас помочь им вымыть игрушки и кукольную посуду, постирать белье и одежду для кукол, вытереть строительный материал. Сделаем приятное для малышей?

Предлагает детям ответить на вопросы:

— Как надо мыть пластмассовые игрушки? (Сначала вымыть, а затем вытереть.)

— Что нужно сделать, чтобы белье для кукол стало чисться? (Сначала постирать с мылом, затем прополоскать, высушить и погладить.)

Воспитатель распределяет детей по группам, назначает ответственных, определяет объем заданий. Советует детям распределить работу и внутри самого звена.

 

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда.

Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу.

В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием.

3. Итог работы.

К анализу и оценке выполнения работ привлекает всех ребят. Предлагает им следующие вопросы:

— Почему удалось быстро и хорошо справиться с работой? (Потому что дети работали дружно, аккуратно убирали, стирали.)

— Кому из вас помогали товарищи? (Наташе, Диме и т. д.)

Воспитатель: Я рада, что вы дружно поработали. Думаю, что малыши обрадуются чистым игрушкам.

Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде: «Чего один не сделает — сделаем вместе!», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд красит человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

              Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

              Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями— здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      «Программа воспитания и обучения в детском саду»

2.      Ядешко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика/ В. И. Ядешко,             Ф. А. Сохина - М.: Просвещение, 1978 г.

3.      Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. Дошкольная педагогика/                   В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой -  М.: Просвещение, 1983 г.

4.      Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети/ Р.С. Буре,                         Л.Ф.  Островская – М.: Просвещение, 2001 -174c.

5.      Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1980.

 



Информация о работе Воспитание трудолюбия у дошкольников