Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:22, реферат
Методика развития речи детей дошкольного возраста как отрасль педагогической науки стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е гг. нашего столетия. Ее становление и развитие проходило под влиянием богатых традиций школьной методики начального обучения русскому языку.
Оформление методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную науку было обусловлено массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Исследование детской речи трудах Н.А. Рыбникова, Е.А. Аркина……………4
2. Вопросы речевого развития детей на съездах по дошкольному воспитанию...................................................................................................................5
3. Первые программно-методические документы детского сада…………………6
4. Вклад Е.И. Тихеевой в МРР детей в детском саду и в создание данной методики для дошкольных факультетов пединститутов…………………………………………..7
5. Взгляды Е.А. Флёриной на развитие речи детей…………………………………9
6.Заключение………………………………………………………………………...
исследования и педагогический
опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной
обстановки в общении, необходимость специальных
бесед с детьми, предложила свою классификацию
и методику бесед.
Наиболее полно раскрыта Е. А. Флериной
проблема использования художественного
слова. Уже в первых ее работах на эту тему
говорится о значении живого слова в воспитании
детей дошкольного возраста, об особенностях
развития детской речи. Интерес Флериной
к разработке методики художественного
чтения и рассказывания и успех этой методики,
как свидетельствуют ее ученики, во многом
определялись индивидуальными данными:
она любила и понимала художественную
литературу, обладала прекрасным голосом
и творческим воображением, была замечательной
рассказчицей. Флерина вела длительную
исследовательскую работу в области детской
книги, начав ее еще в комиссии по детской
книге при Наркомпросе. Задачей работы
было установление требований к содержанию
и форме детской книги с учетом восприятия
детьми литературных произведений. И хотя
в тот период Флерина высказывала и ошибочные
взгляды (народную сказку признавала возможным
давать детям только с 6–7 лет), в целом
в ее работах много интересного, и это
многое прочно вошло в методику развития
речи, например классификация тематики
книг для детей (производственная, героическая,
дидактическая, веселая книга). Она считала,
что живое слово должно быть действенным
и убедительным как по содержанию, так
и по форме и технике подачи. «Чтение, рассказывание
художественного произведения, разговор,
а также рассказывание самих детей развивают
мышление и навыки речи» (Флерина Е. А.
Эстетическое воспитание дошкольника.
– М., 1961. с.272) (СНОСКА: Е. А. Флериной детально
разработаны методические вопросы использования
художественной литературы в детском
саду).
Большой интерес представляют взгляды
Е. А. Флериной на обучение в детском саду.
Употребляя термин «обучение дошкольников»,
Флерина подчеркивала его специфику и
отрицательно относилась к заимствованию
школьных программ и школьных методов.
Успешная подготовка ребенка к школе заключается
вовсе не в том, чтобы еще в детском саду
приучить детей к школьной системе обучения.
Наоборот, «детский сад должен обеспечить
полноту детской жизни в соответствии
с возрастными особенностями детей. Наша
задача – всестороннее развитие ребенка,
заботливое воспитание тех качеств, которые
обеспечат ему в школе успешное систематическое
обучение». Актуальны мысли Флериной о
формах обучения дошкольников, в том числе
и родному языку. Она рассматривала обучение
в широком смысле слова. На первом месте
должна стоять учебно-воспитательная
работа в повседневной жизни, в разнообразной
деятельности ребенка. При этом важно
определить два вопроса: чему учить? и
как учить? Вторая форма обучения – организованные
занятия, но по выбору детей, где ребенок
может заниматься любым материалом, однако
материалом специально подобранным и
предоставленным ему педагогом для данного
занятия. Здесь приоритет принадлежит
индивидуальной работе с ребенком. Третья
форма – так называемые обязательные
занятия, когда учебно-
воспитательные задачи выдвигаются
перед всей группой и определенный
материал предлагается всей группе.
С именами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной
связано решение вопроса определения
содержания и форм организации работы
по развитию речи в детских садах в 30 –
40-е гг.
Список использованной литературы