Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обуче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.
В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Содержание

Введение
1. Сущность процесса обучения
2. Закономерности процесса обучения
3. Принципы процесса обучения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогика»

тема: «Выявите механизм влияния закономерностей  обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обучения»

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление Экономика

Профиль

Группа  ГМФ-11 СВ

Ф.И.О. Мирошниченко О.В.

 

 

 

Североуральск

2013

 

Содержание

 

Введение

1. Сущность процесса обучения

2. Закономерности процесса обучения

3. Принципы процесса обучения

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Важное  место в структуре педагогического  процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Качественное  своеобразие обучения выявляется при  сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

 

1. Сущность  процесса обучения

 

Процессы  учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные  формы деятельности учащегося и  учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в  себя разработку таких приемов и  способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и  формирование способностей.

В определении  обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя  и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций  и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть  руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой  высокой активности и самостоятельности  учащихся всегда выступает организатором  их познавательной деятельности. В  его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов  и учебного труда ([2], стр. 203 – 204).

Обучение  — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или  типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

- передаче  информации;

- организации  учебно-познавательной деятельности  учащихся;

- оказанию  помощи при затруднении в процессе  учения;

- стимулированию  интереса, самостоятельности и творчества  учащихся;

- оценке  учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение  — это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

- осознанию  личностного смысла и социальной  значимости культурных ценностей  и человеческого опыта, процессов  и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации  об окружающем мире. Результаты  учения выражаются в знаниях,  умениях, навыках, системе отношений  и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

- овладение  системами знаний и оперирование  ими;

- овладение  системами обобщенных и более  частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса  и нахождения — умениями и  навыками;

- развитие  мотивов учения, становление мотивации  и смысла последнего;

- овладение  способами управления своей учебной  деятельностью и своими психическими  процессами (волей, эмоциями и  пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними  и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень  наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов  учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах ([1], стр. 86 - 88).

Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным  психологическим перестройкам и  преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая  способность к усвоению знаний. Важнейшим  показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая  необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

- различения  или узнавания предмета (явления,  события, факта);

- запоминания  и воспроизведения предмета, понимания,  применения знаний на практике  и переноса знаний в новые  ситуации.

Качество  знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность  ученика к самостоятельному решению  учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с  помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности  процесса обучения принимают:

- степень  адаптации выпускника к социальной  жизни и профессиональной деятельности;

- темпы  роста процесса самообразования  как пролонгированный эффект  обучения;

- уровень  образованности или профессионального  мастерства;

- готовность  повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик  учебного процесса: индуктивно-аналитической  и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое  созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а  затем на их практическую конкретизацию ([1], стр. 86 - 88).

 

2. Закономерности  процесса обучения

 

Результатом познания процесса обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения.

Закономерность  – это результат совокупного  действия множества законов, поэтому  она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения - это поиск  общих тенденций развития и функционирования педагогических систем.

Закономерности  обучения выражают существенные и необходимые  связи между его условиями  и результатом, а обусловленные  ими принципы определяют общую стратегию  решения целей обучения. Такая  стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в  педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или  воспитания.

Категории общего, особенного и единичного требуют  определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального  в отборе содержания образования, его  направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования той или иной системы обучения.

Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или  меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

Категории сущности и явления обусловливают  необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и  всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих  обучение как педагогический процесс.

Единство  содержания и формы в процессе обучения находит свое выражение  в адекватности содержания образования  видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и  т.д.

Категория необходимости требует построения учебного процесса в соответствии с  закономерностями обучения, возрастного  и индивидуального развития. Не менее  значимой является и категория случайности, в соответствии с которой одно и то же педагогическое воздействие  предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.

Эффективность процесса обучения закономерно зависит  от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических  и т.п.). К числу значимых условий  обучения относятся профессионализм  учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

Объективной является зависимость результатов  обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит  в том, что результаты обучения зависят  от характера деятельности, в которую  на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Названные закономерности процесса обучения находят  свое конкретное выражение в принципах  обучения [8].

Закономерности  обучения, рассматриваемые как выражение  действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи  между составными частями, компонентами процесса обучения. Большая же часть  закономерностей проявляется как  тенденция, то есть не в каждом отдельном  случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.

Многие  закономерности обучения обнаруживаются опытным путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однако построение эффективных систем обучения требует теоретического знания о законах, по которым протекает  процесс обучения.

Выделяются  внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют  зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его  компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе  говоря, это зависимость между  преподаванием, учением и изучаемым  материалом. Таких закономерностей  в педагогической науке установлено  довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.

Существует  закономерная связь между обучением  и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно  носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.

Другая  закономерность говорит о том, что  есть зависимость между взаимодействием  учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению  обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует  их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика  и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей  учителя и учеников, при рассогласовании  целей эффективность обучения снижается.

Информация о работе Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обуче