Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обуче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.
В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Содержание

Введение
1. Сущность процесса обучения
2. Закономерности процесса обучения
3. Принципы процесса обучения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

Прочность усвоения учебного материала зависит  от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения  его в ранее пройденный и в  новый материал. Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит  от применения поисковых методов, проблемного  обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Формирование  понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

    1. Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.

Таким образом, законы и закономерности служат теоретической  основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

 

3. Принципы  процесса обучения

 

Закономерности  и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.

Закономерности  и принципы обучения тесно взаимосвязаны  друг с другом. А все по той  причине, что на основе закономерностей  как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке  в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованно определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.

Специфика закономерностей обучения заключается  во взаимосвязях его целей, задач, содержания, организации, способов, условий с  достигаемыми педагогическими результатами — прежде всего с обученностью учащихся, а также вкладом в их воспитанность, образованность и развитость. Эти закономерности находят отражение в общих принципах обучения— основных рекомендательных положениях, выступающих в роли научных норм его построения и обеспечивающих эффективность.

1. Принцип  природосообразности и научности. Он исходит из существующих причинно-следственных зависимостей между действиями субъектов учебного процесса и закономерностями (природой) человеческого познания.

2. Принцип  соответствия содержания, форм, методов  и условий обучения ее целям.  Принципу присущи правила:

- целеустремленности  — подчинения всегда и всего  в обучении достижению результатов,  полностью отвечающих его цели  и задачам;

- целостности  педагогического процесса обучения  — обеспечения согласованности  всех элементов педагогической  системы обучения, а также обучения  с развитием, воспитанием и  образованием;

- создания  благоприятных педагогических условий  — будучи системным, само обучение является частью более крупных систем, особенности которых выступают его условиями и должны максимально оптимизироваться;

- связи  теории с жизнью — все запомненное,  но не связанное с пониманием  и умением его применять —  мертвый груз для памяти: «По-настоящему  знает не тот, кто пересказывает,  а тот, кто на практике применяет». Учатся люди для того, чтобы  практически самореализоваться в жизни, и этому, призвано способствовать любое обучение;

- современности  – связи изучаемого с современными  условиями и проблемами жизни,  понимания их на этой основе  и формирования правильного отношения  к ним.

3. Принцип  плановости, систематичности, последовательности, преемственности и согласованности  обучения. Его правила:

- плановости  — продуманности, определенности  намечаемых мер, их сроков, затрат  времени;

- структурности  — четкое определение структуры  содержании изучаемого материала,  взаимосвязей его частей, логики  раскрытия. При сложной структуре  используются графические схемы,  создающие у обучающихся целостный  образ изучаемого и его частей. Они могут использоваться с начала занятия и последовательно раскрываться по ходу, а также в конце для обобщения изложенного;

- систематичности и последовательности — построения обучения по познавательной логике — от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому с систематичным наращиванием, расширением и упорядочиванием накапливающихся у обучающихся знаний, навыков и умений.

- согласованности  действий всех педагогов по  достижению общей цели обучения, его содержания и применяемых  методов.

4. Принцип  интереса, активности, сознательности  и самостоятельности. Он связан  с пониманием закономерной зависимости  результатов обучения не только  от добросовестности и активности  педагога, но и адекватной активности  обучающихся.

5. Принцип  доступности, наглядности и посильности.  Это означает ориентацию всего  обучения на обучающихся, на их интересы и потребности, на то, чтобы изучаемое стало их достоянием, приобрело «нового хозяина».

6. Принцип  прочности. Подчеркивает необходимость  достигать не только восприятия  и понимания материала, но и  запоминания. Без этого обучение  походит на попытку заполнить  водой бочку, не имеющую дна.  Народная мудрость гласит: «Надо,  чтобы не только по усам  текло, но и в рот попадало»;  образование есть то, что осталось  в голове, когда почти все изучавшееся забыто.

7. Принцип  сочетания групповой и индивидуальной  работы. Принцип реализуется в  правилах:

- преимущественного  проведения занятий с группами  обучающихся; группах как к  испытывающим трудности обучающимся, так и успешным;

- дифференцированного  подхода — особого подхода  к группам и обучающимся, различающимся  по составу и успеваемости;

- формирование  группы как коллектива и использования  отношений в нем для дружной  совместной учебы и взаимопомощи  учащихся друг другу.

Все принципы взаимосвязаны и нуждаются в  согласованном применении ([5], стр. 313 – 320).

 

Заключение

 

Закономерность  обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых  и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие.

Выделяются  внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют  зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между  его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.

Закономерности  обучения выражают существенные и необходимые  связи между его условиями  и результатом, а обусловленные  ими принципы определяют общую стратегию  решения целей обучения. К основным принципам педагогического процесса относятся следующие: сознательности и активности, наглядности, систематичности  и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.

Основными функциями процесса обучения являются образовательная, обучающая, воспитательная, а также, по мнению некоторых авторов еще и побудительная и организующая.

Изучение  данных характеристик позволяется  находить различные подходы в  ходе процесса обучения.

 

Список  литературы

образование педагогика личность индивидуальность

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.
  3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.
  4. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.
  5. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.
  6. http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/7.shtml
  7. http://math.bspu.unibel.by/mathinform/2kurs/htm/4Th.htm

 

 

 


Информация о работе Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обуче