Гиперактивность как один из факторов школьной дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:23, доклад

Краткое описание

Важнейшим условием успешного учения в началь¬ной школе является наличие у ребенка соответству¬ющих мотивов учения. Предпосылками возникно¬вения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства же¬лание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.
Таким образом, можно говорить об основных линиях развития дошкольника, определяющих его внутреннюю готовность к школьному обучению:
1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познава¬тельной деятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Блинкова статья.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Гиперактивность как один из факторов школьной дезадаптации

Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Таким образом, можно говорить об основных линиях развития дошкольника, определяющих его внутреннюю готовность к школьному обучению:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами  и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма  к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека по Пиаже);

4) мотивационная готовность.

Эти четыре линии развития ребенка и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования.

Создавая программу комплексной системы преемственности детский сад – школа, нами рассматривались принципиально два этапа реализации проекта: «Школа будущего первоклассника и Адаптационный период обучения ребенка в первом классе. При этом следует опираться на безусловность взаимосвязи этих двух этапов и главной цели построения системы – обеспечение непрерывности образования с сохранением здоровья и созданием положительной мотивации к образованию.

Программа адаптационного периода включает следующие направления педагогической деятельности:

    • диагностическую;
    • аналитическую;
    • развивающую;
    • коррекционную;
    • консультативную.

Для реализации программы, ее содержание было разбито на 4 этапа и 8 периодов, обеспечивающих реализацию программы целиком.

Первый период – предшкольная подготовка не является в настоящий момент предметом рассмотрения, а потому сразу перейдем ко второму периоду.

Второй раздел разрабатываемой программы Адаптационный период начального образования (первый класс) по своему содержанию рассматривает проблемы адаптации учащихся в начале обучения и возможности  благополучного протекания адаптационного периода.

Третий этап контрольно – диагностический этап проводится в декабре. На основе диагностических данных проводится заключительная диагностика по оценке уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребенка в рамках учебного процесса. Данные повторно фиксируются в индивидуальных картах. На этом же этапе выявляются неадаптированные учащиеся, из которых формируются группы для проведения коррекционно реабилитационных мероприятий, направленных на оптимизацию адаптированности и ликвидацию дезадаптационных осложнений.

С января, т.е. со второго полугодия начинается  Этап коррекции и  развития для дезадаптированнных учащихся первого класса. Данный этап направлен на работу с детьми с дезадаптационными проявлениями и целью его является достижение адаптации с наименьшими для организма потерями (функциональными расстройствами) к концу года. Этот этап обеспечен соответствующими программами по медицинской и психолого – педагогической поддержкам, ослабленным и дезадаптированным детям. Для этих детей предлагается специальный комплекс психолого – педагогических упражнений, нивелирующих школьные трудности и проблемы.

Хотелось бы остановиться на дезадаптационных проявлениях, явно служащих тормозом в процессе развития и обучения ребенка в 1 классе. Причины их различны и отражены в предложенной таблице 2.

Факторы школьной дезадаптации

Факторы

Содержание

Генетические факторы

 

 

 

 

  1. Синдром дефицита внимания (СДВ)

связан с органическими и функциональными процессами, происходящими на уровне формирования высшей нервной деятельности и ее функций в процессе внутриутробного развития:

  • затруднения в концентрации внимания;
  • двигательное беспокойство;
  • быстрая утомляемость и отвлекаемость;
  • импульсивность;
  • хаотичность действий;
  • трудности в восприятии и понимании инструкций;
  • трудности в осознании ошибок и их исправлении по ходу действия;
  • болтливость импульсивность;
  • хаотичность действий;
  • трудности в восприятии и понимании инструкций;
  • трудности в осознании ошибок и их исправлении по ходу действия;

болтливость.    

Факторы дисинхроноза развития

Нарушения мыслительных процессов (НМП)

Связаны с нарушениями или дефицитом интеллектуальных функций, возникающих в процессе постнатального онтогенеза.

  • дислексия (комплексные трудности чтения и письма с сохранением интеллекта);
  • дисграфия (нарушение письма);
  • акалькулия (нарушение счета);
  • синдром асоциального поведения;
  • легостения (комплексные трудности письма, чтения, счета у детей с

сохранением интеллекта).

Факторы переутомления

Дезадаптационные факторы обучения (ДФО)

Основным дезадаптирующим фактором в начале обучения является фактор переутомления, возникающий у детей в различные по времени сроки и при разном объеме нагрузки. К проявлениям переутомления относятся:

  • снижение работоспособности;
  • медленный темп работы;
  • частые исправления при письме;
  • ухудшение кратковременной памяти.
  • беспокойный сон;
  • навязчивые движения (тики);
  • долгое засыпание;
  • страхи.

Данные проявления могут сопровождаться как гиперактивностью, так и наоборот, могут наблюдаться вялость, заторможенность, плаксивость, головные боли, отсутствие интереса к учебе. Эти проявления усугубляются физической астенизацией детей, как результата соматических болезней.

 

 

Психосоматические расстройства  (ПР)

                                           Любое соматическое нарушение всегда, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других - физические недуги вызывают психические переживания.

Согласно материалам М.М.Безруких основными факторами возникновения психосоматических расстройств (ВСД, гипертензии, язвенная болезнь 12-перстной кишки ) являются:

  • стресс ограниченного времени;
  • сверхценный страх школы;
  • стресс авторитарной педагогики;
  • несоответствие программ и методик возможностям и развитию ребенка;
  • Недостаточная компетентность педагогов в вопросах валеологии, возрастной физиологии и психологии;
  • Несформированность коммуникаций.

Проблемы критических периодов онтогенеза

Функциональное развитие

Школьно-значимые функции проявляются неравномерно. Выделяют критические периоды:

1) начало систематического обучения (6-7 лет);

2) период полового созревания (12-13 лет).

Социо-культурные условия

Комфортность ребенка в семье является главным показателем нормальной семьи, в которой он растет и развивается.

Показатели нормальной семьи:

  • полная (есть отец и мать);
  • материальный достаток;
  • родители имеют среднее или высшее образование;
  • определенные культурные и религиозные традиции;
  • взаимоотношения с внешним миром.

Экологические

70 % детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля.

Педагогические

Выделяют школьные факторы риска:

  • Жалобы учителя могут привести к конфликту между школьником и родителями.
  • Функциональная неграмотность педагога, он не знает ребенка, его характера, наклонностей, возможностей, интересов.
  • Постоянная интенсификация учебного процесса - увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они недосыпают, переутомляются.
  • Нерациональная организация учебного процесса (контрольная работа после выходного дня).
  • Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам).
  • Межличностные отношения между сверстниками и т.д.

 

Представленные в таблице материалы было необходимо выделить, чтобы через их осознание сбалансировано составить комплекс оздоровительных, коррекционно – реабилитационных мероприятий для детей с синдромом дезадаптации.

Результатом представленной системы должна быть модель выпускника первого класса, благополучно миновавшего адаптационный период, без патологических изменений. 

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: создание образовательной среды, обеспечивающей позитивный адаптационный эффект начала обучения.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•   сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•   положительные коммуникации учителя и учеников;

•   социально адаптированные формы поведения в школе;

•   овладение навыками учебной деятельности.

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Ранняя умственная усталость

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, астеническая форма невропатии

Развивающие упражнения и игры, укрепляющие процедуры, занятия в группе ОФП и помощь родителей, занятия с психологом, логопедом.

Гиперактивность и расторможенность поведения

Определенная патология беременности и родов, отсутствие в семье правильного воспитания.

Лечение у психотерапевтов и неврологов, специальные упражнения и индивидуальный подход, работа с родителями

ВСД (как проявление астении – дизритмии, боли в животе, кровотечения из носа, синкопальные состояния)

Соматическая астения, генетический фактор, воспитание в семье

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика, оздоровительные процедуры.

Психологические проявления невроза (навязчивые стахи, движения, действия, логоневрозы, ММД)

Неразвитость личности при перманентных психотравмирующих ситуациях как в семье так и в школе

Семейная терапия или групповые коррекционные занятия для детей с беседами-занятиями для их родителей

Отсутствие мотивации к обучению

Неправильные взаимодействия между учеником и учителем. Излишняя авторитарность учителя, недооценка индивидуальности ребенка

Подготовка учителя к работе с первоклассниками в условиях личностно ориентированного обучения

Отставание в формировании общеучебных навыков

Задержка интеллектуального развития, педагогическая неподготовленность, СДВГ

Цикл игр – занятий по коррекции отстования. (5 месяцев)



Формы, причины и пути коррекции дезадаптационных проявлений

 

 

Выделяются три основных типа проявлений ШД (Вострокнутов Н.В., 1995).

1. Неуспешность в обучении по  программам, соответствующим возрасту  ребенка, включая такие признаки, как хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД).

2. Постоянные нарушения эмоционально-личностного  отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД).

3. Систематически повторяющиеся  нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД)

Коррекция дезадаптационных проявлений  проводится через медицинские, организационно – педагогические и психолого – педагогические мероприятия.

Необходимо для данной группы детей проведение сеансов аромотерапии, музыкотерапии и витаминотерапии. Из организационных моментов выделяются: продолжительность урока – 35 минут, обязательное пребывание в школе на условиях полного дня с занятиями психолога и логопеда, двухчасовыми прогулками, спортивным часом и дневным отдыхом, что дома, при занятости родителей организовать затруднительно.

Программа коррекции и реабилитации дезадаптированных детей строится по предложенной выше схеме. Все мероприятия соответствуют проявлениям дезадаптации, исходят из основных причин и соответствуют возможностям детей.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения  в дошкольном и школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Распространенность ГРДВ высока, им страдают около 5 % детей школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками :

-Часто наблюдается беспокойные  движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.

-Встает со своего места в  классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

-Проявляет бесцельную двигательную  активность: бегает, крутится, пытается  куда-то залезть, причем в таких  ситуациях, когда это неприемлемо.

-Обычно не может тихо, спокойно  играть или заниматься чем-либо на досуге.

-Находится в постоянном движении  и ведет себя так, "как будто  к нему прикрепили мотор".

-Часто бывает болтлив.

-Часто отвечает на вопросы, не  задумываясь, не выслушав их  до  конца.

-Обычно с трудом дожидается  своей очереди в различных  ситуациях.

-Часто мешает другим, пристает  к окружающим (например, вмешивается  в беседы или игры).

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

    

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав  вопрос.

2. Не способен дождаться своей  очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4.Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

5.При выполнении заданий ведет  себя по-разному и показывает  очень разные результаты. (на некоторых  занятиях ребенок спокоен, на  других - нет, но одних уроках он  успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Информация о работе Гиперактивность как один из факторов школьной дезадаптации