Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:23, доклад
Важнейшим условием успешного учения в началь¬ной школе является наличие у ребенка соответству¬ющих мотивов учения. Предпосылками возникно¬вения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства же¬лание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.
Таким образом, можно говорить об основных линиях развития дошкольника, определяющих его внутреннюю готовность к школьному обучению:
1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познава¬тельной деятельности;
Гиперактивность как один из факторов школьной дезадаптации
Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.
Таким образом, можно говорить об основных линиях развития дошкольника, определяющих его внутреннюю готовность к школьному обучению:
1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека по Пиаже);
4) мотивационная готовность.
Эти четыре линии развития ребенка и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования.
Создавая программу комплексной системы преемственности детский сад – школа, нами рассматривались принципиально два этапа реализации проекта: «Школа будущего первоклассника и Адаптационный период обучения ребенка в первом классе. При этом следует опираться на безусловность взаимосвязи этих двух этапов и главной цели построения системы – обеспечение непрерывности образования с сохранением здоровья и созданием положительной мотивации к образованию.
Программа адаптационного периода включает следующие направления педагогической деятельности:
Для реализации программы, ее содержание было разбито на 4 этапа и 8 периодов, обеспечивающих реализацию программы целиком.
Первый период – предшкольная подготовка не является в настоящий момент предметом рассмотрения, а потому сразу перейдем ко второму периоду.
Второй раздел разрабатываемой программы Адаптационный период начального образования (первый класс) по своему содержанию рассматривает проблемы адаптации учащихся в начале обучения и возможности благополучного протекания адаптационного периода.
Третий этап контрольно – диагностический этап проводится в декабре. На основе диагностических данных проводится заключительная диагностика по оценке уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребенка в рамках учебного процесса. Данные повторно фиксируются в индивидуальных картах. На этом же этапе выявляются неадаптированные учащиеся, из которых формируются группы для проведения коррекционно реабилитационных мероприятий, направленных на оптимизацию адаптированности и ликвидацию дезадаптационных осложнений.
С января, т.е. со второго полугодия начинается Этап коррекции и развития для дезадаптированнных учащихся первого класса. Данный этап направлен на работу с детьми с дезадаптационными проявлениями и целью его является достижение адаптации с наименьшими для организма потерями (функциональными расстройствами) к концу года. Этот этап обеспечен соответствующими программами по медицинской и психолого – педагогической поддержкам, ослабленным и дезадаптированным детям. Для этих детей предлагается специальный комплекс психолого – педагогических упражнений, нивелирующих школьные трудности и проблемы.
Хотелось бы остановиться на дезадаптационных проявлениях, явно служащих тормозом в процессе развития и обучения ребенка в 1 классе. Причины их различны и отражены в предложенной таблице 2.
Факторы школьной дезадаптации
Факторы |
Содержание |
Генетические факторы
|
связан с органическими и функциональными процессами, происходящими на уровне формирования высшей нервной деятельности и ее функций в процессе внутриутробного развития:
болтливость. |
Факторы дисинхроноза развития |
Нарушения мыслительных процессов (НМП) Связаны с нарушениями или дефицитом интеллектуальных функций, возникающих в процессе постнатального онтогенеза.
сохранением интеллекта). |
Факторы переутомления |
Дезадаптационные факторы обучения (ДФО) Основным дезадаптирующим фактором в начале обучения является фактор переутомления, возникающий у детей в различные по времени сроки и при разном объеме нагрузки. К проявлениям переутомления относятся:
Данные проявления могут сопровождаться как гиперактивностью, так и наоборот, могут наблюдаться вялость, заторможенность, плаксивость, головные боли, отсутствие интереса к учебе. Эти проявления усугубляются физической астенизацией детей, как результата соматических болезней. |
|
Психосоматические расстройства (ПР) Согласно материалам М.М.Безруких основными факторами возникновения психосоматических расстройств (ВСД, гипертензии, язвенная болезнь 12-перстной кишки ) являются:
|
Проблемы критических периодов онтогенеза |
Функциональное развитие Школьно-значимые функции проявляются неравномерно. Выделяют критические периоды: 1) начало систематического обучен 2) период полового созревания (12-13 лет). |
Социо-культурные условия |
Комфортность ребенка в семье является главным показателем нормальной семьи, в которой он растет и развивается. Показатели нормальной семьи:
|
Экологические |
70 % детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля. |
Педагогические |
Выделяют школьные факторы риска:
|
Представленные в таблице материалы было необходимо выделить, чтобы через их осознание сбалансировано составить комплекс оздоровительных, коррекционно – реабилитационных мероприятий для детей с синдромом дезадаптации.
Результатом представленной системы должна быть модель выпускника первого класса, благополучно миновавшего адаптационный период, без патологических изменений.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: создание образовательной среды, обеспечивающей позитивный адаптационный эффект начала обучения.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• положительные коммуникации учителя и учеников;
• социально адаптированные формы поведения в школе;
• овладение навыками учебной деятельности.
Форма дезадаптации |
Причины |
Коррекционные мероприятия |
Ранняя умственная усталость |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, астеническая форма невропатии |
Развивающие упражнения и игры, укрепляющие процедуры, занятия в группе ОФП и помощь родителей, занятия с психологом, логопедом. |
Гиперактивность и расторможенность поведения |
Определенная патология беременности и родов, отсутствие в семье правильного воспитания. |
Лечение у психотерапевтов и неврологов, специальные упражнения и индивидуальный подход, работа с родителями |
ВСД (как проявление астении – дизритмии, боли в животе, кровотечения из носа, синкопальные состояния) |
Соматическая астения, генетический фактор, воспитание в семье |
Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика, оздоровительные процедуры. |
Психологические проявления невроза (навязчивые стахи, движения, действия, логоневрозы, ММД) |
Неразвитость личности при перманентных психотравмирующих ситуациях как в семье так и в школе |
Семейная терапия или групповые коррекционные занятия для детей с беседами-занятиями для их родителей |
Отсутствие мотивации к обучению |
Неправильные взаимодействия между учеником и учителем. Излишняя авторитарность учителя, недооценка индивидуальности ребенка |
Подготовка учителя к работе с первоклассниками в условиях личностно ориентированного обучения |
Отставание в формировании общеучебных навыков |
Задержка интеллектуального развития, педагогическая неподготовленность, СДВГ |
Цикл игр – занятий по коррекции отстования. (5 месяцев) |
Формы, причины и пути коррекции дезадаптационных проявлений
Выделяются три основных типа проявлений ШД (Вострокнутов Н.В., 1995).
1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включая такие признаки, как хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД).
2. Постоянные нарушения
3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД)
Коррекция дезадаптационных проявлений проводится через медицинские, организационно – педагогические и психолого – педагогические мероприятия.
Необходимо для данной группы детей проведение сеансов аромотерапии, музыкотерапии и витаминотерапии. Из организационных моментов выделяются: продолжительность урока – 35 минут, обязательное пребывание в школе на условиях полного дня с занятиями психолога и логопеда, двухчасовыми прогулками, спортивным часом и дневным отдыхом, что дома, при занятости родителей организовать затруднительно.
Программа коррекции и реабилитации дезадаптированных детей строится по предложенной выше схеме. Все мероприятия соответствуют проявлениям дезадаптации, исходят из основных причин и соответствуют возможностям детей.
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Распространенность ГРДВ высока, им страдают около 5 % детей школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.
Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками :
-Часто наблюдается
-Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
-Проявляет бесцельную
-Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
-Находится в постоянном
-Часто бывает болтлив.
-Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
-Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
-Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Дефицит активного внимания
Двигательная расторможенность
Импульсивность
1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание
4.Не может дождаться
5.При выполнении заданий
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Информация о работе Гиперактивность как один из факторов школьной дезадаптации