Голос у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Объектом исследования является речь детей с дизартрией.

Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………..6

1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией……...6

1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8

1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………12

Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса

у детей с дизартрией……………………………………………………….....22

2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

                                                      

                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

Введение……………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений

голоса  у детей с дизартрией…………………………………………………..6

1.1   Клинико-психологическая характеристика  детей с дизартрией……...6

1.2  Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8

1.3  Физиологические основы голосообразования и виды нарушений

голоса  у  детей с дизартрией…………………………………………………12

Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса

у детей  с дизартрией……………………………………………………….....22

2.1 Методики  выявления нарушений голоса у  детей с дизартрией……….22

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список………………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                               

                                                         Введение 

      Голос обеспечивает слышимость речи на большом  расстоянии. В понятие человеческого  голоса входит представление о любых  звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика  новорожденного до модулированного  голоса знаменитого оратора или  певца. Голос является одним из средств  слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.

      Дизартрия – сложное звукопроизносительное  расстройство, при котором страдает просодическая сторона (организация) речи. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной  речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в  расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в  изменениях темпа речи, ритма и  интонации. При дизартрии, в отличие  от дислалии, может нарушаться звукопроизношение, как согласных, так и гласных  звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения  согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу  и месту артикуляции, наличию  или отсутствию дополнительного  подъема спинки языка к твердому небу. Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных  расстройств.

Таким образом, нарушения голоса при дизартрии  входят в структуру дефекта.

Цель  исследования:  изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Объектом  исследования является речь детей с дизартрией.

Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Гипотезой исследования мы предполагаем, что дизартрия является одной из причин нарушений голоса у детей вследствие органической недостаточности иннервации мышц речевого аппарата.

Задачи  исследования:   

1.Изучить  психолого-педагогическую, медицинскую   литературу по заявленной проблеме.

2. Выявить  особенности голоса у детей  с дизартрией. 

Методы  исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование); эмпирические (наблюдение, эксперимент).

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения,                              библиографического списка. 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей нарушений   голоса у детей с дизартрией 

1.1.   Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией

         Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.

          Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

•       дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

•      дизартрия у детей с церебральным параличом (клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е. М. Мастюкова, 1973, 1976; М. В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова, 1975; Н. В. Симонова, 1967, и др.);

• дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с олигофренией: Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1966);

• дизартрия у детей с гидроцефалией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с гидроцефалией: М. С. Певзнер, 1973; М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, 1983);

•       дизартрия у детей с задержкой  психического развития (М. С. Певзнер, 1972; К. С. Лебединская, 1982; В. И. Лубовский, 1972, и др.);

•       дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений[11]. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

 Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

      Эмоционально-волевые  нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют  к себе постоянного внимания. У  них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются  к изменяющимся метеорологическим  условиям.

      В дошкольном и школьном возрасте они  двигательно беспокойны, склонны  к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые  склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие  пугливы, заторможены в новой  обстановке, избегают трудностей, плохо  приспосабливаются к изменению  обстановки.

      Несмотря  на то, что у детей не наблюдаются  выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной  координированностью, они неловки  в навыках самообслуживания, отстают  от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой  развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется  интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного  праксиса. 

1.2.  Характеристики дизартрии как речевого нарушения

          Дизартрия - (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – является одной из причин голосовых нарушений.  Наступает она из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону[4]. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего, страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.

      Характерной особенностью дизартрии является нарушение  голоса и мелодико-интонационные  расстройства. Нарушения голоса связаны  с парезами мышц языка, губ, мягкого  нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.

      Спастическое  сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность  вибрации голосовых складок, что  будет резко нарушать процесс  образования звонких согласных.

      Вибрация  голосовых складок нарушается также  при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в  этих условиях становится минимальной.

      При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются  недостаточной силой голоса (голос  слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым  и т. д.), слабой выраженностью или  отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно  менять высоту тона).

      Таким образом, основные симптомы дизартрии  — нарушения звукопроизношения  и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.

   Общими  проявлениями расстройств при дизартрии  являются:

  • псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
  • дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
  • синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.

   Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии [6].

      Нарушение речи при самых тяжелых поражениях центральной нервной системы (ЦНС), когда речь становится практически  невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии  по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения  речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким  ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в  свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда  речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности.

      На  раннем этапе развития речи у детей  может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически  всех звуков.

      При дизартрии может иметь место  артикуляторная апраксия (нарушение  произвольных движений артикуляционных  органов). Артикуляторная апраксия может  возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.

Информация о работе Голос у детей с дизартрией