Министерство
образования и науки РФ
Федеральное Государственное
Бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский Государственный
Педагогический Университет»
Институт педагогики
и психологии детства
Реферат
По курсу: «История образования
и педагогической мысли».
На тему: «Государственная
политика в области
дошкольного образования».
Выполнила:
Стыцюра С.П.
Группа У-43zНу;
З/О; 4 курс
Проверила:
Дронишинец Н.П.
Новоуральск
2011г.
Глава
1.
В Законе Российской Федерации
"Об образовании" под образованием
понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов). Достижение определенного
образовательного ценза удостоверяется
соответствующим документом.
Статья 43 Конституции Российской
Федерации закрепляет право каждого
гражданина на образование. Право на
образование является одним из основных
и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
ЗАКОН РФ от 10.07.92 N 3266-I (ред. от
08.12.2010) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" /Общие
положения
Фундаментальными
основами государственной политики
в области образования в Российской
Федерации являются:
- Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
- Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
- Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
- Общее образование является обязательным.
- Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
- Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
- Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
- Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
- Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
- Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).
- В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Статья
1. Государственная политика в области
образования
1. Российская Федерация
провозглашает область образования
приоритетной.
2. Организационной основой
государственной политики Российской
Федерации в области образования
является Федеральная целевая
программаразвития образования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Федеральная целевая
программа развития образования
разрабатывается и утверждается
Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Доклад Правительства
Российской Федерации о ходе
реализации Федеральной целевой
программы развития образования
ежегодно представляется палатам
Федерального Собрания Российской
Федерации и публикуется в
официальном печатном органе.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. В государственных и
муниципальных образовательных
учреждениях, органах, осуществляющих
управление в сфере образования,
создание и деятельность организационных
структур политических партий, общественно-политических
и религиозных движений и организаций (объединений)
не допускаются.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ
(ред. от 01.12.2007))
Статья
2. Принципы государственной политики
в области образования
Государственная политика в
области образования основывается
на следующих принципах:
1) гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье;
2) единство федерального
культурного и образовательного
пространства. Защита и развитие
системой образования национальных
культур, региональных культурных
традиций и особенностей в условиях
многонационального государства;
3) общедоступность образования,
адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм
в образовании;
6) демократический, государственно-общественный
характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений.
Статья
3. Законодательство Российской Федерации
в области образования
1. Законодательство Российской
Федерации в области образования
включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним
другие законы и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации, а также законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации в области образования.
Особенности правового регулирования
отношений в области образования
на территории инновационного центра
"Сколково" устанавливаются Федеральным
законом "Об инновационном центре "Сколково".
(в ред. Федерального
закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
2. Федеральные законы
в области образования, включая
настоящий Закон:
разграничивают компетенцию
и ответственность в области
образования федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов
местного самоуправления;
(в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
регулируют в рамках установленной
федеральной компетенции вопросы
отношений в области образования,
которые должны решаться одинаково
всеми субъектами Российской Федерации.
В этой части федеральные законы
в области образования являются
законами прямого действия и применяются
на всей территории Российской Федерации;
вводят общие установочные
нормы по вопросам, которые относятся
к компетенции субъектов Российской
Федерации и в соответствии с которыми
последние осуществляют собственное правовое
регулирование в области образования.
3. Субъекты Российской
Федерации в соответствии с
их статусом и компетенцией
могут принимать в области
образования законы и иные
нормативные правовые акты, не
противоречащие федеральным законам
в области образования.
Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации в области образования
не могут ограничивать права физических
и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской
Федерации в области образования.
4. Физические и юридические
лица, нарушившие законодательство
Российской Федерации в области
образования, несут ответственность
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья
4. Задачи законодательства Российской
Федерации в области образования
Задачами законодательства
Российской Федерации в области
образования являются:
1) разграничение компетенции
в области образования между
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и органами местного
самоуправления;
(в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2) обеспечение и защита
конституционного права граждан
Российской Федерации на образование;
3) создание правовых гарантий
для свободного функционирования
и развития системы образования
Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей,
полномочий и ответственности
физических и юридических лиц
в области образования, а также
правовое регулирование их отношений
в данной области.
Статья
5. Государственные гарантии прав граждан
Российской Федерации в области
образования
1. Гражданам Российской Федерации
гарантируется возможность получения
образования независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
организациям (объединениям), возраста,
состояния здоровья, социального, имущественного
и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан
на профессиональное образование по
признакам пола, возраста, состояния
здоровья, наличия судимости могут
быть установлены только законом.
2. Государство обеспечивает
гражданам право на образование
путем создания системы образования
и соответствующих социально
- экономических условий для получения
образования.
3. Государство гарантирует
гражданам общедоступность и бесплатность
дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах федеральных государственных
образовательных стандартов, федеральных
государственных требований и устанавливаемых
в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего
Закона образовательных стандартов и
требований, если образование данного
уровня гражданин получает впервые,
в порядке, предусмотренном настоящим
Законом.
(в ред. Федеральных
законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
Пункт 4 - Утратил силу.
(в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. В целях реализации
права на образование граждан,
нуждающихся в социальной поддержке,
государство полностью или частично
несет расходы на их содержание
в период получения ими образования.
Категории граждан, которым предоставляется
данная поддержка, порядок и
размеры ее предоставления устанавливаются
федеральными законами для федеральных
государственных образовательных учреждений,
законами субъектов Российской Федерации
для образовательных учреждений,
находящихся в ведении субъектов Российской
Федерации, и муниципальных образовательных
учреждений.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. Государство создает
гражданам с ограниченными возможностями
здоровья, то есть имеющим недостатки
в физическом и (или) психическом
развитии (далее - с ограниченными
возможностями здоровья), условия
для получения ими образования,
коррекции нарушений развития
и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
7. Государство оказывает
содействие в получении образования
гражданами, проявившими выдающиеся
способности, в том числе посредством
предоставления им специальных государственных
стипендий, включая стипендии для обучения
за рубежом. Критерии и порядок предоставления
таких стипендий устанавливаются уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья
6. Язык (языки) обучения
1. Общие вопросы языковой
политики в области образования
регулируются Законом РСФСР "О языках народов РСФСР".
2. Граждане Российской
Федерации имеют право на получение
основного общего образования
на родном языке, а также
на выбор языка обучения в пределах
возможностей, предоставляемых системой
образования.
Право граждан на получение
образования на родном языке обеспечивается
созданием необходимого числа соответствующих образовательных
учреждений, классов, групп, а также условий
для их функционирования.
3. Язык (языки), на котором
ведутся обучение и воспитание
в образовательном учреждении, определяется
учредителем (учредителями) образовательного
учреждения и (или) уставом образовательного
учреждения.
4. Государство в соответствии
с международными договорами
Российской Федерации оказывает
содействие представителям народов
Российской Федерации, проживающим
вне ее территории, в получении ими
основного общего образования на родном
языке.