Государственная политика в области дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Государственная политика в области дошкольного образования.docx

— 346.00 Кб (Скачать файл)

5. Во всех имеющих государственную  аккредитацию образовательных учреждениях,  за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами.

(в ред. Федерального  закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

6. Вопросы изучения государственных  языков республик в составе  Российской Федерации регулируются  законодательством этих республик.

7. Государство оказывает  содействие в подготовке специалистов  для осуществления образовательного  процесса на языках народов  Российской Федерации, не имеющих  своей государственности.

Статья 7. Федеральные государственные образовательные  стандарты

(в ред. Федерального  закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

1. В Российской Федерации  устанавливаются федеральные государственные  образовательные стандарты, представляющие  собой совокупность требований, обязательных при реализации  основных образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные  стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федерального  закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

3. Федеральные государственные  образовательные стандарты, а  также устанавливаемые в соответствии  с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного  пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных  образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные  образовательные стандарты, а  также устанавливаемые в соответствии  с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных  образовательных программ, в том  числе требования к соотношению  частей основной образовательной  программы и их объему, а также  к соотношению обязательной части  основной образовательной программы  и части, формируемой участниками  образовательного процесса;

2) условиям реализации  основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным  условиям;

3) результатам освоения  основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение  федеральных государственных образовательных  стандартов осуществляются в  порядке, установленном Правительством  Российской Федерации.

7. Федеральные государственные  образовательные стандарты утверждаются  не реже одного раза в десять  лет.

8. Федеральные государственные  образовательные стандарты, а  также устанавливаемые в соответствии  с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Глава 2.

Статья 3. Государственная политика в сфере дошкольного образования.

1. Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования  определяется конституцией страны и  другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. 
2. Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка: 
- обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования); 
- заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей; 
- содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

Процесс развития дошкольного  образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в  России утверждена Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые  стратегические цели образования. Одна из них – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ  в сфере дошкольного образования  является обеспечение государственных  гарантий доступного и качественного  дошкольного образования, обеспечивающего  равные стартовые условия для  последующего успешного обучения ребёнка  в школе. При этом доступность  характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями  и способностями ребёнка к  освоению программ на последующих уровнях  образования.

 

Экономика системы  образования

Основные положения

Учредителем образовательного учреждения могут быть органы государственной  власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные  организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные  общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации  и иностранные граждане.

 

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Государственные и муниципальные  образовательные учреждения могут  быть бюджетными или автономными.

Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве  оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.

Недвижимое имущество  и особо ценное движимое имущество  автономного государственного или  муниципального образовательного учреждения, закрепленное за ним учредителем  или приобретенное автономным учреждением  за счет средств, выделенных ему учредителем  на приобретение этого имущества, находится  у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия учредителя. Остальным  имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное образовательное  учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных случаев, оговоренных действующим законодательством.

Бюджетные государственные  и муниципальные образовательные  учреждения полностью или частично финансируются из бюджетов соответствующих  уровней, а также могут иметь  иные источники поступления финансовых средств, предусмотренные законодательством.

Основой финансирования автономных образовательных учреждений являются задания, устанавливаемые учредителем  с учетом разрешенной уставом учреждения деятельностью.

Финансирование федеральных  государственных образовательных  учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных  учреждений, находящихся в ведении  субъектов Российской Федерации, и  муниципальных образовательных  учреждений - на основе федеральных  нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

Негосударственные образовательные  учреждения могут получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную  деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Оплата труда работников государственных и муниципальных  образовательных учреждений может  производиться как на основе Единой тарифной сетки, так и на основе новых  систем оплаты труда.

 

Разделение  затрат на финансирование  образования

Увеличение затрат на образование  стало устойчивой тенденцией последних  десятилетий. Вместе с тем очевиден переход от достаточно динамичного  перераспределения государственных  расходов на образование, характерный  для 50-70-х годов, к более "спокойному" процессу роста расходов с 80-х и  в прогнозе на перспективу до 2015 года (рис. 1) [1].

Рис. 1. Доля государственных  расходов на образование в период с 1950 по 2015 год, %

Однако задачи современного периода формирования информационного  общества сродни задачам 50-х годов, связанным с развитием индустриального  общества и обусловленным этим возросшим  запросом к сфере образования. Но близость задач не подкрепляется  общностью подходов: отсутствует  столь же динамичный рост государственных  вложений в сферу образования. Если же анализировать социальный заказ  на получение образования (высшего  в частности) и в других странах (прогноз и статистика численности  студентов), то выявляется расхождение  в динамике запроса на высшее образование  и намерений государств его поддерживать.

Разрыв между требуемой  и планируемой денежными массами  усиливается за счет роста затрат на обучение, обусловленного общей  тенденцией к "капитализации" образования, к неуклонному росту материальных затрат в общей структуре затрат на подготовку специалистов. По экспертным оценкам этого процесса, стоимость основных средств, используемых для обучения студентов (вычислительная техника, учебное и лабораторное оборудование), выросла не менее чем в 2-3 раза, охватывая не только технические специальности, для которых наличие значительной материальной базы является традиционным, но и гуманитарные.

Каким образом компенсировать этот разрыв? Ответ на этот вопрос, еще  недавно достаточно однозначно решавшийся в национальных доктринах образования  ряда стран в пользу роста государственной  поддержки, постепенно смещается в  плоскость разделения затрат на образование  из государственных и семейных бюджетов.

По указанным выше причинам ситуация, в которой родители и  студенты будут нести увеличенные  затраты, как неизбежна, так и  экономически обоснована. Целый ряд  стран мира, включая Китай, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Восточной и Центральной Европы, а также и промышленно развитые страны Запада, демонстрируют в вопросах финансирования образования подходы неолиберальной экономики.

Российская высшая школа  с конца 80-х годов совершила  эволюцию от модели исключительно государственной  поддержки высшей школы к модели ее многоканального финансирования. До сих пор общество неоднородно  во мнении о том, что дальнейшее смещение груза затрат на высшее образование  на студентов и семьи правильно, необходимо или хотя бы "благоразумно". Переход от представлений о финансировании высшей школы как обязанности  государства, о том, что оно должно быть бесплатным, по крайней мере для тех, кто сможет пройти жесткую систему конкурсного отбора, происходит весьма сложно. Этот подход базируется на мысли, что именно общество в целом извлекает выгоды от образованности своих членов, и это соображение перевешивает очевидные частные преимущества, получаемые выпускниками и их семьями.

Однако разделение затрат на финансирование образования стало  свершившимся фактом.

 

Приоритетны ли социальные приоритеты?

    Государственная  Дума РФ приняла в первом  чтении федеральный бюджет на 2004 год с профицитом в 83,4 млрд рублей. Наличие профицита как с точки зрения экономической теории, так и практики должно означать, что все приоритетные направления экономической политики должны быть профинансированы полным рублем.

Информация о работе Государственная политика в области дошкольного образования