Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 19:46, реферат
В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.
Главные приоритеты
социальной политики
В интервью, опубликованном
в газете «Поиск» 29 августа
2003 года, министр образования Владимир
Филиппов выразил
Действительно,
на протяжении последних трех
лет расходы на образование
в федеральном бюджете в общих
расходах федерального бюджета
стабильно растут. Так, в 2001 году
эта доля составила 4,02%, в 2002
году — 4,11%, в 2003 году — 4,16%.
В проекте федерального
Таким образом,
по мнению министра, реализуется
важнейший принцип
Попытаемся объективно
разобраться с реальным
Так ли это на самом деле? Каковы расходы на образование в целом по стране?
Проверка, проведенная в этом году Счетной палатой РФ в Минобразовании России, исполнительном органе страны, ответственном за проведение государственной политики в сфере образования, показала, что министерство в полной мере не владеет показателями общих расходов на образование по стране в целом, без анализа которых трудно вести разговор о государственной политике в этой сфере.
Ответственные
работники Министерства
Между тем по «Положению о Министерстве образования Российской Федерации», утвержденному Правительством и соответствующему закону «Об образовании», именно министерство «проводит государственную политику в области образования» и «имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения и документы, необходимые для осуществления возложенных на министерство задач».
Другими словами,
министерство постепенно
Подчеркнем два
важных аспекта
Приведем динамику государственных расходов на образование за последние 5 лет и прогноз на 2004 год (см. таблицу 1).
Из данных таблицы
1 видно, что удельный вес
Несмотря на
рост расходов на образование
в федеральном бюджете в
Итоги в системе образования России за 2010 год
В 2010 г. в системе
профессионального образования
начала складываться принципиально
новая ситуация: невузовское профессиональное
образование серьезно пострадало от
экономического кризиса, высшее образование
выиграло. Еще одним выигравшим было
дошкольное образование, а общее
образование оказалось среди
тех, кто в кризис потерял. Представляется,
что эти процессы окажут значительное
воздействие на посткризисное развитие
системы образования и в
Считается, что система образования, равно как и социальная сфера в целом, достаточно безболезненно прошла экономический кризис: бюджетное финансирование росло, бюджетный прием в вузы снизился незначительно, цены платного обучения в высшей школе были заморожены, а тем, кто взял образовательный кредит, государство помогло пережить трудные времена.
На самом же деле в 2010 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. на уровне 2008 г., в 2010 г. незначительно, но стали падать (рис. 1). За два года – 2009–2010 гг. – сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.
Падение контингентов учащихся, которое могло бы оправдать указанное снижение бюджетного финансирования, на многих уровнях системы образования продолжалось, но было не столь интенсивным как раньше. В общем (школьном) образовании число учащихся в государственных и муниципальных школах сократилось в 2010 г. на 0,1%, за два года – на 0,3%.
В начальном профессиональном образовании (НПО) сокращение численности учащихся составило в 2010 г. примерно 5%, а за два года – 12%. Однако в случае НПО надо учитывать, что в последние годы идет интенсивное слияние учреждений НПО и среднего профессионального образования (СПО), поэтому часть учащихся НПО теперь учитывается в системе СПО. Кроме того, контингент системы НПО составлял в 2010 г. немногим более 4% от общей численности учащихся в дошкольном, общем и профессиональном образовании, обучающихся за счет бюджетных средств.
В среднем профессиональном
образовании общее число
Достаточно интенсивно в 2009–2010 гг. уменьшалась численность студентов в государственных и муниципальных вузах: в 2008 г. в них обучалось 6214,8 тыс. чел., а в 2010 г. только 5848,7 тыс. чел., или 94,1%. Таким образом, студенческий контингент госвузов уменьшился на 5,9% за два года. При этом бюджетный контингент сократился на 4,3%. Вместе с тем в высшем образовании бюджетное финансирование в реальном выражении в 2009 г. росло, а в 2010 г. не снижалось (рис. 2).
Таким образом, несмотря на
все разговоры о переизбытке
студентов вузов и «навесе» [1]
высшего образования, в кризисные
годы шло перераспределение
Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее профессиональное образование (рис. 4–6).
В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009–2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году – на 4,8%. В начальном профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате которой бюджетные расходы на НПО проходят по системе СПО (как и в случае с численностью учащихся). В силу этого реальные бюджетные расходы на НПО могут быть выше, чем это следует из данных Федерального казначейства (рис. 5) .
Падение бюджетных расходов на НПО в номинальном выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.
В системе СПО бюджетное
финансирование в период кризиса
также демонстрировало
В целом система НПО–СПО, если рассматривать ее как единое целое, серьезно пострадала в кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.
Таким образом, в 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.
Список литературы
http://ni-journal.ru/archive/
Информация о работе Государственная политика в области дошкольного образования